Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Архиепископ Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился в 1836 году в семье дьякона. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии он был пострижен, рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем домовой церкви при русском консульстве в Японии – в городе Хакодатэ. Начало деятельности молодого миссионера было очень трудным. Япония была лишь недавно открыта для иностранцев, их ненавидели, «смотрели как на зверей, а на христианство – как на злодейскую секту». Прежде всего он изучил японский язык, историю и литературу страны, стал присматриваться к жизни японцев, понемногу сея слово Божие; за это время он перенёс много горя, нужды и даже гонений. Но всё же юная Церковь стала понемногу крепнуть: стали образовываться христианские общины, строиться церкви, совершаться богослужения, работать школы. Одиноким прибыл святитель в чужую, враждебную страну, а через 30 лет терпеливых, упорных и бескорыстных трудов паства его состояла из 216 общин, 20 тысяч православных японцев. Он выстроил в центре столицы Японии великолепный храм, Духовную Семинарию, женское училище, миссионерское управление, типографию и т.п. Святитель Николай лично посещал дома христиан, наставлял их, совершал богослужения, перевёл на японский язык Новый Завет и почти весь Ветхий, «Православное исповедание» святителя Димитрия Ростовского, катехизис и многое другое. Он основал журналы «Православный вестник» и «Православная беседа», собрал прекрасную библиотеку. Всецело преданный делу Божию, он снискал славу праведника, угодного Богу, даже у язычников, которые называли его «святой архиепископ». Во время русско-японской войны святитель Николай со свойственными ему тактом и мужеством сумел остаться лояльным местным властям, а своей заботой о русских пленных проявил себя как русский патриот. Преставился святитель в 1912 году, оплакиваемый своей паствой, возросшей к тому времени до 40 тысяч человек.

Архиепископ Николай (Касаткин) был причислен к лику святых 31 марта 1970 года как равноапостольный святитель, просветитель всея Японии. Вся его жизнь и все силы были отданы проповеди Евангелия, сеянию слова Божия в Стране Восходящего Солнца. Он отдал этим трудам более полувека, и они не пропали даром. Вот что пишет один из его последователей: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34110 человек, не считая 8170 человек, усопших ранее… В личном же владении он оставил только несколько предметов довольно изношенного гардероба».

О святителе Николае ходили легенды. Говорили даже, что он сын японца, женатого на русской. Протоиерей Иоанн Восторгов, посетивший Японию, вспоминал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай»… И православный храм назывался именем «Николай»… даже само православие называлось именем «Николай». Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»…

Известный востоковед Д. М. Поздеев, близко знавший святителя, говорил, что «широкие и святые идеалы, железная воля и неистощимое трудолюбие – вот сущность архиепископа Николая».

И нельзя не согласиться с А. Платоновой, автором одного из жизнеописаний святителя Николая, которая пиcала: «Знать о нём возможно более подробно – долг всякого русского человека, потому что такие люди, как архиепископ Николай, - гордость и украшение своей страны».