Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой

27.04.2011
Источник информации: Московская епархия
Адрес новости: http://www.mepar.ru/news/2011/04/27/10157/



ваше высокопреосвященство,
глубокоуважаемый владыка ювеналий!
уважаемый александр георгиевич!
уважаемые участники
традиционной пасхальной встречи!

сегодня замечательный день — среда светлой седмицы. традиционно в пасхальную неделю вы, глубокоуважаемый владыка, приглашаете нас, руководителей системы образования московской области, на пасхальную встречу, которая ежегодно становится одним из ярких моментов нашего сотрудничества. все наши встречи с вами имеют в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека. и в пасхальную неделю она приобретает особый смысл. пасхальные торжества занимают особое место в духовной жизни каждого, несут с собой нравственное обновление, наполняют сердца людей теплом и светом, укрепляют веру в добро и справедливость.

второе десятилетие iii тысячелетия в истории россии можно назвать новой эпохой — эпохой формирования нового человека. и возрождение россии связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением подрастающего поколения, формированием у него духовно-нравственных качеств.

духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является одной из важнейших стратегических задач, поставленных правительством российской федерации перед системой образования.

президент российской федерации дмитрий анатольевич медведев в национальной образовательной инициативе «наша новая школа» определил, что «главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

в течение ряда лет в нашем регионе ведется планомерная работа по формированию системы нравственного воспитания. сотрудничество с московской епархией русской православной церкви при постоянной поддержке губернатора московской области бориса всеволодовича громова позволило добиться значительных результатов в этом направлении деятельности системы образования московской области.

в этом году в нашу работу добавлены новее направления.

это, во-первых, выпуск дополнительного тиража учебного пособия л. л. шевченко «духовное краеведение подмосковья» в бумажном и электронном вариантах.

к 2010–2011 учебному году издан и направлен в образовательные учреждения дополнительный тираж 40 тыс.экз. учебников «духовное краеведение подмосковья» и 3 тыс. методических пособий. также выпущена и направлена в образовательные учреждения электронная версия учебника — 1000 экземпляров.

к новому учебному году планируется выпуск ещё одного тиража учебной литературы.

во-вторых, расширение преподавания предметов духовно-нравственной культуры в учреждениях спо и нпо.

преподавание в данных учреждениях организовано, ведется в форме факультативных занятий. также в ноябре 2010 года обучены 29 педагогов на курсах повышения квалификации по преподаванию предмета регионального компонента «духовное краеведение подмосковья» в духовно-просветительском центре им. просветителей славянских равноапостольных кирилла и мефодия московского государственного областного университета.

задача 2011–2012 учебного года — продолжение организации обучения преподавателей учреждений нпо на курсах повышения квалификации духовно-нравственному воспитанию и обучению детей в два этапа в ноябре — декабре 2011 года и весна 2012 года.

10 февраля 2011 года состоялось очередное заседание координационного совета по взаимодействию между министерством образования московской области и московской епархией русской православной церкви. на заседании были определены задачи на 2011–2012 учебный год по направлению деятельности в вопросах совершенствования системы духовно-нравственного воспитания в московской области.

с полными материалами заседания координационного совета каждый присутствующий может ознакомиться на сайте министерства образования московской области.

остановлюсь на основных вопросах, которые обсуждались в ходе заседания совета.

1. мониторинг и анализ организации изучения предметов «духовное краеведение подмосковья» и «основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях московской области показал, что в 2010–2011 году изменилось соотношение форм преподавания предметов духовно-нравственной культуры по сравнению с предыдущим учебным годом: на 10% увеличилось преподавание предметов в форме урока (2009–2010 — 38%, 2010–2011 — 48%), на 17% возросло количество кружков по духовно-нравственной культуре (2009–2010 — 10%, 2010–2011 — 27%).

формы преподавания предметов духовно-нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях в 2010–2011 году:

  • основной предмет — 48%
  • факультатив — 25%
  • кружок -27%

также произошло изменение и в предметах, преподаваемых в школе в рамках духовно-нравственной культуры:

  • «духовное краеведение подмосковья» — 65% общеобразовательных учреждений реализуют эту программу (увеличение преподавания предмета на 10% по сравнению с 2009–2010 учебным годом);
  • «основы православной культуры» — 20% общеобразовательных учреждений;
  • авторские программы — 5%;
  • другие программы — 22%

к другим программам в рамках духовно-нравственной культуры в начальной школе относятся: «истоки», «народная культура», «православная культура», «основы русской духовной культуры», «в мире добрых слов», «семья в календаре православных праздников» и др.; в средней школе: «основы русской духовной культуры», «родное подмосковье», «духовное наследие», «история московской области», «народная культура», «история религий», «мировые религии» и др.; в старшей школе: «основы русской духовной культуры», «народная культура», «история религий», «мировые религии», «история мировых религий» и др.

в 2009–2010 году другие программы использовались только в 15% классов.

считаю, что руководителям образовательных учреждений необходимо пересмотреть программы, по которым ведется преподавание в рамках духовно-нравственной культуры.

в начальной школе наиболее активно преподается программа «основы православной культуры», в среднем звене — «духовное краеведение подмосковья», в старшем звене — другие программы этой направленности.

наиболее охвачены преподаванием предметами духовно-нравственной культуры учащиеся среднего звена. предметы преподаются в 68% классов от общего количества классов среднего звена, что составляет 2236 классов.

в начальной школе предметы преподаются в 27% классов, что составляет 879 классов.

предлагаю в связи с введением фгос в начальной школе с 1 сентября 2011 года, вам, уважаемые руководители, рассмотреть возможность преподавания предметов культурологического цикла в начальной школе в рамках 10 часов внеурочной деятельности и привлекать для этого преподавателей не только начальной школы, но и среднего и старшего звена, прошедших соответствующую курсовую подготовку.

также прошу вас обратить внимание на преподавание данных предметов в старшем звене. предметы уже в течение нескольких лет преподаются всего лишь в 5% классов, что составляет в этом учебном году 161 класс.

2. мониторинг и анализ преподавания предметов духовно-нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях московской области.

по результатам мониторинга, проведенного в октябре 2010 года в 73 муниципальных образованиях московской области изучаются программы по духовно-нравственному воспитанию.

в этом году не ведется преподавание предметов в данной направленности в общеобразовательных учреждениях города краснознаменска, в 2009–2010 году преподавание велось в одном общеобразовательном учреждении.

в 2010–2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях московской области программы по духовно-нравственному воспитанию изучают около 79 тысяч обучающихся с 1 по 11 классы (что составляет 13% от общего числа обучающихся) в 1006 школах московской области (что составляет 69% от общего количества общеобразовательных учреждений). (для сравнения в 2009–2010 учебном году в 63% (919 школах).

в 23 муниципальных образованиях 100% общеобразовательных учреждений охвачены преподаванием предметами днк: г.о. бронницы, восход, власиха, дубна, жуковский, звенигород, звездный городок, коломна, королев, лыткарино, орехово-зуево, пущино, рошаль, фрязино, черноголовка, щербинка, электросталь; м.р. зарайский, коломенский, красногорский, озерский, орехово-зуевский, рузский.

в 2009–2010 учебном году таких муниципальных образований было всего 9.

в 3 муниципальных образованиях преподаванием предметами днк охвачены менее 20% общеобразовательных учреждений: г.о. лобня, м.р. люберецкий, раменский.

сравнительный анализ количества школ, в которых преподаются предметы духовно-нравственной культуры в 2009–2010 и 2010–2011 учебных годах, выявил следующее:

на прежнем уровне сохранилось преподавание духовно-нравственной культуры общеобразовательных учреждениях в 37 территориях:
г.о. балашиха, бронницы, восход, власиха, долгопрудный, дубна, жуковский, звездный городок, ивантеевка, климовск, коломна, королев, котельники, лосино-петровский, лыткарино, протвино, пущино, реутов, рошаль, троицк, фрязино, черноголовка, щербинка, электрогорск, электросталь, юбилейный, м.р. егорьевский, каширский, коломенский, ленинский, можайский, ногинский, озерский, орехово-зуевский, подольский, раменский, рузский,

увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием духовно-нравственной культуры в 29 территориях:
г.о. дзержинский, домодедово, железнодорожный, звенигород, орехово-зуево, подольск, химки, м.р. волоколамский, воскресенский, дмитровский, зарайский, истринский, красногорский, лотошинский, луховицкий, мытищинский, наро-фоминский, одинцовский, павлово-посадский, пушкинский, сергиево-посадский, серебряно-прудский, серпуховский, солнечногорский, ступинский, чеховский, шатурский, шаховской, щелковский.

уменьшилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием духовно-нравственной культуры в 6 территориях:
г.о. красноармейск, лобня, серпухов, м.р. клинский, люберецкий, талдомский.

проведен анализ причин снижения количества образовательных учреждений в территориях. результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что причины снижения носят субъективный характер, а соответственно, могут быть устранены. в связи с этим министерством образования московской области было проведено собеседование с руководителями данных территорий. рекомендовано: муниципальным органам управления образованием разработать план работы по изменению ситуации и увеличению охвата обучающихся предметами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях и реализовать их в срок до 21 апреля 2011 года. планы в министерство образования представлены. работа в муниципалитетах организована.

рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации духовно-нравственной культуры продолжить введение в практику работы по духовно-нравственному воспитанию проведения дней славянской письменности, дней православной молодежи, дней православной книги, организацию и проведение педагогических чтений по тематике духовно-нравственного воспитания.

также рекомендуем муниципальным органам управления образования наиболее активно использовать в работе обмен опытом между муниципальными образованиями по данному направлению работы. такая работа успешно реализуется в ленинском и красногорском муниципальных районах и городском округе коломна.

3. оказание организационно-методической помощи.

ежегодно в начале учебного года министерство образования московской области направляет в муниципальные органы управления образованием методические письма, где даются рекомендации:

  • об использовании программ духовно-нравственной культуры,
  • о формах преподавания предметов,
  • о курсах повышения квалификации.

напоминаю, что муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями необходимо предоставлять свободу выбора изучения предмета семье учащегося: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможности изучения предмета.

такая форма работы зарекомендовала себя, как наиболее удачная при введении предметов по истории религиозной культуры, в этом году в министерство образования московской области жалоб от родителей и общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях не поступало.

сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к другой конфессии, разрешают своим детям посещать уроки «духовного краеведения подмосковья».

не только в общеобразовательных учреждениях осуществляются программы по духовно-нравственному воспитанию. количество дошкольных образовательных учреждений, реализующих в своей работе духовно-нравственное направление — в 2010 — 2011 учебном году — 610, что составляет 34,3% от общего количества дошкольных образовательных учреждений. (для сравнения в 2009–2010 учебном году — 530). охват воспитанников составляет около 49 тысяч воспитанников (это 20,1% от общего количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений).

формы преподавания предметов духовно-нравственной культуры в дошкольных образовательных учреждениях:

  1. занятие — 57,9%
  2. факультатив — 1,5%
  3. кружок -40,6%

мы рекомендуем организовать данную работу во всех муниципальных образованиях.

в московской области разрабатываются пособия для преподавания культурологических программ в дошкольных образовательных учреждениях, организовывается программа для подготовки воспитателей к преподаванию предметов духовно-нравственной культуры. сегодня в своем выступлении людмила леонидовна шевченко более подробно расскажет о данном направлении деятельности.

важным моментом в преподавании духовно-нравственной культуры является подготовка педагогов.

в настоящее время продолжают реализовываться программы курсов повышения квалификации для подготовки учителей:

  • «духовно-нравственная культура» (история и культура религий. православие);
  • «духовные основы русской культуры»;
  • «духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект»;
  • «духовность и нравственность в воспитании гражданина россии, патриота своей родины»;
  • «основы православной культуры».

все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседании экспертной группы с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре.

также в феврале 2011 года на заседании координационного совета проведена экспертиза программ, которые в скором времени после выполнения рекомендаций координационного совета и незначительной корректировки дополнят предлагаемый перечень.

учебные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации, следующие:

  • московский государственный областной университет,
  • педагогическая академия последипломного образования,
  • московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. коломна).

в настоящее время отмечается рост числа педагогов духовно-нравственной культуры, вызванный возрастанием социального запроса на преподавание программ по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения московской области.

всего за последние пять лет 1950 педагогов прошли соответствующую курсовую подготовку и преподают духовно-нравственную культуру в образовательных учреждениях московской области.

за последние три года возросло количество педагогов, преподающих предметы духовно-нравственной культуры: в 2008–09 уч.году количество педагогов составило 954 человека, в 2009–10 уч.году — 1060 человек, в 2010–11 уч.году — 1324 человека.

к сожалению, по-прежнему при анализе базы данных выявлены следующие проблемы: количество учителей, после курсовой подготовки преподающих предметы, направленные на духовно-нравственное развитие детей, меньше, чем количество педагогов, прошедших обучение на соответствующих курсах. многие учителя идут на такие курсы, удовлетворяя свой личный, а не профессиональный интерес.

подчеркиваю, что повышение квалификации учителя — это не только курсовая подготовка, но и постоянное серьезное методическое сопровождение его деятельности.

в решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. на базе духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских кирилла и мефодия московского государственного областного университета разработан и действует методический кабинет «в помощь учителю духовной культуры», в котором представлен банк педагогического опыта «духовная культура».

материалы размещены на сайте гоу впо «московский государственный областной университет» www.mgou.ru (раздел «наш университет», подразделы: «культура и спорт», «духовная жизнь», «духовно-просветительский центр», «методический кабинет».

методический кабинет включает в себя педагогический опыт, экспертизу, содержание и технологии духовно-нравственного образования (учебные пособия, программы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий и т. п.), диагностические материалы нравственной культуры и подготовки учителя.

министерство образования московской области рекомендует учителям образовательных учреждений московской области использовать разработки в преподавании дисциплин духовно-нравственной направленности.

говоря о проделанной работе, нельзя не затронуть проблему личности учителя, работающего в сфере духовно-нравственного воспитания. муниципальным образованиям необходимо тщательно подходить к определению кандидатур для преподавания предметов этого цикла, проводить совместно с благочинием собеседования с педагогами.

московская область уже не первый год успешно участвует во всероссийском конкурсе «за нравственный подвиг учителя». цели конкурса: стимулирование творчества педагогов и воспитателей, работающих с детьми и молодёжью, расширение охвата детей и молодёжи духовно-просветительской и гражданско-патриотической работой.

сейчас в московской области проводится региональный этап всероссийского конкурса «за нравственный подвиг учителя — 2011». прием работ будет осуществляться в соответствующем отделе министерства образования с 13 по 18 мая.

муниципальным органам управления образованием рекомендовано в этом году провести муниципальный этап конкурса «за нравственный подвиг учителя».

министерство образования московской области рекомендует конкурсантам обращаться для получения консультаций к местным благочинным, на заявках для участия в региональном этапе конкурса обязательно должно присутствовать согласование местного благочинного.

и, конечно, в течение года наша работа будет направлена на подготовку к девятым московским областным рождественским образовательным чтениям, которые, по вашей инициативе, дорогой владыка, пройдут под общей темой «через просвещение к нравственности».

в ноябре 2011 года мы будем отмечать десятилетний юбилей сотрудничества министерства образования московской области и московской епархии русской православной церкви и вы, многоуважаемый владыка, совершенно справедливо отметили, выступая на встрече с педагогами в декабре 2010 года в городе троицке, что «мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению россии. мы закладываем основы для будущего. плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия».

я сердечно благодарю вас, дорогой владыка, ваших сподвижников — иерархов московской епархии, благочинных, всех священнослужителей за ваши мудрые наставления, которые ведут нас по жизни, за вашу деятельную помощь. спасибо вам.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика