Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Православный календарь: Святитель Николай Японский, равноапостольный [Смоленско-Калининградская епархия] []

16.02.2011

новости

16 февраля 2011 г.

православный календарь: святитель николай японский, равноапостольный

святитель николай (в миру иван дмитриевич касаткин), родился 1 августа 1836 г. в селе березе смоленской губернии. блестяще окончив смоленскую духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в санкт-петербургскую духовную академию. по окончании академии в нем обнаружилось призвание божие – проповедовать православную веру в японии.
влечение проповедовать в японии возникло у него случайно при чтении воспоминаний мореплавателя василия головкина, два года пробывшего в японии в плену. книга произвела на него столь сильное впечатление, что он решил, что среди народа, не знавшего христа, необходима проповедь евангелия. «однажды, проходя по академическим комнатам, иван дмитриевич увидел на столе лист бумаги с предложением синода кому-нибудь из оканчивающих академию занять место настоятеля посольской церкви в японии и приступить к проповеди православия в этой стране. на листе уже стояло несколько фамилий его товарищей. это приглашение видимо не произвело особого впечатления на юношу, и он спокойно пошел ко всенощной. но в храме совершилось его призвание. голос божий коснулся его души, и он вдруг решил, что должен ехать в японию, и не женатым священником, а монахом. что-нибудь одно – либо миссия, либо – семья, – твердо решил он.
3 июля 1860 г. 24-летний иеромонах николай прибыл на корабле «амур» в хакодате для того, чтобы занять должность священника в храме при русском посольстве.
сначала проповедь евангелия в японии казалась немыслимой: японцы смотрели на христиан как на злодейскую секту и под угрозой смертной казни запрещали миссионерство. восемь лет у николая ушло на изучение японского народа, его языка, нравов и обычаев.
основание православной церкви в японии было положено в 1868 г. тайной проповедью святителя николая. первенцами православия в японии стали тайно крещенные павел савабэ, иоанн сакаи и иаков урано, которые и сами начали проповедь христа. к этому времени японское правительство смягчило свои взгляды на христианство. первый успех окрылил святителя – он стал благовествовать по домам, стараясь заронить в души японцев семя христово.
миссия расширялась постоянно, к началу 1880-х гг. среди японцев уже было 6 священников, 27 катехизаторов и 50 катехизаторских помощников. в 1879 году при миссии в японии были открыты семинария, женское духовное училище, школы катехизаторов и причетников. издавалось пять православных духовных журналов на японском языке. святитель сам служил по-японски. возникла необходимость в епископе. 30 марта 1880 года архимандрит николай был возведен в сан епископа ревельского и японского в троицком соборе александро-невской лавры. японская церковь расширялась, в ней насчитывалось уже до 10 тысяч православных японцев.
миссионерские труды святителя продолжались в трех направлениях. во-первых, пастырское окормление. святитель почти ежедневно объезжал ту или иную часть своей епархии, проверял нравственное состояние приходов, служил, проповедовал. во-вторых, религиозное образование: в начале 1880-х гг. в токио было четыре церковных училища, в том числе одно женское. в миссии издавался ряд журналов. в-третьих, всю свою жизнь, каждый день владыка трудился над переводом на японский язык священного писания и богослужебных книг. святителем николаем был также написан ряд научных востоковедческих работ. много внимания он уделял делу знакомства японцев с классической русской и европейской культурой. в этом направлении трудилось основанное им «общество переводчиков». во время русско-японской войны 1904-1905 гг. святитель с риском для жизни остался со своей паствой, хотя имел возможность выехать в россию.
самым трудным временем для святителя николая была русско-японская война 1904-1905 гг. православие считалось всеми в японии русской разновидностью христианства. деятельность японской православной миссии оплачивалась из русской государственной казны, из средств миссионерского общества и синода. сразу после начала войны русский посланник предложил владыке николаю покинуть японию, на что тот ответил отказом и остался в токио. японским священникам и простым прихожанам он велел молить господа о победе японии, сам же молился за победу россии.
во время войны были случаи, когда православных японцев преследовали по подозрению в шпионаже в пользу россии. однако православная церковь смогла вынести все испытания войны. во время войны отец николай был единственным русским в миссии. он навещал пленных соотечественников, всячески помогал им. а его японская паства за время войны только выросла: в 1905 году крестилось шестьсот двадцать семь человек!. в 1912 г., в том году, когда святитель николай окончил свои земные дни, число православных японцев превышало 34 тысячи человек.
авторитет святителя николая постоянно возрастал. один из его современников свидетельствует: «язычники, совершенно незнакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице и их мощное "банзай никорай" частенько раздавалось в японских кварталах».
последние 30 лет своей жизни владыка отдавал переводам, которым придавал особое значение. совместными усилиями святителя николая и потомка знаменитого в японии ученого-конфуцианца, крещенного в православие павела накаи, был переведен на японский язык и издан полный текст нового завета; кроме того, переведены были обширный служебник и закон божий, а также составлен богословский словарь.
30 июня 1910 г. в токио был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его служения в японии. к этому дню преосвященный николай был возведен в сан архиепископа. это празднование отчетливо показало, как благодаря подвигу всей его жизни в японии изменилось отношение к православию.
вся жизнь и все силы святителя были отданы проповеди евангелия, сеянию слова божия в стране восходящего солнца. он отдал этим трудам более полувека, и они не пропали туне. наганава мицуо пишет: «он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. общее число православных верующих достигло 34110 человек, не считая 8170 человек, усопших ранее... в личном же владении он оставил только несколько предметов довольно изношенного гардероба». святитель николай отдал делу проповеди всю свою жизнь – не случайно он сравнивал японию со своей «невестой».
3 февраля 1912 года, на семьдесят шестом году жизни, святитель николай мирно отошел ко господу. он стал первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в токио. 10 апреля 1970 года русская православная церковь прославила святителя в лике святых. со дня своей смерти и до сегодняшнего времени святой николай почитается в японии как великий праведник и особый молитвенник перед богом. воздвигнутый им воскресенский собор в токио называют не иначе как «николай-до» – «храм святого николая».
на сегодня японская автономная православная церковь, имеющая в своем составе трех епископов и несколько епархий, соборы, монастыри, семинарии, издательства и множество прихожан, стала признанной сестрой поместных православных церквей. равноапостольное достоинство служения святого николая японского определяется евангельским «по плодам их узнаете их»: до начала его проповеди в японии не было ни одного православного японца, а ныне японскую церковь возглавляют епископы-японцы, в ней служат японцы-священники, в ее храмах молятся коренные жители страны восходящего солнца.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика