Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

'Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки' [Рязанская епархия] []

30.01.2011

26 января 2011 года в патриаршем зале храма христа спасителя под председательством архиепископа рязанского и касимовского павла состоялась конференция xix международных рождественских образовательных чтений «творческое наследие святителя феофана затворника - предмет соработничества церковной и светской науки».
с основным докладом на тему: "аскетизм и спасение в понимании святителя феофана затворника" на конференции выступил председатель издательского совета русской православной церкви, председатель научно-редакционного совета по изданию полного собрания творений святителя феофана затворника митрополит калужский и боровский климент. владыка климент в своем докладе выделил цели и задачи аскетического учения святителя феофана, которые заключались в изложении аскетического учения отцов церкви в качестве практического руководства не только для монашествующих, но и для мирян, в научении современного святителю светского человека основам православного подвижничества.


далее с докладом выступил председатель конференции, член научно-редакционного совета по изданию полного собрания творений святителя феофана, затворника вышенского архиепископ рязанский и касимовский павел. владыка павел обратил внимание присутствующих на актуальность трудов святителя феофана для людей, живущих в xxi веке: "значение святителя феофана для нашего времени трудно переоценить. это обусловлено тем, что два периода времени: период деятельности святителя и постсоветское время - соотносятся между собой как время разрушения и время восстановления духовной жизни в россии». нынешнее воскрешение духовной жизни в россии, которое, как отметил владыка, дается с большим трудом, связано, в первую очередь, с глубоким человеческим ниспадением, неверием и идолопоклонством. можно привести 4 степени такого ниспадения, выделявшиеся святителем феофаном: богозабвение, осуечение помышлений, омрачение сердца и поставление разума в качестве единой формы жизни.
каждую из этих степеней ниспадения необходимо преодолевать, что предстоит делать современному человеку в тяжелых нынешних реалиях распространения псевдонаучных теорий, оккультных сект, в условиях, когда под видом толерантности предлагается "мириться со всякими родами нравственными беззакониями, с сектантской агрессией, с издевательством над нашей верой под видом произведений культуры. великое противостояние в нашей стране между теми, кто желает угодить богу и теми, кто борется с ним, по-видимому, только нарастает и будет нарастать в дальнейшем. велики силы внешних и внутренних ненавистников православной руси. всячески стремятся они не допустить изучения православной культуры в школах, изобретают разрушительные методики и технологии воздействия на сознание детей и молодежи, стремятся разрушить связь между поколениями через так называемые ювенальные законы и различные форсайт-проекты. но не в силе бог, а в правде. а правда в нашей православной вере".
архиепископ павел отметил также невозможность решения общегосударственной задачи воспитания молодежи в отрыве от церкви: "воспитание молодежи россии нельзя мыслить без обращения к святоотеческому наследию, к истории россии, неразрывно связанной с русской православной церковью, выдающимся светочем которой является святитель феофан, затворник вышенский".
председатель конференции и докладчики высказали единодушное мнение о необходимости объединить усилия лучших церковных и светских специалистов для более тщательной подготовки и выпуска первого научного издания «полного собрания творений святителя феофана затворника», приуроченного к 200-летнему юбилею святителя феофана, который будет торжественно праздноваться на общецерковном уровне в 2015 году. участниками конференции было поддержано предложение ее председателя обратиться к патриарху московскому и всея руси кириллу с прошением объявить 2015 г. годом святителя феофана.
также с докладами на форуме выступили:
- представитель тамбовской епархии иерей виктор лисюнин зачитал доклад епископа тамбовского и мичуринского феодосия «святитель феофан затворник и духовное просвещение в тамбовской епархии»;
- щербакова м.и., доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом русской классической литературы имли ран им. а.м. горького, заместитель председателя совета по изданию собрания творений святителя феофана затворника, «летопись жизни и творений святителя феофана затворника - круг вопросов»;
- игумен дионисий (шленов), кандидат богословия, заведующий библиотекой мда, «переводческие принципы святителя феофана на примере трех сотниц преподобного никиты стифата из добротолюбия»;
- игумен лука (степанов), заведующий кафедрой теологии рязанского государственного университета им. с.а. есенина, «затвор как форма общественного служения святителя феофана»;
- иерей алексий бурцев, кандидат богословия, исследователь богословского творчества святителя феофана затворника, «личные взаимоотношения святителей феофана затворника и игнатия (брянчанинова) в контексте их полемики о природе души и ангелов»;
- игумен маркелл (павук), кандидат богословия, преподаватель кда, «святитель феофан затворник как проповедник»;
- каширина в.в., доктор филологических наук, сотрудник издательства свято-успенского вышенского монастыря, «проповедь на тамбовской земле при святителе феофане затворнике (по материалам "тамбовских епархиальных ведомостей")»;
- иеромонах питирим (творогов), преподаватель мдаис, «гомилетическое наследие святителя феофана затворника»;
- битехтина л.д., доктор философских наук, профессор рпи, «методологические основы психологии в учении о духовной жизни святителя феофана затворника. (специфика. истоки. развитие)»;
- иеромонах геннадий (поляков), преподаватель спбдаис, «учение святителя феофана затворника о духовности ангелов и душ в свете святоотеческого богословия»;
- монахиня иулиания (муравьева), насельница свято-успенского вышенского монастыря, «музей феофана затворника как непрекращающаяся проповедь святителя и живая связь его с современностью»;
- горбатов е.н., ведущий сотрудник ргада, «иеромонах феофан (говоров) в составе русской духовной миссии в иерусалиме. 1847-1854 гг. (по документам архива внешней политики российской империи историко-документального департамента мид рф)»;
- лукьянова а.е., член русского генеалогического общества, «свято-успенская вышенская пустынь тамбовской епархии в эпоху затвора епископа феофана (говорова). 1872-1894 гг. (по материалам государственного архива рязанской области)»;
- свирин а.н., преподаватель рао, «темы духовного назидания в письмах епископа феофана (говорова) "к почитательнице". 1866 г. (по материалам центрального исторического архива москвы)»;
- попов в.в., студент мда, «святитель феофан затворник и святитель игнатий брянчанинов: богословие и молитва».

во время церемонии закрытия xix международных рождественских образовательных чтений были награждены победители и призеры vi международного конкурса детского творчества «красота божьего мира». 3 место в номинации «изобразительное искусство - основная тема», возрастная категория - 13-17 лет занял алексей ошкин, картина «церковь покрова пресвятой богородицы с.мервино), моу сош №7 (г.рязань). юного рязанского художника памятными подарками наградил председатель отдела религиозного образования и катехизации русской православной церкви, викарий святейшего патриарха московского и всея руси епископ зарайский меркурий.

/смотреть фотографии/

 



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика