Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

академик владимир буданов: православие выбрало меня

живоносный источник • № 1 (2) 2010 год


владимир иванович буданов — известный в россии и за рубежом геолог, доктор геолого-минералогических наук, академик российской академии естественных наук (раен) и член-корреспондент ан республики таджикистан. он закончил в 1956 году геологический факультет мгу, 17 лет проработал на памире в экспедициях геологической службы, затем 21 год — в институте геологии ан таджикистана, а проблематикой памира занимается до сих пор, хотя последние 15 лет работает в сибири.


он является автором более 200 научных работ по геологии памира, участвовал в составлении геологических карт памира, таджикистана, казахстана и средней азии. но владимир иванович — не просто ученый. вместе со своими друзьями он построил в искитимском районе у деревни старососедово часовню. а в последнее время он занимается также иконописью. о науке и вере, о часовне и иконах – наше интервью с этим удивительным человеком.

— владимир иванович, расскажите, откуда ваши предки и как сложилась ваша жизнь?

— моя мать – украинка из черниговской деревни попова гора. мой отец и все наши предки жили в деревнях дмитровка и пальная в степной части самарской области. после женитьбы в далеком 1922 году мои родители оказались в сибири, в деревне недалеко от озера чаны. после отца направили в сельхозакадемию в одессе, но там начался голод и бандитизм, он не получил образования, но стал мукомолом божьей милостью. а я родился в г. мелекессе ульяновской области. там, а позже в куйбышеве и деревнях самарской области, прошло мое детство.

мать занималась семьей. нас было шестеро детей, а потом и восемь внуков, так что семья всегда была очень многочисленной. отец с утра до ночи был на работе, сначала восстанавливал мельницы, потом занимался наведением порядка на глухих железнодорожных станциях, а в мелекессе руководил артелями инвалидов войны, которые просто героически кормили и обеспечивали наш родной город.

я окончил школу, потом геологический факультет московского университета и был направлен на работу в таджикистан, там со мной жили 20 лет

владимир буданов.

мои родители, там проработал я почти 40 лет на памире и в южном тянь-шане. в таджикистане еще до распада ссср началась гражданская война, но все это время мы прожили в душанбе, и только в 1994 году я был вынужден покинуть таджикистан, так как геологическая работа там стала практически невозможной. с тех пор уже 15 лет я работаю в сибири.

— вы геолог. почему вы выбрали эту профессию?

— это длинная история. первые мысли о геологии появились у меня, когда сразу же после победы в отечественной войне нас, 10-15-летних мальчишек и девчонок послали в пионерлагерь в жигулях на волге. замечательное было время! во время одного из путешествий по жигулям, на речном пляже я нашел кристалл кварца, божественный в своем совершенстве. хранил его, он и возбудил во мне первые мысли о геологии. после этого прочёл книги владимира арсеньева о тайге, роман георгия тушкана о приключениях на памире, рассказы ивана ефремова о геологах и романы «на краю ойкумены» и «путешествие баурджеда» о жизни древних греков и египтян. позже читал книги замечательной географической серии, в частности книгу академика владимира обручева «мои путешествия по сибири». в сущности, довольно дерзко написал ему письмо о том, что хочу стать геологом, и вдруг получил от него доброе письмо с советами по чтению и рекомендацией поступить в университет. так я и сделал, выполнил все советы моего благодетеля и что же? оказался там, о чем читал и мечтал: сначала в якутской тайге, потом долго работал на памире, три года проработал в египетской пустыне, а много позже снова оказался в институте геологии, в академгородке.

часовня, построенная в. и. будановым и его друзьями.

— почему вы выбрали православие?

— это скорее православие выбрало меня, ведь за 40 лет работы в мусульманских странах я чувствовал себя православным и не обратился в ислам, хотя специально изучал труднодоступный в те времена коран. к тому же, в материнском роду у нас были священники, а в отцовском роду мои деды-прадеды до пятого колена были тесно связаны с церковью, были деревенскими блаженными, пели в церковных хорах и даже регентствовали.

безусловно, я сравнивал вероучения, беря пример со своего тезоименитого святого — равноапостольного князя владимира, и выбрал православие как наиболее благодатную религию — в других меня не устраивала жестокость или отрешённость и безразличие. но сильнее всего это решение было продиктовано неописуемыми земными страданиями нашего спасителя и чистотой пресвятой богородицы.

первыми примерами христианской жизни я обязан родителям, хотя отец и был коммунистом, но не из тех, кто теперь подвержен поруганию, а тех, что фактически «сгорели» на своей работе. он начинал церковным служкой, пел в хоре, но в результате чехословацкого мятежа и репрессий вынужден был бежать из родной деревни и дальше мальчишкой участвовать в гражданской войне. моя мать дала мне первую заповедь: «никому, никогда, ни по какому поводу не завидуй, обходись тем, что есть». дед мой роман сказал как-то: «перекрестись, владимир!» я ответил ему, что не могу, так как являюсь пионерским руководителем. «тогда читай библию и жития святых!» — «а это, дедушка, я с радостью». каково же было мое удивление, когда на первой же наугад открытой странице жития я нашел повествование о святом князе александре невском, любимом нашем герое!

первую библию я приобрёл всеми правдами и неправдами в 1957 году, читал и хранил ее 50 лет, а потом передал в семью сына, которая вся глубоко воцерковленная. все мои дети (сын и дочь), моя покойная первая жена и семеро внуков православные. сам я до крещения и после него являюсь носителем всяческих грехов, но никогда не хулил бога…

крещение в. и. буданова

я крестился в уединенной часовне в салаирских лесах, на таежной заимке, принял крещение в возрасте 74 лет от благочинного юго-восточного округа нашей епархии священника игоря затолокина. так мне казалось правильным – принять святое крещение именно в этих лесах в окружении моих дорогих товарищей и от священника, который окормляет эти удалённые места и людей, проживающих и трудящихся здесь.

— правда ли, что вы построили эту часовню своими руками?

в. и. буданов, а. п. колупахин, иерей павел плотников.

на лесной заимке.

— правда, правда, но конечно не только своими, со мной трудились мои друзья. сначала появилась идея: «где хутор, там и часовня», потом сделали сруб. дальше стали выбирать место и выбрали его на плоском возвышении над нашей заимкой. установили фундамент на четырех связках стальных труб, выровняли уровень, сложили венцы, выложили стропила и кровлю, а потом смонтировали барабан с главой и крестом, позже сделали крыльцо, ограду и посадили в ограде кедры и ель. изготовили большую икону — печатную копию николы липенского новгородского письма 1294 года, написали иконы спасителя и пресвятой богородицы (петровской), а позже расписали свод символами евангелистов, все это под наблюдением и с бескорыстной помощью известного православного ученого и иконописца в.а. баранова.

на все получили благословение нашего духовного пастыря отца игоря, он же по благословению архиепископа новосибирского и бердского тихона освятил иконы, крест и купол часовни, а также все дома и хозяйственные помещения заимки. отец паисий, игумен рязанского иоанно-богословского монастыря, наш дорогой гость, также участвовал в освящении закладки одного из домов. в нашей часовне уже крестилось от отца игоря множество людей — как детей, юношей, так и взрослых. все гости, а это охотники, геологи, биологи, егеря, лесники, служилый люд, профессура научных институтов и университетов, жители старососедова и окрестных деревень, других областей нашей страны и зарубежные гости обязательно посещают нашу часовню и молятся в ней…

— а что такое салаир?

— салаир — это меридиональный кряж, проходящий между новосибирской и кемеровской областями, первые возвышенности его разделяют искитимский и маслянинский районы. холмы и лога здесь поросли смешанным лесом (сосна, берёза, осина, редко — лиственница), конечно, в последнее время основательно вырубленным, особенно это касается хвойных пород. в уединённой долине располагается наша заимка в окружении все ещё хорошего леса. на арендованной земле развели небольшое хозяйство, естественно, затратного типа, держим кроликов, птицу, лаек чистой западно-сибирской линии, медведя, барсуков и других животных для натаскивания собак. заимка напоминает небольшой хутор, для которого и понадобилась, как раньше у всех православных людей, часовня.

— вы геолог, а есть ли у вас, кроме специальных работ, художественные произведения?

— есть книга стихов «салаирская рапсодия», в которой воспета наша маленькая лесная страна, наша заимка и её замечательные люди, мои дорогие товарищи. есть книга прозы «египет: в стороне от туристских дорог», в которой описана работа советских геологов вместе с египетскими геологами в египте, а также красоты его городов, египетских пустынь, красного моря, египетских, христианских (коптских) и исламских древностей. недавно вышла книга моих воспоминаний о работе на памире «восхождение к подножию солнца». и есть ещё не опубликованный дневник, который я вел с 1989 года «хроника апокалипсиса нашего времени», в котором нашли место мои заметки о времени распада ссср и о последовавшей за ним гражданской войне в таджикистане.

иерей игорь затолокин у часовни.

остается надеяться, что с божией помощью будущее станет временем возрождения нашей родины, так чтобы апокалипсис не оказался только временем разрушения, но стал бы и временем формирования «нового неба и новой земли», по словам апостола иоанна богослова.

— некоторое время назад вы начали писать ещё и иконы, не могли бы вы поделиться своими соображениями об иконописании?

— для меня икона — это духовная радость, удивление, поклонение, она славит величие божие… икона — непременный святой атрибут нашей церкви, нашего дома, нашего государства. икона является не просто художественным изображением, но является первообразом спасителя, богородицы, святых всего христианства и земли нашей. она пишется по православному канону, у неё даже перспектива не земная, а так называемая обратная, расширяющая земной мир до обители нашего господа иисуса христа. русская икона не имеет аналогов сейчас в мире и во всех временах — настолько она богодухновенна, прекрасна, чудесна божественным своим рисунком и колоритом. но главное в иконах — это их святость. многие иконы являются чудотворными, многие иконы ограждают в веках нашу родину от нападений врагов и природных напастей и катаклизмов. икона является непременным спутником и хранителем каждого православного человека, где бы он ни находился.

мой учитель, новосибирский иконописец в. а. баранов, является сторонником предельно простых иконных ликов, которые важны по своему первообразу и имени, по святости, больше всего он ценит иконы домонгольского периода, некоторые поздние иконы (рублева, дионисия, других школ). я воспринял от него точно такое же отношение. я прошел у него курс первоначального обучения, написал 12 первых своих икон (спасителя, богородицы петровской, равноапостольной ольги, святых мучениц — юлии, лидии, фотинии, и др.) и раздал их по родным, друзьям и храмам. затем начал большую икону «никола со святыми на полях». теперь она находится в нашей часовне.

архимандрит зинон, известный иконописец, считал, что обучаться иконописанию надо 15 лет, я на это смотрю реально так: может, и не доживем, но учиться будем…

orthedu.ru /

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 9

Яндекс.Метрика