Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
18 апреля митрополит ювеналий посетил
утром в троицком соборе монастыря архипастырь совершил литургию преждеосвященных даров. в исторический для обители день, у врат монастыря владыку встречала настоятельница монахиня елена, благочинный церквей
его высокопреосвященству сослужили благочинный монастырей московской епархии епископ серпуховской роман, благочинный церквей
по окончании богослужения митрополит ювеналий обратился к богомольцам с архипастырским словом:
«ваше преосвященство, дорогой владыка роман, возлюбленные пастыри, всечестная игумения елена, возлюбленные братия и сестры!
сегодня мы вступили в воспоминания о страданиях господа нашего иисуса христа, в великий понедельник страстной седмицы. святое евангелие, которое каждый раз для нашего назидания, для нашего спасения читается за литургией, повествует нам о картине второго пришествия христова. и какой урок мы должны извлечь из этого места? мы всегда должны жить так, чтобы быть готовыми предстать перед праведным судией и дать ответ за прожитую жизнь и сподобиться, по божиему милосердию, царствия небесного. господь предупреждает, что может быть много разных слухов, много может являться лжехристов, но когда он придет второй раз на землю со славой, то будет знамение небесное и явится знамение христа на небе, и сам сын божий воссядет на судищи. эти мысли евангельские полезны нам, когда мы совершили поприще сорокадневного поста и вступили в вспоминания страданий господа. когда читаешь святое евангелие, когда представляешь крестную жертву христа, то невольно думаешь, как ничтожны несравнимо наши беды, человеческие страдания, по сравнению с тем, что ради нас и ради нашего спасения совершил спаситель мира. и он дал нам не только пример, пример любви, пример жертвенности к роду человеческому, но он дает нам свою божественную силу в несении нашего жизненного креста. и так изо дня в день на страстной седмице мы будем вспоминать и страшные нравственные муки христа, когда его предает один из его учеников, а другой отрекается от него, и когда мы будем вспоминать сострадание божией матери у креста своему возлюбленному сыну, пусть это даст нам духовную силу, понять какой драгоценной ценой достигнуто наше спасение. и какая у нас реальная перспектива в наше воскресение встретить праведного судию и предстать перед ним, давая отчет, за все, что мы сотворили злого и не сотворили доброго, что могли совершить на этой земле. а потом, когда будем мы встречать светлое христово воскресение, в море божиего милосердия забудутся наши треволнения, забудутся наши печали, и мы в радости духовной будем встречать этот день, как залог нашего воскресения для вечной жизни.
возлюбленые братия и сестры, в этом году исполняется 185 лет со дня основания этой святой обители. и я рад, что мы ознаменовали его, этот юбилей, нашей совместной молитвой. так принято у христиан, все события освящать молитвой, благодаря господа за все, что он нам ниспосылает. эта обитель богата святой традицией, которая в первую очередь по благословению святителя московского филарета заложена на этом святом месте и освящена подвигами, наставлениями и трудами преподобного старца зосимы. замечательно, что память о нем жива. радостно, что и родственники его тоже здесь есть до настоящего времени. и продолжают его завещанный путь ко спасению.
история этой обители славна подвигами пяти настоятельниц, одна из которых является преподобномученицей. здесь были замечательные пастыри, и один из них, священномученик дмитрий, принял мученическую кончину. как и обитель прошла от своего расцвета, когда 276 насельниц здесь было. внешний вид ее был цветущий. богоугодные заведения, в которых сестры монастыря заботились о немощных и детях. а хх век был временем поругания святой обители. сначала сестры здесь в артели смиренно работали, потом им и этого не дали. арестовывали, разгоняли, издевались, подвергали заключению. а потом, стыдно вспоминать, что было здесь, можно сказать только словами сегодняшнего евангельского чтения — „мерзость запустения“ (мф. 24:15) но бог поругаем не бывает. молитвы праведников, новомучеников и исповедников российских, дали возможность вновь востеплить лампаду молитвы на этом святом месте.
я вспоминаю первые шаги по восстановлению монашеской жизни, попытки оборудовать богослужебное помещение, и хочу с благодарностью сказать, что местные власти с самого начала и до сегодняшнего дня проявляют попечение, заботу и поддержку по восстановлению порушенной святыни. у нас много в московской области женских и мужских монастырей. но, может быть, мужчинам легче переносить тяготы восстановительной жизни. а здесь на хрупких плечах нескольких сестер всё зиждется. мы можем только господа возблагодарить, что он посылает смиренных священников, которые в традициях старца зосимы не только служат, но и несут слово назидания, в первую очередь сестрам и всем паломникам, которые переступают порог этого храма. и можно,
я очень рад, что сегодня мы отмечаем наши этапы духовной жизни: и трагедии, и славное восстановление святой обители. я благодарю всех, кто принимает участие в помощи монастырю. господь да воздаст каждому из вас за ваши заботы, за ваши труды, которые вы несете для спасения души, помогая
дорогая матушка игумения елена! сегодня радостный и ответственный день в вашем служении святой христовой церкви, потому что игуменский сан налагает на вас новые обязанности, новую ответственность в служении святой церкви. при возведении в сан игумении дается игуменский жезл, посох, как символ власти. но эта власть, даваемая богом, предусматривает ответ перед богом за каждого человека, который подвизается в монастыре, и за каждого, кто встречается с вами, соприкасается с вами, с вашей жизнью, с вашими мыслями, с вашими словами. мне хочется молитвенно пожелать, чтобы господь укреплял вас. не надо ссылаться на человеческие немощи, потому что силой божией мы делаем все, что совершаем на земле. апостол говорит: „сила божия в немощи совершается“ (2 кор. 12:9). и вот с этими мыслями, всечестная игумения елена, приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему богу во дни суда».
в ответном слове настоятельница игумения елена поблагодарила владыку за оказанное высокое доверие и преподнесла владимирскую икону божией матери.
со словом приветствия к владыке также обратился глава
историческая справка
юношей прп. зосимва вступил на многотрудный путь монашеского жития. всей душой тяготея к пустынному жительству, свой первый монашеский искус, по совету своего духовного наставника и друга прп. василиска, он проходил в течение 10 лет в коневском общежительном монастыре, где и принял постриг.
впоследствии, вместе со старцем василиском прп. зосима провёл более 20 лет в подвиге пустынножительства в сибири, где, стяжав непрестанную сердечную молитву, обрел высокие духовные дарования. божиим промыслом, после многих скорбей и искушений, старец зосимва в 1826 году прибыл в москву, куда вскоре приехали из сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством. по благословению митрополита московского филарета (дроздова) в том же году на пожертвованном помещицей марией семёновной бахметевой участке земли в верейском уезде была устроена обитель в честь божией матери одигитрии (путеводительницы). прп. зосима неусыпно трудился над устроением духовной жизни насельниц, сам будучи для них примером смирения и молитвенного настроя.
20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать днем основания пустыни. на праздник введения во храм пресвятой богородицы пропели сёстры молитвы во вновь построенных там келейках.
много труда положил старец зосимва на обустройство новой пустыньки, оказавшейся промыслом божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. всегда оставаясь для них примером смирения и молитвеннго настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удалённости от мирской суеты.
когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сёстрам в субботу и воскресенье. около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней. скончался прп. зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму.
накануне своей кончины батюшка, прощаясь с сестрами, пророчески заключил свои слова так: «не расходитесь по моём исходе. господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. матерь божия, коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя своё на месте сем и ниспошлет на вас милость свою. если даст вам господь храм, посвятите первый престол живоначальной троице, а если господь устроит второй престол,-то во имя одигитрии смоленской нашей владычицы».
становление обители
в
общежитие было утверждено по ходатайству преосвященного филарета в 1841 году, и первой его начальницей была назначена родная племянница преподобного зосимы инокиня вера (верховская), которая стала его первой игуменией.
второй настоятельницей монастыря была игумения афанасия (качалова), духовная дочь оптинского старца преподобного антония (путилова). воспоминания о её правлении монастырём сохранились в отчёте
зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне ещё неослабно в ней обитает».
третьей настоятельницей монастыря (
в начале
четвертой настоятельницей монастыря стала игумения софия (быкова), благочинная московского иоанновского монастыря. можно сказать, что игумения софия стала для зосимовой пустыни главной строительницей. при ней на территории обители построили три новых двухэтажных здания, создавших впечатление законченности внутреннего благоустройства монастыря. в одном из келейных кирпичных корпусов поместилась рукодельная, а в другом — просфорная. новый игуменский корпус был закончен в 1915 году. в 1910 году матушка софия обустроила лесную пустыньку старца зосимы, воздвигнув на месте его келии часовню. к 1913 году в
советский период
1917 год стал, естественно, переломным в судьбе зосимовой пустыни. монастырь был закрыт, но насельницы не выселены. в 1920 году они организовались в сельскохозяйственную артель и сумели продержаться ещё восемь лет. богослужения в храме продолжались. тяжелейший труд управления артелью, в которой до конца сохранялся внутренний монастырский уклад, понесла вновь выбранная игумения афанасия, будущая преподобномученица афанасия (лепёшкина).
после того, как весной 1929 года монастырские сёстры были изгнаны из стен обители, в троицком храме продолжались богослужения ещё в течение нескольких лет. весной 1931 года прошли повальные аресты сестер, живших в окрестностях монастыря. были арестованы и сосланы в ссылку и оба священника. позднее, в 1937 году, священник димитрий розанов был репрессирован второй раз и расстрелян на бутовском полигоне под москвой. 27 декабря 2005 года священномученик димитрий был причислен к лику святых.
в 1933 год троицкий храм переоборудовали под клуб. навершие и крест были снесены, окна заложены кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. во время великой отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный одигитриевскйи храм. знаменательно, что наступление немцев было остановлено, можно сказать, перед монастырем — в
в 1967 году на территории монастыря был открыт пионерский лагерь для детей сотрудников московского метрополитена. бывшее монастырское хозяйство, использовавшееся инвалидным домом, было ликвидировано. разрушены
спальные (бывшие келейные) корпуса регулярно ремонтировались и потому сохранились до наших дней, но вследствие того, что прекрасные печи в двухэтажных домах были разрушены, стены постепенно накопили влагу и поразились грибком. колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. храм рождества иоанна предтечи в колокольне разрушен. безбожие продолжало властвовать в этом святом месте.
но матерь божия сохранила свой покров над посвящённой ей обителью. и чудеса продолжают свидетельствовать об этом. не только внешний враг не осквернил обительской земли, но и цивилизация при своём наступлении не затронула обитель. и хотя всего в километре от пустыни построена крупная железнодорожная сортировочная станция, узкая полоска елового леса не сдалась, она осталась на страже заповеданного старцем зосимой безмолвия. и отчин колодец, подававший людям исцеления, спрятавшийся в лесу в
обитель сегодня
вначале обитель была открыта как подворье московского
2000 год знаменателен прославлением старца зосимы (верховского) в лике местночтимых святых московской епархии.
в настоящее время в монастыре проживают десять насельниц, среди которых праправнучатая племянница старца зосимы — людмила александровна верховская, принявшая монашеский постриг в 2000 году с именем прославленного своего предка. за время возрождения монастыря в обители пострижено 1 монахиня, 3 инокини. в настоящее время в обители живут 10 сестер: 2 монахини, 2 инокини, 6 трудниц. в сестринской общине регулярно проводятся занятия по уставу монастыря, по изучению богослужебного устава, музыкальные занятия для клироса. сестры занимаются рукоделием. большое внимание сестры оказывают подшефному детскому дому в деревне софьино. с ансамблем «кладец», артистами которого являются большие и малые жители деревни яковлевское, проводятся рождественские елки, пасхальные фестивали, праздник славянской письменности и культуры, конкурсы рисунков и стихов. в октябре в рамках акции «согреем детские сердца» в обитель регулярно приезжают дети из приюта «надежда» г.
23 июля в день прославления прп. зосимы (верховского) сестеры и богомольцы идут на дальнюю пустыньку старца — «отчин колодец».
10 августа в престольный праздник обители в честь образа божией матери «одигитрии» проходит крестный ход от поклонного креста в деревне кузнецово к монастырю в память о периоде войны 1812 года, когда в болотистых лесах прятали чудотворную икону божией матери «одигитрии».
особый день в обители 6 ноября, день церковной памяти основателя обители прп. зосимы. вот уже много лет этот праздник собирает множество богомольцев из москвы и подмосковья. все получают благодатную помощь от прп. зосимы.
возрождение пустыни зримо началось в 2000 г. реставрация началась в троицком храме с восстановления навершия храма — барабана и креста. 15 октября 2000 года над храмом водрузили крест. в 2002 году был укреплен фундамент храма, 2004 году был отреставрирован фасад. внутренние работы продолжали с 2003 года и завершились профессиональным восстановлением архитектурных тяг сводов и стен. восстановлением исторических фресок в алтарях и храме. воссоздан иконостас по историческим архивным сведениям. отопление в храме и дренажная система, позволившая отвести воду от храма, создали условия для качественной реставрации.
начиная с 2003 года проводились реставрационные работы на колокольне. к 2007 году был поставлен крест, отреставрирована шатровая часть колокольни, фасад, установлены колокола, отлитые в г. тутаеве ярославской области, воссоздан храм рождества иоанна предтечи.
в трапезном доме проведены отделочные работы на 1 этаже в большой трапезной (настелены полы, тонированы и покрыты лаком, окрашены стены). проведены
в планах на будущее — прокладка внешних инженерных электросетей и водопровода к корпусам и огородам. монастырь уже несколько лет занимается подготовкой документации и поиском средств по газификации обители. в сентябре 2009 года получены в гуп мо «мособлгаз» технические условия на подсоединение к газораспределительной сети. определена врезка в газовую сеть в районе деревни юрьево(4–6 км).
восстановление монастыря невозможно без помощи благодетелей. большую помощь в нашем районе оказывают по традиции главы
сестры монастыря имеют подсобное хозяйство, выращивают телочек, занимаются огородом.
монастырская библиотека насчитывает 2764 книги и более 1000 аудио и видеокассет и дисков.
монахиня зосима (верховская) принимает участие в семинарах и конференциях, публикует в журналах статьи об истории монастыря, старце зосиме, благодетелях и благотворителях монастыря.
работа по издательской деятельности в основном связана с изданием или переизданием книг об обители, ее основателе, либо книг духовного содержания, написанных самим старцем. за последние годы издавались настольные, настенные и карманные календари. в книгу «монашество зосимовой пустыни» входит краткое изложение жития прп. зосимы (верховского), переписка сестер зосимовой пустыни с оптинскими старцами, краткие биографические данные игумении веры (верховской) — автора жизнеописания прп. зосимы, а также жития прпмцц. афанасии (лепешкиной), евдокии (бучиневой), марии (портновой) и магдалины (забелиной), сщмчч. димитрия (розанова) и михаила (виноградова), список репрессированных сестер монастыря с выписками из их следственных дел.
планы на будущее связаны с благоукрашением троицкого храма, подготовкой его к великому освящению, реставрацией трапезного дома, благоустройством и планировкой территории, устроением поклонного креста на восточной стороне троицкого храма, разбивкой цветников, пейзажных зон, строительством монастырской ограды.
игумения елена (конькова)