Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Интервью с Митрополитом Калужским и Боровским Климентом []

27.02.2011

Во время пребывания в Симбирске Митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы корреспондента газеты 'Православный Симбирск'.

Митрополит Калужский и Боровский Климент,

Председатель Издательского Совета РПЦ

Недавно закончила свою работу православная выставка «Радость слова». Владыка, расскажите, каковы ее цели и значение, чем она отличается от подобных мероприятий, проводимых Церковью?

Этот проект недавно стартовал у нас в Церкви. Он особенен по своему принципу. Отмечу, что эта выставка отличается своей направленностью — духовное просвещение народа, на ней представлен широкий спектр православной книжной продукции: традиционная печатная книга и электронная, книга предназначенная для богословски образованного человека и того, кто делает первые шаги в церковной жизни и только начинает изучение Православия, здесь и детская литература, и учебные пособия по Основам Православной культуре, т.е. те кто пришел, смог найти интересующую его литературу. Кроме того, эту книжную выставку сопровождают мероприятия, которые помогают людям лучше познакомиться с православной книгой. Это встречи с писателями и издателями, специальная программа для детей, знакомство с электронной книгой, а также в течение всех дней на выставке находится дежурный священник, который может помочь подобрать нужную литературу.

Все это делает выставку актуальной, и скажу, особенно в наши дни. Ведь Россия, некогда самая читающая страна, утратила в этом отношении свои позиции. Читающих за 15 лет сократилось на 8%. Возникает вопрос: «Что будет с Россией в будущем?» Книга — эта визитная карточка будущего России. В зависимости от того, что мы читаем и сколько мы читаем зависит наш духовный и культурный уровень.

Выставка задумана как одна из форм привлечения широкого внимания к православной книге и вообще к чтению. Это особенно актуально в глубинке. В столице и во многих других крупных городах у людей есть немало возможностей приобрести качественную и разнообразную духовную литературу. Но большинство наших соотечественников живут вдали от больших городов, крупных монастырей. Выставка «Радость слова» служит продвижению душеполезной христианской литературы в регионы нашей огромной страны. Она призвана стать серьезным подспорьем в деле духовно-нравственного просвещения всего нашего общества.

Особое внимание хочу обратить на то, что специфика данной выставки предоставляет возможность донести до каждого важность и значение слова. Задумываемся ли мы над тем, что есть слово, каково его онтологическое значение? Священное Писание раскрывает его глубокий метафизический смысл, утверждая, что весь мир сотворен Словом. В Евангелии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1—3). Книга Бытия дает ясное представление о сотворении окружающего нас мира Словом Божиим. Появление каждого нового объекта неодушевленной природы или живого существа предваряется фразой «и сказал Бог».

Во всем мире даром слова наделен лишь человек — венец творения, созданный по образу и подобию Божию. Слово для человека — инструмент осмысления видимого мира (Быт. 2, 19) и средство общения между людьми. К тому же, диалогичное устроение мышления — это архетип человеческого сознания. Мыслительная деятельность, размышление предполагает адресат, даже если его образ не отчетлив. Любой мыслительный процесс представляет собой латентный диалог.

Посредством слова накапливается и передается информация. Но слово несет в себе и духовный заряд, способный влиять на окружающий мир. В своем послании апостол Иаков говорит о языке, что «им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3, 9—10). Благое слово приносит радость, душевный мир, утешение, поскольку оно приближает к Богу, возвращает человека к Источнику блага.

Потому название выставки весьма символично. Ее главная задача — донести до каждого посетителя, до каждого человека радость, возвещенную всему миру в Евангелии, что в переводе означает «Благая весть». Ее цель — помочь людям осознать важность и исключительность Слова Божьего, ибо в Нем заключены истинная радость и вечная жизнь.

Какое место, на Ваш взгляд, занимает чтение книг в жизни верующего человека?

Книга имеет значение в жизни любого человека вне зависимости от его религиозных убеждений. В любом обществе книга представляет собой учебник жизни, сохраняющий память о прошлом и открывающий путь в будущее. Книга являет собой универсальный способ обращения человека сквозь время, с помощью которого каждое новое поколение получает опыт и назидательные уроки предшественников. Недаром русская пословица гласит: «золото добывают из земли, а знания — из книги».

Чтение предоставляет человеку возможность сформировать целостную систему восприятия нравственных ценностей, запечатленных человечеством на страницах книг. Человек не может стать всесторонне развитой личностью с четко выстроенной иерархической системой ценностей без чтения литературы, раскрывающей и обогащающей его внутренний мир. Аксиологическая интерпретация вечных истин корректируется посредством чтения, указывая каждому человеку путь нравственного возрастания и духовного становления. Книга, научающая моральным и этическим нормам, которые необходимы для стабильного функционирования любого общества, со школьной скамьи приобщает ребенка к непреложным истинам Богом данного нравственного закона. В итоге человек, с раннего детства воспитанный на хорошей, нравственной литературе, вырастает порядочным гражданином и достойным семьянином.

Интенции человека зачастую формируются именно литературой, которую он читает. Ценности, заложенные при воспитании и воспринятые с материнским молоком и первыми шагами, воспринимаются совершенно по-иному, корректируются или даже меняются на диаметрально противоположные под влиянием чтения. Например, человек, воспитанный в атеистической среде, может отказаться от всех своих убеждений, прочитав Евангелие. Иногда всего одна фраза из Священного Писания, услышанная случайно, заставляет человека задуматься и кардинально изменить свою жизнь.

Если же говорить о человеке верующем, то в его духовной жизни, в формировании нравственного самосознания чтение занимает особое положение. Христианская литература является для него путеводительной звездой, ведущей к истинному Слову и приоткрывающей тайны будущего века. Мы иногда слышим от людей: «Я не хожу в храм, т.к. не понимаю что там совершается, и что там читают и поют». И я скажу, что это естественное состояние человека, который не хочет взять в руки Евангелие и прочитать его, который не имеет желание изучить основы Православной веры и православного богослужения. Как человек может понимать богослужение, если не знает Священного Писания и учения Церкви? Все богослужение основано на вероучении, в богослужебных текстах используется много событий и образов из Ветхого и Нового Завета, из жизни святых. А как можно подготовиться к исповеди, или к Таинству Причащения, если не знаешь, что это за таинства, и не знаешь в чем надо каяться? Чтобы это все знать и понимать, как христианин должен жить, как должен молиться, как готовиться к Таинствам Исповеди и Причащения, надо обратиться к опыту Церкви, надо читать. Вот в этом и помогает такая выставка, где много разнообразной православной литературы.

Каковы современные тенденции и проблемы православного книжного рынка?

Издание и распространение православной литературы — довольно неоднозначные процессы в современном мире. Здесь существуют свои плюсы и минусы, причем они, как правило, взаимосвязаны.

Прежде всего, отмечу динамичное развитие данных сфер. Появляются не только новые издания, но и новые издательства. С каждым годом увеличивается разнообразие литературы, которую можно назвать православной в широком смысле. Но одновременно это создает проблемы, так как на книжные полки храмов, монастырей и церковных магазинов попадает литература, написанная неопытными или недостаточно компетентными авторами, содержащая догматические и иные ошибки. Случается, что в храме продается литература, не имеющая отношения к вере и нравственности.

Среди других проблем можно назвать разницу, существующую сегодня между столицей и провинцией в деле издания и распространения православной литературы. Четверть века назад в Церкви, а тогда больше никто не мог издавать духовную литературу, в год выходили в свет всего 2-3 наименования. Бывали годы, когда совсем ничего не издавалось кроме ЖМП (Журнал Московской Патриархии) и церковного календаря. Сейчас ситуация изменилась. Только в Москве существуют такие гранды книгоиздания, как Издательство Сретенского монастыря и Издательство Московской Патриархии, выпускающие более 100 наименований в год, а всего ежегодно издается более 3000 наименований православных книг. В епархиях же нет ничего подобного. До провинций не доходит существенная часть литературы, выпускаемая в Москве. Провинциальные издательства слабы, и чем дальше от Москвы, тем хуже налажена система распространения православной литературы. Как я уже говорил, с целью решения данной проблемы и проводится выставка «Радость слова».

В начале третьего тысячелетия в России необходимо заново формировать культуру православного чтения. Приведу некоторые цифры. Средний тираж православной книги составляет сегодня примерно 5000 экземпляров. Серьезные издания святоотеческой и научно-богословской литературы чаще всего выпускаются в количестве 2—3 тыс. экземпляров и распространяются с большим трудом. Для многомиллионного государства с вековыми православными традициями это крайне малые показатели. Причина состоит в том, что христианскому просвещению наших сограждан через книгу уделяется недостаточно внимания. Люди, не посещающие храмы, недостаточно информированы о выпускаемой литературе. Во всех слоях нашего общества необходимо формировать интерес к нравоучительной литературе, раскрывающей вечные истины и прививающей непреложные ценности.

Учитывая, что книга содействует формированию православного самосознания человека — а сейчас это один из самых актуальных вопросов Церкви, необходимо наладить выпуск качественной и художественной литературы, написанной доступным языком. Это на сегодня одна из первостепенных задач православных книгоиздателей.

Издание литературы, направленной на личностное развитие и нравственное совершенствование наших сограждан, призвано стать одним из приоритетных направлений в современном российском книгоиздательстве при тесной поддержке Церкви. Святейший патриарх Московский и вся Руси Кирилл предложил «создать систему рейтингов издательств», а также способы поощрения лучших издательств. В ближайшее время мы будем работать над тем, чтобы вывести на принципиально новый уровень существующее сотрудничество Русской Православной Церкви и ведущих светских издательств. Полем совместной деятельности станет разработка новых проектов, в первую очередь, адресованных подрастающему поколению. Отмечу, сегодня недостаточно издается православной детской литературы, и почти нет книг для молодежи.

Сегодня наша основная цель состоит в том, чтобы дать людям такую православную книгу, в которой они найдут ответы на вопросы, касающиеся самых разнообразных аспектов духовности: будь то христианская этика повседневного поведения или вызовы современной цивилизации, или же разъяснение догматов Церкви и святоотеческого наследия.

Сейчас появилось немало псевдоправославной, некачественной литературы. Что делается для преодоления этого явления?

До начала 1990-х годов такой проблемы не существовало потому, что Издательский отдел был единственным издательством, которое выпускало православную продукцию. Сегодня ситуация иная. Церковные прилавки заполняются литературой самого разного рода, качества и содержания. Под православной терминологией может быть замаскирована душевредная литература. Многих людей вводят в заблуждение имена «батюшек» и «матушек» в названиях и авторах псевдодуховных книг.

Для координации издательской деятельности на Архиерейском Соборе 1994 года Издательский отдел был преобразован в Издательский Совет. Сегодня он работает над качеством выпускаемых в стране богослужебных книг и литературы духовно-нравственного содержания, а также осуществляет тематическое планирование печатной православной продукции. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в феврале 2010 года в рамках Издательского Совета была создана Коллегия по рецензированию и экспертной оценке, в состав которой вошли известные священнослужители, ученые, богословы и другие авторитетные специалисты. Данная экспертная коллегия регулярно проводит работу по анализу выходящей книжной продукции и выявлению печатных изданий, которые не должны присутствовать в системе книжного распространения Церкви.

Теперь, приобретая книгу духовного содержания, необходимо обращать внимание на наличие грифа Издательского Совета, если она выпущена в 2010 г. или позже. В интернете можно найти списки выпущенных до 2010 г. книг, которые не рекомендованы Издательским Советом к распространению в церковных лавках. Всё это должно оградить церковные магазины и лавки от псевдоправославной и вредной для духовной жизни человека литературы.

Также Издательским Советом разработаны ряд документов («Положение о рецензировании и экспертной оценке изданий, предназначенных для распространения через церковную систему реализации издательской продукции»; «Рекомендации по оформлению и редакционной подготовке печатных изданий, осуществляемых структурами и учреждениями Московского Патриархата, и изданий, направляемых на одобрение Издательского Совета»; «Справочно-рекомендательное пособие для издателей и авторов церковной литературы»), необходимые для издания православной литературы. Грамотное использование этих документов издательствами и авторами должно способствовать существенному улучшению качества издаваемой православной литературы, значительному повышению ее уровня.

Все большее распространение получает электронная книга. Станет ли она альтернативой печатной книге?

Ни для кого не секрет, что начало XXI века — это эпоха небывалого, беспрецедентного в истории человечества развития информационных технологий и средств коммуникации. Компьютеры и другие электронные устройства стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Уже трудно, даже невозможно представить отсутствие интернета, мобильных телефонов, цифровой техники. Совершенно естественным, по меркам нашего времени, выглядит и развитие электронной и аудио книги. Это важный процесс в жизни нашего общества.

Цифровая книга имеет целый ряд преимуществ перед классической. Ее отличают портативность и мобильность, доступность и легкая поисковая система. Всюду можно иметь при себе небольшую электронную библиотеку, умещающуюся на ладони. Для того чтобы найти нужное место в электронной книге, достаточно набрать нужную фразу в строку поиска. Особенно это удобно, когда поиск ведется в нескольких книгах. В электронном виде могут быть доступны редчайшие фолианты, а также те книги, печатное издание которых экономически невыгодно, из-за чего они годами, а порой и вовсе не доходят до читателя. В такой огромной стране как Росси книги значительно дорожают за счет транспортных расходов. С помощью электронной сети распространения книг любой регион получит доступ к любой литературе без наценки и своевременно.

Вместе с тем классическая печатная книга имеет свои преимущества. Работа с информационными ресурсами формирует привычку восприятия с монитора малообъемной информации, не требующей много времени и вдумчивого восприятия. Чтение книги с монитора, как правило, происходит при открытых мессенджерах и включениях в социальные сети, когда приходящие сообщения постоянно отвлекают. Печатная книга позволяет лучше сосредоточиться на тексте, глубже его осмыслить, полнее воспринять. И конечно, есть разница, когда стоишь на молитве по чему читать, здесь несомненное преимущество печатного молитвослова. Наконец, что тоже важно, чтение с печатного листа меньше утомляет и менее вредно для здоровья, чем с монитора.

Так что, думаю, для православного человека каждая из книг нужна по-своему. Для работы, поиска конкретной информации, в поездках электронный вариант более удобен, для досуга, самообразования, размышления, молитвы остается незаменимым типографское издание. Но для ребенка первая книга должна быть печатной, а не цифровой. Ребенок должен понимать значимость книги и чтения. На мониторе дети не способны отличить красочную книгу от цветной рекламы. Если учить детей читать в цифре, у них не будет должного серьезного восприятия книги и чтения. Как бы ни была развита цивилизация, классическая книга всегда, с самых первых букв жизни будет восприниматься человеком особенно, без каких-либо альтернатив. Поэтому не стоит пренебрегать традиционной книгой, но уделять ей больше внимания в своей жизни, научая тому и детей.

В заключение разрешите задать несколько вопросов, не связанных с книгоизданием. Расскажите, что может помочь человеку справиться с большим горем. Как успокоиться после смерти матери?

Вопрос смерти — это вопрос великой тайны, причем тайны, которую человек не может понять. В большинстве случаев этот момент земной жизни скрыт от человека, также как скрыта от него и его загробная жизнь. Но мы верим, что смерть не уничтожает бытие человека, что в момент смерти он переходит в качественно новую жизнь — жизнь вечности. Об этом сказано в Евангелии: «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 37—38). Желая лучшей участи своим ближним, верующие и вся Церковь молятся о них, прося Бога упокоить их «со святыми», «в месте светле», где нет болезней, печали и воздыхания. Поминовение усопшего в храме и домашняя молитва о нем важно для человека. Через молитву поддерживается духовная связь, соединяющая в Боге усопшего и молящихся за него, утешая их и согревая надеждой, что в будущей жизни мы будем едины во Христе и со Христом. Но такая молитвенная духовная связь должна поддерживаться и участием живущих на земле в церковных Таинствах Исповеди и Причащения. Они реально нас делают едиными во Христе.

Теряя родных, мы переживаем глубокую сердечную утрату. Только бессердечный человек не будет переживать при расставании с близким человеком, один вид его безжизненного тела глубоко ранит. Даже Христос переживал и плакал по-человечески, когда Его привели к гробу Лазаря (Ин.11, 35). Каждый человек уникален, и заменить его не может никто другой, особенно, если это мама. Ту пустоту в сердце, которая образовывается с утратой родного человека, надо изжить, оказывая внимание и любовь тем, кто остается рядом с нами. Мы не в силах изменить законы жизни и смерти, но мы можем в память о нем проявлять в своей жизни добрые качества души усопшего, сохранять его благочестивые традиции. Можно, например, продолжать заботиться о тех, о ком он заботился при своей жизни, или, видя нуждающегося, помочь ему, помня, что усопший непременно поступил бы так же.

Другим испытанным средством служит сострадание чужому горю. Когда праведный Алексий (Мечёв) овдовел, то святой Иоанн Крондтштадтский сказал ему, что эту скорбь он сможет пережить, если не будет думать только о своем горе, но станет помогать другим людям в их бедах и несчастьях. Живя по этому принципу, отец Алексий стал утешителем скорбящих не только при жизни, но и после своей смерти, и теперь прославлен Церковью в лике святых.

Вы много пишете и выступаете по проблемам воспитания молодежи. Что Вы думаете о роли и судьбе семейного воспитания в связи с реализацией форсайт-проекта «Детство-2030»?

Православная Церковь уделяет семье особое место. Она называет ее малой церковью. И это не случайно. Православная семья должна быть христоцентричной, в ней все должно быть устроено по образцу Церкви, ибо ее цель — становление духовной личности. Чаще всего в семье ребенок делает свои первые шаги ко Христа. Родители его приносят в храм крестить, им задает первый вопрос: «Кто такой Христос?», от них узнает, что такое добро, в доме он видит первую иконку, возможно и дома слышит первую молитву и т.д. Здесь очень важно, чтобы родители, старшие братья и сестры смогли правильно ответить, и не только ответить, но и показали бы на примере своей жизни, как надо молиться, как важно читать Евангелие, какое благоговение должно быть перед иконами и святыней, как правильно готовиться к посещению храма и участию в Таинствах. В семье должны на примере своей жизни ребенку показать великое значение храма и совершаемых в нем богослужений.

Вообще, в «обычной» православной семье к храму и совершаемым в нем Таинствам и богослужениям недостаточно уделяется внимание. Чаще всего существует такой подход — будет время, схожу. Но храм в жизни христианина должен занимать центральное место. К посещению храма надо готовиться, и в семье надо заблаговременно настраивать детей, что они в воскресенье или в иной другой день идут в храм, будут исповедоваться и причащаться. Подготовка ко причащению должна происходит в семье заблаговременно, а не так, будят утром ребенка и говорят: «Вставай, пойдем в храм, причащаться будешь». Или он сидит, играет в свои любимые игры, а ему говоря: «Пошли в храм». Такому ребенку пребывание в храме будет тягостным, в сердце он будет продолжать играть в свои игры, а когда подрастет до такого возраста, когда сможет сказать родителям: «Нет, не пойду» — скажет и не пойдет. Мой такой совет, любовь к храму у ребенка надо развивать постоянно, его надо подготавливать, что в воскресенье и в праздники надо ходить в храм, он должен видеть пример любви к храму и в родителях.

В семье человек обретает и любовь, и смирение, узнает, что такое добро, а что — зло, и делает первые свои аскетические упражнения – воздерживается от греха. И здесь очень велика роль родителей и старших братьев и сестер, все должны жить единым духом веры.

Но если члены семьи неверующие люди, что нередко встречается в современном мире, ребенок должен в школе узнать о Христе, о его Евангелии, о принесенном Им нравственном законе. Важно, чтобы эти знания передал ребенку человек не только верующий, но и живущий по-христиански. Это не обязательно должен быть священник, но, как сейчас принято говорить, «практикующий верующий.

Что касается появления и развития форсайт-проекта (от англ. Foresight – «взгляд в будущее») «Детство-2030», оно обусловлено ориентированностью современной системы российского образования на некие общемировые стандарты. Форсайт-проекты — типичное явление для большинства стран Западной Европы и США. Сама по себе идея проекта содержит полезные моменты — организовать и спланировать развитие детей в условиях современного мира. Данный проект был запущен в России в апреле 2008 года по инициативе Общественной палаты РФ и благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение».

Но если ознакомиться с документами, то настораживает стремление авторов проекта привить подрастающим поколениям российских граждан ценности и образ жизни западной цивилизации, чуждые традиционной русской ментальности принципы и идеи. Это касается, например, введения ювенальной юстиции. Под видом борьбы с жестоким отношением взрослых к детям, искоренения насилия в семье упраздняется родительское воспитание, нарушаются устои семьи, ее иерархия, основанная на заботе и требовательности старших по отношению к младшим и послушании младших из любви и доверия к старшим. По мнению ученых историков, понятие права в отечественном самосознании не имеет глубоких корней, веками его заменяло понятие правды. Обучение детей защищать свои права, подавая судебные иски на родителей, в результате приведет к тому, что семейные узы, основанные на естественной любви между детьми и родителями, их взаимной заботе неизбежно будут заменены на юридические обязательства одного поколения перед другим. Поставив юридическое право выше нравственной правды, западный мир давно запутался в сетях им же провозглашенной толерантности. Сначала были признаны однополые браки, затем такие «семьи» получили право усыновления детей, и вот уже запрещаются, как неполиткоректные самые дорогие человеку слова. Теперь на Западе вместо «мама» и «папа» должны употребляться слова «родитель 1» и «родитель 2». Остается объяснить младенцам, что их лепет оскорбляет представителей неких грешников, т.н. людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

По мнению авторов форсайт-проекта «Детство-2030», со временем на смену нуклеарной семьи (когда дети растут в семье) придет многообразие форм совместной жизни, а дети будут расти в воспитательных обществах. Дети должны расти толерантными и компетентными во всех вопросах взрослой жизни (в т.ч. и в половых отношениях), осваивая их на личном опыте и делая самостоятельный выбор, основанный не на нравственных законах, а на собственном предпочтении. В качестве средств воздействия на личность предусмотрены такие стимулы как деньги, социальное положение, страх и т. п. Классическое школьное образование сменит его интерактивная форма. Интеллект ребенка будет развит так, что он будет не усваивать преподаваемые уроки, не будет осмысливать пройденный материал, а его будут загружать информацией, и он будет носителем этой информации. Все зависит лишь от того, в чьих руках будет школьная программа, а точнее какая будет «нужной» информация для загрузки. Таким образом, по замыслу проводников этой программы в России к 2030 году люди могут превратиться в биороботов без всяких нравственных устоев, безропотно выполняющих любые задачи, поставленные перед ними структурами, имеющими доступ к их сознанию.

Православная же семья берет свое начало в таинстве венчания. Само слово «таинство» свидетельствует о том, что в этом момент происходит нечто тайное и незаметное для наших органов чувств. В момент венчания Господь невидимо Своей благодатью соединяет двух людей — мужчину и женщину — в одно целое: «будут два одною плотью» (Мф. 19, 5). Дети в семье призваны уважительно относиться к родителям. Каждый член семьи — одухотворенная личность, обладающая бессмертной душой, жизнь которого не может быть оценена никакими земными ценностями, так как она бесценна — это дар Божий. Если мы обратимся к истории нашей Родины, то найдем множество примеров, связанных с отстаиванием семейных и нравственных ценностей. Это и благоверные князь Петр и княгиня Февронья, это и благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская-Новоторжская, это и Святая благоверная княгиня Евпраксия Рязанская и многие другие, кто ради нравственных идеалов, целомудрия и чистоты были готовы умереть. Сегодня хотят, чтобы наши дети даже и не знали об этом. Им хотят дать «свободу», которая сделает их рабами.

Еще не все потеряно, поэтому надо бороться за наших детей — за наше будущее. Если мы потеряем наших детей, то потеряем свою страну, свой народ, свою историю и самих себя. Только воспитанная на духовно-нравственных основах молодежь способна на существование, в противном случае она будет обречена на уничтожение.

Что должно стать основой возрождения семьи?

В современном обществе общераспространенной нормой является равноправие в семье. Подобные принципы прописаны в Конституции Российской Федерации (ст. 19, 3). Большинство наших сограждан не видят в этом ничего плохого. В подобной атмосфере воспитывается уже не одно поколение детей, но не так было во все времена на Руси. Если мы обратимся к вековым устоям наших предков, то увидим, что наше общество исконно было патриархальным. Такой устрой общества основывался на Богооткровенной истине, которая учит: «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж» (1 Кор. 11, 3). Для большинства современных представительниц женского пола в этих словах заключены невыполнимые условия брака.

Корень проблемы в воспитании. Подавляющая практика воспитания детей была раздельной для мальчиков и девочек до революции 1917 года. До этого же события среди врачей, преподавателей, полицейских, госслужащих и т. д. более 90% составляли мужчины. В наше время цифры практически прямо противоположны. Чтобы выжить в урбанистическом обществе современная девушка должна получить достойное образование, устроиться на работу, добиться карьерного роста и лишь затем думать о семейной жизни. Так заставляет поступать навязанная еще с советских времен государством идеология, в которой не отводится достойного места на возрождения института материнства.

Другая причина в ориентированности рынка труда на женский труд. Если раньше «кормильцем» семьи был отец, который мог обеспечить достойное существование себе, супруге и нескольким детям, то в наше время, в погоне за дешевой рабочей силой, работодатели практически не дают возможности мужчине самостоятельно обеспечивать свою семью.

Плодом существующего положения является пассивность мужчин, их инфантильность, иждивенческое положение в семье. Ведь главенство мужчины в семье основано на его ответственности перед семьей, на жертвенности, обязанности защищать, обеспечивать не только ее материальный достаток, но и порядок в духовном и нравственном устроении, в воспитании детей, вести всю семью ко спасению: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25).

Вот почему для возрождения института семьи необходимо восстанавливать ее иерархичность, осознать роль мужчины в семье, смысл его главенства и ответственность за семью. Но это должно исключать всякий деспотизм со стороны мужа, все должно в семье устроено по любви, а не по похоти. Отмечу также, что это ни в коей мере не означает призыва запереть женщину в доме и исключить женщин из всех сфер общественной жизни и трудовой деятельности. Речь идет о существующей деформации семьи и необходимости ее гармонизации на основе евангельских нравственных норм.

Собкор. газеты «Православный Симбирск» Нафанаил.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика