Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Крещение Господне [Барнаульская епархия] []

18.01.2011

как и к празднику рождества, церковь заранее начинает готовить верующих к празднику крещения господня. и тем радостнее само торжество. что же произошло при крещении господа? самое главное — это явление пресвятой троицы. именно поэтому праздник также называется богоявлением.

икона праздника. www.st-catherine.ru

как и к празднику рождества, церковь заранее начинает готовить верующих к празднику крещения господня. и тем радостнее само торжество.

подготовка к празднику и сочельник

четыре дня перед крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. в церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность рождества христова и крещения господня, которые до середины iv века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). оканчивая предпразднование крещения, церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с рождеством, но и с воскресением господним: «со мною кто в крещении, тот и славы воскресения со мной насладится», — обещает христос словами богослужения.

неоднократно говорится о том, что христос — свет, просвещающий бывших во тьме. этим свидетельствуется, что крещение господне есть начало явления божественного света в мире. об этом говорят и древние названия праздника: просвещение, праздник светов. об этом говорят и церковные песнопения, например: «явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет твой, господи, знаменася на нас (открылся в нас)…»

в день перед самым крещением — крещенский сочельник — богослужение во всем подобно рождественскому сочельнику. кроме прочего, сходно в этих службах обилие ветхозаветных отрывков — здесь их даже не 8, как под рождество, а 13.

кроме того, о рождественском сочельнике напоминает и предписание строгого поста в этот день — это первый постный день после праздника рождества христова, так во все время святок церковь ради великой радости не только не предписывает, но и отменяет все посты.

начало евангелия — иордан

что же произошло при крещении господа? самое главное — это явление пресвятой троицы. именно поэтому праздник также называется богоявлением. бог отец свидетельствует с неба: «сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». бог сын принимает крещение по своей человеческой природе; дух святой в виде голубя нисходит на него. этим утверждается вера в божественную троицу и вера в божество иисуса христа. «богоявления время, христос явися нам во иордане реке», — поют в храме.

от вод иордана воссиял свет евангелия, так как с этого дня христос начал проповедовать новый завет: «покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное». крещение господне — это торжественное вступление иисуса христа на общественное служение роду человеческому.

христос безгрешен, и потому не нуждался в крещении, то есть в очищении личных грехов, но своим крещением, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах иордана грехи всего мира».

днесь вод освящается естество

великое освящение воды, соловки

торжество иорданского события церковь знаменует особым обрядом великого освящения воды. совершается оно дважды — в сочельник и в самый день богоявления. благодать освящения воды подается одна и та же, одинаковы и молитвы, и троекратное погружение в воду животворящего креста господня. в день накануне праздника при водоосвящении кроме крещения господня вспоминается еще и крещение оглашенных (в древней церкви был обычай подолгу готовиться к этому таинству, и крещение происходило всего несколько раз в год; одним из таких дней был день просвещения). в древней иерусалимской церкви был обычай в день крещения выходить для водосвятия на иордан, поэтому в сочельник воду освящают в храмах, а в сам день праздника, если есть такая возможность, чин этот совершается на реках, источниках и колодцах, ведь и христос крестился вне храма. поскольку значение воды в оба дня одинаково, вовсе не стоит дважды набирать и раздельно хранить ее в двух сосудах.

подобно тому, как в литургии продолжается таинство воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. после грехопадения адама и евы в раю пострадал весь мир, при пришествии спасителя также возрадовалась вся природа.

богомольцы или моржи?

есть благочестивый обычай окунаться в иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. главное, чтобы для христианина это не стало «церковно-спортивным подвигом»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, а спускается в воду, стесняя себя ради христа; кто-то, гикая, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем. стоит только сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать этому обычаю, следует взять на это благословение у священника. и, разумеется, это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников.

химическая задачка

все, даже нечасто ходящие в церковь, знают, что крещенская вода может годами стоять и не портиться. но многие почему-то думают, что так происходит из-за ионов серебра, которые попадают в воду при освящении ее крестом. много уже говорено о том, что все драгоценные металлы как были изъяты у церкви при большевиках, так и не вернулись в приходской обиход. но до сих пор сложно решить такую, например, химическую задачку: сколько ионов серебра содержится в одном литре крещенской воды, если водоосвящение происходило на волге, ширина которой в этом месте составляет 300 метров, глубина — 20 метров, скорость течения — 3 метра в секунду, общее время нахождения креста в реке составляло одну минуту, а крест, которым сельский батюшка совершал обряд, был деревянным?

вот путь, ведущий вниз, а вот — вода из крана
(б. гребенщиков)

в богоявленский собор г. орла за крещенской водой

некоторым людям так сложно дойти до храма, что они считают, что любая набранная в этот день вода, предположим, просто из московского водопровода, имеет все свойства крещенской воды. в некоторых случаях, конечно, это и так. например, если христианин оказался в далекой стране, где нет и намека на православный храм, нет и надежды встретить священника. и если в этот день этот христианин усердно будет молиться богу, радуясь о светлом празднике, и наберет воды, то господь по вере его освятит эту воду и даст ей благодать. если чья-то ситуация подобна этой — бог восполнит невозможность этого человека участвовать в празднике вместе с церковью. ну а если мы просто ленимся войти в храм или боимся, что нам какая-нибудь бабушка что-то с большой любовью скажет о нашей пластиковой бутылке — кажется, это другое дело.

воды набрали. что делать дальше?

в богоявление крещенскую воду можно пить целый день. но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни). кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы или, если речь идет о деревне, где стоит скот. можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль.

а если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, — можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится. поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до следующего крещения вам и вашим близким.

впрочем, и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно. лучше будет перелить ее из пластиковой посуды в стеклянную и хранить не где попало, а рядом с иконами или в ином почетном месте. также пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар господень был нам во здравие души и тела. тогда и не придется смущаться и спрашивать у священника, что делать с зацветшей или забродившей святой водой.

сегодня, 18 января, в храмах барнаула в 16:00 пройдет всенощное бдение.

завтра, 19 января - божественная литургия - в 9 часов, а в 11:30 - от никольского храма до речного вокзала пройдет крестный ход, где состоится великое освящение воды.

но воду можно брать в храмах уже сегодня, 18 января!

пункты купания в день празднования крещения господня


обряд погружения

в день празднования православного праздника крещения господня, 19 января, на реках и водоемах края будут функционировать 15 санкционированных мест для совершения обряда погружения в освященную воду.

государственные инспекторы центра гимс мчс россии по алтайскому краю произвели замеры толщины льда, определили максимально допустимую нагрузку на него и допустили к эксплуатации следующие крещенские купели:

- в селе утянка хабарского района на реке бурла;

- в городе камень-на-оби на реке обь;

- в районном центре панкрушиха на реке бурла;

- в районном центре усть-пристань на реке обь;

- в районном центре красногорское на реке чеша;

- в районном центре смоленское на реке поперечная;

- в районном центре алтайское на реке каменка;

- в городе белокуриха на реке белокуриха;

- в районном центре шелаболиха на реке обь;

- в селе павловск на касмалинском пруду;

- в районном центре советское на реке каменка;

- две купели в городе барнауле: в районе речного вокзала на реке обь и в поселке кирова на озере пионерском;

- в городе бийске на реке бия;

- в городе рубцовске на реке алей.

на реке обь в районе речного вокзала краевой столицы будет организована купель на площади размером 25х25 метров, толщина льда в месте проведения обряда погружения составляет около 50-60 см, что позволяет одновременно находиться на этой площади около 100 человек. во время погружения на всех купелях будет организовано круглосуточное дежурство представителей городских и сельских администраций, отделов и управлений по делам гочс, сотрудников охраны правопорядка и гибдд, а также медиков, спасателей и инспекторов гимс.

по материалам издания "татьянин день", иа "атмосфера" и собстенная информация



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика