Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Слушатели второго года обучения миссионерских курсов Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга посетили музей невьянской иконы. О том, что увидели на ней слушатели, рассказала Надежда Сергеевна Каримова - религиовед, архитектор, старший преподаватель миссионерских курсов и Екатеринбургской духовной семинарии:

«Экскурсия была проведена в рамках изучения курса «История и теория христианского искусства», в котором есть тема, освещающая местные особенности церковного искусства. Предварительно слушателям курсов была прочитана вводная лекция, посвященная феномену, получившему в последние десятилетия название «невьянская икона». Внимание курсантов было обращено на то, что вопрос о происхождении иконы, относимой к началу XVIII века, до настоящего времени окончательно не исследован. Был приведен ряд версий, объясняющих ее происхождение, в частности указывалось на Строгановский, Северный, Тульский и Московский «следы», то есть сходство с произведениями Строгановской, Северной, Тульской и Московской школ иконописи.

Отмечалось также, что икона, являясь старообрядческой, писалась как для старообрядческих общин и келейной молитвы, так и для официальной Церкви. Очевидно, именно поэтому невьянская икона до сих пор остается в сфере церковной богослужебной деятельности, в частности в тех храмах, которые не закрывались в советское время и которые сумели сохранить икону и вовлечь ее в литургическую практику.

Традиционные особенности невьянского письма - это золотопробельность и белоликость иконы: своеобразные элементы традиции письма Оружейной палаты XVII века, уходящего в иконописный канон XIV – XV вв. К числу индивидуальных, особенных характеристик относятся своеобразная трактовка пространства иконы, ее сюжетное многообразие, многоцветие, а также обилие иных художественных средств, использовавшихся невьянскими иконописцами. Например, присутствие на иконе пейзажей, напоминающих уральскую природу.

Посещение музея значительно дополнило изучаемую тему. Квалифицированный экскурсовод подробно рассказала об истории этого частного музея, о его деятельности по поиску и спасению рассеянных по Уралу и нередко погибающих икон.

Подробный рассказ экскурсовода включал в себя и сведения о реставрации икон, пострадавших от времени и богоборческой эпохи.

Но главным было то, что учащимся удалось увидеть прекрасные неувядаемые образы Божией Матери – «Казанский», «Владимирский», «Утоли моя печали» и другие. Слушатели могли поразмышлять о значении чистоты красок и сияния золотопробельного письма образов Господа Иисуса Христа; почувствовать мастерство иконописца, проявляющееся и в гармоничных композициях образов двунадесятых праздников, и в прорисовке ликов, жестов, одежд, элементов архитектуры на иконах святых угодников Божиих.

Заинтересовали экскурсантов и такие нетрадиционные иконные сюжеты, как «Отечество», «Семнадцатая кафизма».

В заключение экскурсовод долго отвечала на вопросы. Но на этом посещение музея не закончилось, начался самостоятельный осмотр экспозиции.

Посещение музея настолько взволновало учащихся, что на очередном занятии курсов участники экскурсии продолжили обсуждение темы. Слушатели проявили горячий интерес к невьянской иконе и выразили сожаление по поводу того, что (при неоспоримости пользы сохранения икон в музейных стенах) икона лишена своей привычной среды пребывания: молитвенной и церковной. Было выражено желание побывать в храме, в котором есть невьянские иконы, эти священные образы Церкви».