Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

12 февраля – cобор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого [Православная газета (Екатеринбургская епархия)] []

11.02.2011

В XI веке в царствование благочестивого императора Алексея Комнина произошла в Константинополе сильная распря между христианами. Одни говорили, что выше по достоинству святитель Василий Великий, другие выше его ставили святителя Иоанна Златоуста, третьи возвеличивали святителя Григория Богослова. Жаркие споры привели к тому, что произошло разделение на василиан, григориан и иоаннитов, которые враждовали между собой.

Три святителя, святым душам которых была тяжела такая рознь, явились благочестивому евхаитскому епископу Иоанну и сказали: «Мы - едино у Господа Бога нашего; нет между нами ни первого, ни второго; повели враждующим из-за нас прекратить спор и не разделяться; соедини в один день память о нас, передавши верующим, что все мы - едино у Бога».

Епископ Иоанн тут же известил враждующих о видении, примирил их и установил праздник в честь трёх святителей 30 января по старому стилю. В этот день мы прославляем трёх высочайших угодников Божиих и называем святителя Василия великим и священноявленным, церковным светилом и огненным столпом, верных освещающим и врагов попаляющим. Святителя Григория называем божественным и богоглаголевым умом небесным; святителя Иоанна называем златословом всезлатным, Христовыми устами, рекою духовных дарований.

Великие святители преподают нам урок любви и единомыслия в вере.

Источником разномыслия и разноверия является то, что люди считают себя мудрыми, не понимают или не хотят понять, что «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11). Все самостоятельно и произвольно мудрствующие в области веры всегда вносили и вносят в неё не созидание, а разрушение. Высшие истины превышают естественные силы человека и многие из них вовсе не были бы ему известны, если бы не были открыты. Действуя в этой области без руководства, человек вносит в неё собственные догадки и соображения, которые часто извращают тайны веры.

Такое разноверие до сих пор царит в христианском мире: католичество, лютеранство, англиканство, протестантизм и т.п. В этом видится не духовная мудрость, а «плотская, мудрость века сего» (1 Кор. 2, 6). Единственно, где пребывает и блюдётся чистая и непорочная вера Христова - это в Православной Церкви. Она одна хранит правую веру, которая имеет «краеугольным камнем Самого Иисуса Христа». Здесь не было и нет никаких отклонений - нововведений, излишеств или усечений - всех этих последствий человеческого мудрствования. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Утвердимся же в вере православной и послушаем слов апостола: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10).

Святой Григорий Богослов в богатой Византии

Оставлены толпой
Любимые витии...
Куда-то все спешат
Шумливой вереницей -
И воин, и плебей,
И в пурпуре патриций.
До блещущих палат,
До кесаря-владыки
Доносятся волной
Несдержанные крики...
И площади полны,
И портиков ступени...
Не новый ли герой
На цирковой арене?
Не новый ли раздор,
Огонь кровавой брани
Зажгли еретики –
Злодеи-ариане?
Грозит ли сарацин,
Нагрянувши не в пору,
Армадой кораблей
Боспорскому простору?
Нет, шумная толпа
Со стогнов Византии
Сбирается во храм –
Во храм «Анастасии»...
Услышать все хотят
Святые поученья,
Что льются каждый день
Во храме «Воскресенья» –
Явился дивный муж,
В ком мудрости пучина,
Пленяет все сердца
Глагол Назианзина...
Спасался много лет
Среди лесистых взгорий;
Дух истины с собой
Принес святой Григорий.
Иссохшее лицо
И бедная одежда...
Но в пламенных речах    
Великая надежда!
Огонь его очей –
Как молния Синая,
Пророческой душе
Ясна стезя земная...
«Григорий Богослов»
От верных именуем,
Он помыслом одним
Охвачен и волнуем:
Он хочет охранить
Заветы чистой веры,
Твердит святых отцов
Великие примеры...
На кафедру взошел,
Толпа кругом, как море...
Огонь запламенел
В его суровом взоре...
Разверзлися уста
И речь, подобно грому,
Ударила, грозя
Неверию земному...
И стих великий храм,
И, страхом отуманен,
Смутился, задрожал
Лукавый арианин...
Все дальше льется речь.
Звучат слова святые,
Григорию, в слезах,
Внимает Византия...
Сияют небеса,
Страшит грехов пучина...
Гремит, что Божий гром,
Глагол Назианзина...
Окончил – и в ответ,
Сперва еще несмело,
Потом – сильней, сильней
Вся церковь загремела:
«Ему отдать, ему
Престол святой Софии!»
«Вот новый патриарх
Великой Византии!»

В. Вадимов



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика