Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

святейший патриарх кирилл: образование — важная сфера взаимодействия церкви и государства

24 января 2011 г. 14:57

24 января 2011 года в государственном кремлевском дворце состоялось торжественное открытие xix международных рождественских образовательных чтений. церемонию открытия форума, который в этом году посвящен теме «церковь и государство: соработничество в решении общих задач», возглавил святейший патриарх московский и всея руси кирилл.

«образование — важная сфера взаимодействия церкви и государства. она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей, — отметил предстоятель русской православной церкви, обращаясь к участникам форума со вступительным словом.— конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты».

«особую остроту в начале xxi века приобрела тема миграции, — сказал святейший владыка. — россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения».

указав на необходимость создания механизма интеграции, позволяющего мигрантам освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения, святейший патриарх заявил о готовности церкви активизировать взаимодействие в образовательной области с федеральной миграционной службой.

«одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи <...> государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолении этого зла. и здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить», — убежден предстоятель. в связи с этим святейший патриарх кирилл высказался за сотрудничество с мид россии и другими государственными ведомствами, направленное на создание такой стратегии преодоления радикализма, особенно в молодежной среде, которая включала бы в себя образовательные программы, подчеркивающие значение религиозных ценностей в жизни общества.

говоря о ходе федерального эксперимента преподавания курса «основы религиозных культур и светской этики», святейший патриарх кирилл поделился с собравшимися некоторыми статистическими данными и итогами первого этапа апробации. данные социологические опросов убедительно свидетельствуют о том, что общество приняло и одобрило эксперимент, заявил святейший владыка. по словам его святейшества, критические заявления о якобы принципиальной невозможности преподавания религиозных культур в светской школе несостоятельны юридически (в том числе с точки зрения международного права) и не отражают позицию большинства граждан россии.

вместе с тем предстоятель призвал к продолжению серьезной работы в данной области, с учетом того, что в будущем «религиозная культура будет повсеместно изучаться в светской школе вне зависимости от региона». в частности, святейший патриарх кирилл предложил использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, и учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии.

говоря о дискуссии вокруг новой редакции федерального закона «об образовании», предстоятель заявил о том, что русская церковь «считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе».

святейший владыка упомянул также о новых возможностях, открывающихся в связи с дополненным и измененным федеральным законом «о некоммерческих организациях», который предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые занимаются деятельностью в области образования, науки, культуры.

«православные образовательные учреждения зачастую берут на себя функции социального обеспечения и профилактики правонарушений, то есть содействуют решению задач, более свойственных в настоящее время государственным органам. в этих условиях было бы справедливым, чтобы и государство позаботилось о социально значимых православных образовательных учреждениях», — полагает предстоятель.

святейший патриарх отметил также, что воскресные школы, действующие как досуговые центры, создают условия для общения, творчества и самореализации детей. по словам его святейшества, лицензирование образовательной деятельности воскресных школ, которые в ряде епархий уже получают статус учреждений дополнительного образования, позволит преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве.

«церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина отечества небесного, совершенного божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь отечества земного», — заключил святейший патриарх московский и всея руси кирилл.

патриархия.ru