Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Основные аспекты катехизической беседы [Новосибирская и Бердская епархия] []

17.01.2011

основные аспекты катехизической беседы

воспитанник 2 курса новосибирской православной духовной семинарии малышев илья валерьевич.
доклад на семинаре «катехизация в приходе» проходившему в рамках xiv новосибирских рождественских образовательных чтений 13 января 2011 года.


ваше высокопреосвященство!
дорогие участники рождественских чтений!
говоря о катехизических беседах, будем иметь в виду именно огласительные беседы перед таинством крещения, которые ныне становятся повсеместным явлением многих приходов нашей церкви.

таинство крещения стоит на пороге церкви и для человека, желающего стать христианином — это важнейшее событие в его жизни, новое рождение и необходимое условие для спасения. и потому, как рождение нового человека в мир требует тщательной подготовки со стороны родителей, так и рождение нового христианина, искреннего члена церкви, требует от пастырей тщательной подготовки желающих принять это таинство. подготовка эта заключается не только в объяснении того, что такое христианство, чем оно отличается от остальных религиозных систем, не только в изложении догматов веры, но, самое главное, возбудить в сердце оглашаемого желание изменить свою жизнь, зажечь ревность и стремление следовать за христом. остается только понять, как это совершить, что именно нужно говорить и делать, какие условия для этого нужны?

необходимо, прежде всего, представить то, как будет проходить сама беседа, сколько необходимо таких бесед, какой минимум информации должен быть донесен до слушателя для усвоения христианских истин. так или иначе, говорить о едином стандарте катехизации на приходах на данный момент не приходится. практика складывается различна: кто-то протаптывает новые дорожки, кто-то перенимает опыт других. все зависит от кол-ва людей приходящих на беседы, от возраста и уровня подготовленности слушающих, от времени которым располагает катехизатор для таких бесед.

«катехизация перед крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений» (2 правило 1 вселенского собора). поэтому важно определить кол-во бесед необходимых для подготовки людей к крещению, дни и время их проведения. кол-во необходимых для оглашения бесед складывается постепенно из практики или же заранее подготовленной программы. готовящийся ко крещению человек должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призывы церкви. частая и минимальная на сегодняшний день приходская практика — одна беседа за неделю до крещения. однако бывает и значительно больше. например, в одном приходе существует практика проведения 6 тематических бесед перед крещением. желающий креститься должен посетить их все, однако не обязательно начинать с первой. придя на третью, он пройдя постепенно все, закончит обучение на второй. существуют практики и с 12-ю беседами. конечно, при таком большом количестве занятий должна быть разработана четкая эффективная программа обучения, оправдывающая такой длительный срок подготовки оглашенных. если человек, желающий принять крещение, уже обладает достаточной подготовкой и знаниями, в индивидуальном порядке он может быть допущен к купели намного раньше.
необходимо выбрать удобное время и день для посещения занятий. это может быть субботний или воскресный день в заранее оговоренное время. не исключена возможность индивидуальных бесед для отдельных людей, которые не могут придти в определенный день и время. оптимальная продолжительность одной беседы может составлять от 40 минут до полутора часов. занятия не должны быть затянутыми, но должны проходить с максимально пользой для присутствующих.

в зависимости от кол-ва оглашаемых при приходе могут создаваться несколько групп для посещения занятий.

катехизация должна быть в первую очередь встречей и диалогом, а не только монологом катехизатора. одним из эффективных способов проведения занятий является живая беседа с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни, поясняющих основные истины веры. необходимо давать людям высказаться, самим задавать вопросы. посредством такого общения удается узнать людей ближе и открывает возможность впоследствии индивидуальной работы с каждым. желательно, конечно, в данном случае, чтобы катехизатором был именно священник. это является определенной гарантией последующего всецелого вовлечения крещаемого в приходскую жизнь.

очень важно еще в начале беседы узнать мотивы, с которыми люди пришли креститься. часто они имеют далеко не христианский, а суеверный или оккультный характер. люди во многом имеют искаженное представление о церкви, священнослужителях, взятые, как правило, из сми. необходимо в легкой и доступной форме эти мифы развеять и объяснить истинное значение таинства крещения.

существует различные мнения относительно знаний требуемых от оглашаемого для совершения над ним крещения. но определенным минимумом, должно быть знание, а главное понимание, православного символа веры, исповедание которого является важным условием для принятия таинства. проводимые беседы должны раскрывать его содержание. люди должны узнать, кто такой бог, почему его называют святой троицей, для чего он сотворил этот мир, почему в нем существует зло и несправедливость, рассказать о грехопадении человека, о испорченности его природы и невозможности самостоятельного исцеления, о богочеловеке иисусе христе и совершенном им деле нашего спасения. можно попросить готовящихся ко крещению выучить символ веры, а также прочитать дома минимум одно из синоптических евангелий (например, «от марка») и какую-либо полезную для получения начальных знаний литературу. если в ком-то есть большее усердие, кол-во домашних заданий может быть большим.

замечательно, если помимо теоретических знаний о вере оглашенные получат практические навыки христианской жизни, которые они во время подготовки к крещению могут уже начать применять. важнейшие из них — молитва и жизнь по заповедям. необходимо объяснить, что сутью молитвы является, прежде всего, живой диалог с богом, что это не какие-то заклинательные формулы. в качестве домашнего задания можно дать выучить минимум молитвословий, такие как: «отче наш», «богородице дево…», иисусову молитву. для кого-то возможно дать минимальное молитвенное правило, которое человек может уже выполнять дома постоянно для приобретения навыка молитвы. в контексте разъяснения божиих заповедей, необходимо объяснить, как они относятся к нам сегодня, раскрыть их содержание. например, что значит почитание субботнего дня для христиан, или же кого или что сегодня можно назвать кумиром, которому вторая заповедь моисея запрещает поклоняться и прочие. все желательно сопровождать понятными примерами.

существует практика объяснения на беседах значения богослужения в жизни христианина и таинств, раскрытие их смысла. важно рассказать о центре христианской жизни, о таинстве евхаристии, ее значении. кто-то, следуя примеру «огласительных и тайноводственных бесед» свт. кирилла иерусалимского делает это только для тех, кто уже принял святое крещение. также желательно заранее рассказать о чинопоследовании крещения. это позволит крещаемым осознано присутствовать, а главное активно участвовать в совершении таинства. так они будут сами произносить символ веры, будут отвечать на прошения священника во время ектений. обязательное посещение воскресных служб должно становиться навыком еще до крещения.

одной из важных практик на пути оглашения является так называемая огласительная исповедь, которая сама по себе не является таинством, но помогает священнику узнать о жизни человека, собирающегося стать христианином. вполне возможно, что он совершает какие-то грехи, совершение которых он считает нормой, однако которые могут препятствовать совершению над ним таинства. и это важно объяснить и указать путь к исправлению. возможно даже отложить его крещение до тех пор, пока он не осознает необходимости в изменении своей жизни.
во время огласительной беседы или после нее можно организовать чаепитие. такая практика позволяет готовящимся ко крещению познакомиться друг с другом поближе и, скорее всего, после крещения, продолжить сохранять тесные дружеские связи и помогать друг другу с духовном возрастании. в такой более неформальной разряженной обстановке оглашенные могут задать какие-то свои личные вопросы священнику, что-то обсудить. на последующие беседы люди могут сами приносить что-нибудь к чаю из дома.

если есть возможность, катехизатор должен иметь подборку необходимого раздаточного материала, в виде небольших брошюрок, аудио-видео лекций, фильмов, помогающих человеку самостоятельно получать необходимые знания. дать доступ к библиотеке прихода. также во время бесед можно просматривать фильмы и обсуждать их.

существует множество различных практик проведения бесед перед крещением эффективных и менее эффективных. всегда есть возможность внести какие-то собственные оригинальные методики. все зависит от предоставленного времени и желания как со стороны катехизатора, так и готовящихся ко крещению. очень важно, чтобы люди прошедшие огласительные беседы и принявшие крещение, переступив порог храма не были отвергнуты или оставлены на попечении самим себе. забота, обучение и духовное руководство о новокрещенных чадах должна начинаться уже с первой беседы перед крещением и продолжаться всю их жизнь.

здесь я хотел бы привести пример одной практики, которая, как мне кажется, имеет существенные недостатки. это проведения огласительной беседы непосредственно перед крещением. самый очевидный недостаток — это минимальное время общения оглашаемых и священника. за такой промежуток времени дать человеку знание о вере и жизни по вере, так, чтобы она была воспринята и усвоена не представляется возможным, скорее беседа будет нести формальный характер, а у людей может вызвать раздражение, как нечто ненужное и занимающее их время. в конце такой беседы все пришедшие допускаются к таинству. в итоге новокрещенные члены церкви покидают храм, не имея даже малейшего желания как-то изменить свою жизнь.

в заключении своего доклада я хотел бы сказать, что если постоянно помнить основную задачу оглашения и катехизации —достучаться до сердца человека, чтобы он, услышав слово благовестия, обратился ко христу, решился отложить ветхого человека и ступить на путь новой жизни, то достижение этой цели сильно зависит от личных и духовных качеств самого катехизатора, его ревности и искреннего желания привести людей ко христу. окружающие должны видеть живой пример исполнения евангельских заповедей на нем, пример любви и заботы о ближнем, которому бы захотелось подражать. покойный митрополит антоний сурожский говорил об этом такие слова: «человек не может стать верующим, если не увидит в чужих глазах свет вечной жизни».

спасибо за внимание!

orthedu.ru /

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 5



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика