Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 10:24

Мы должны отказаться от позиции пассивного «потребителя» образовательных услуг, к которой многие привыкли в советское время. Включение преподавания в школьную программу православной культуры по выбору семьи ребенка поднимает на новый качественный уровень взаимодействие Церкви и светской школы, Церкви и родительского сообщества. Публикуем ниже Рекомендации Синодального отдела религиозного образования для разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору изучения «Основ православной культуры».

***

[Приложение № 1 к циркулярному письму № 578]

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви Московского Патриархата

РЕКОМЕНДАЦИИ
для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию
разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору
изучения «Основ православной культуры»

(в сокращении)


Преподавание «Основ православной культуры» предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. В то же время не все священнослужители проводят необходимую разъяснительную и ориентирующую работу среди своих прихожан, не мотивируют их на активную гражданскую позицию по этому вопросу.

В связи с указанными недостатками Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить методические указания для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников в целях информирования и обеспечения свободы выбора родителями «Основ православной культуры».

Включение преподавания православной культуры по выбору семьи ребенка в часть школьной программы поднимает на новый качественный уровень взаимодействие Церкви и светской школы, Церкви и родительского сообщества. От православного народа это требует проявления активной гражданской позиции «заказчика» содержания общего образования, партнера государства и школы в преподавании православной культуры, школьном образовании и воспитании в целом. Мы должны отказаться от позиции пассивного «потребителя» образовательных услуг, к которой многие привыкли в советское время, от взгляда на светскую (государственную и муниципальную) школу как учреждение, далекое от религии и Церкви или даже чуждое верующим людям. От священнослужителей эта ситуация также требует развития взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, образовательными учреждениями, педагогическим и родительским сообществом в регионах.

Отдельной важной позицией в этой деятельности является взаимодействие Церкви с родительским сообществом — как собственно в школах, так и на других «площадках», в том числе церковных приходах. На предлагаемые ниже материалы целесообразно опираться в беседах с родителями школьников, использовать их для подготовки выступлений в школах или других публичных аудиториях священнослужителей епархии.

1. Свобода выбора изучения ребёнком в школе православной культуры.

Современное российское общество является полимировоззренческим, многокультурным, многоконфессиональным. Есть национальное и религиозное большинство — русский народ, православный народ. Есть и другие коренные народы России со своими религиозными традициями, культурами, ещё и множество национальных и религиозных общин. Современное российское законодательство гарантирует гражданам России равные права вне зависимости от их этнического происхождения, отношения к религии, религиозной принадлежности. Поэтому в массовой, общедоступной светской (государственной и муниципальной) школе углубленное и систематическое изучение Православия не может быть обязательным для всех учащихся. Точно также не может быть обязательным для всех изучение ислама, буддизма, иудаизма, других религий, равно нерелигиозных мировоззрений типа коммунизма, «светского гуманизма», а также философского религиоведения, основанного на нерелигиозных мировоззренческих подходах, критике религии.

В 2006 году по обращению Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко Общественная палата Российской Федерация рассмотрела вопрос о преподавании религиозной культуры в российской школе и подготовила по этому вопросу предложения, в которых, в частности, было указано:

«1. В Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Демократический характер российского государства предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов и интересов представителей разных мировоззренческих групп в российском обществе. При этом добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

… 3. Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. традиционных конфессий) должно осуществляться на основе добровольности их выбора…

Основания такого подхода закреплены в ст. 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие в российском обществе, не допускает установления государственной или обязательной идеологии в стране.

Соответственно в Предложениях Общественной палаты указано: «Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений — при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе».

Необходимо помнить, что право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством.

2. Правовые основы изучения религиозных культур, религиозного образования и воспитания учащихся на основе религиозных духовно-нравственных традиций в светской школе.

В Российской Федерации по Конституции установлен светский характер государства. Согласно соответствующей статье Конституции (ст. 14) это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Конституция России, таким образом, запрещает установление какой-либо одно религии в качестве государственной или обязательной для всех граждан, населения России, а также закрепляет принцип отделения религиозных объединений от государства, органов власти и правовое, юридическое равенство религиозных объединений перед законом. Важно подчеркнуть, что от государства отделены не религии, верующие, а религиозные объединения как юридические, правовые субъекты. Органы власти и религиозные объединения действуют самостоятельно, независимо друг от друга. Это и есть принцип светскости – самостоятельности мирской, общественной, государственной власти и соответствующих учреждений от духовной, церковной власти и церковных учреждений.

При этом никакого отделения от государства религии или отделения религиозных объединений от школы в Конституции России нет.

В нашей стране система общего образования, общеобразовательные учреждения в большинстве муниципальные, учреждены муниципальными органами власти, не относящимися к системе государственных органов и учреждений (ст. 12 Конституции РФ). Государственными общеобразовательные школы являются только в Москве и Санкт-Петербурге в связи с особенностями административного устройства этих субъектов Федерации. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, закрепленный в Законе «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования (ст. 2), подобно принципу светского характера государства, устанавливает самостоятельность, независимость функционирования государственных и муниципальных детских садов, школ, вузов и др. от религиозных объединений. Однако светский характер образования никоим образом не запрещает и не препятствует организации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозного образования и воспитания учащихся в них детей, молодежи, образования и воспитания на основе религиозных духовно-нравственных ценностей.

В частности, не существует никаких законных, юридических препятствий для изучения в светских школах и православной культуры, учения и традиций Русской Православной Церкви так, как они понимаются и сохраняются в Церкви, а не так, как их представляют себе религиоведы, философы или кто угодно ещё. В противном случае, это нарушало бы указанные статьи 13 и 14 Конституции, запрещающие монопольное положение какой-то одной религии или идеологии в обществе и соответственно в светской — государственной или муниципальной школе. В школе не церковной по организационной, правовой принадлежности, учрежденной органом государственной власти или органом местного самоуправления, а не какой-то организацией Русской Православной Церкви или другой религиозной организации. Иначе получалось бы, что секулярный взгляд на религию, атеизм приобретает монопольное положение в светской школе, в которой обучаются, даже обязаны учиться все дети — и атеистов и верующих.

Таким образом, заблуждением является мнение, которое иногда выражают даже отдельные наши священнослужители, что светский характер российского государства, якобы, препятствует преподаванию Православия в светской общеобразовательной школе с позиций его понимания в Церкви. Никаких подобных запретов или ограничений не существует. Современная российская государственная и муниципальная — светская общеобразовательная школа не является атеистической или безрелигиозной школой, где запрещено говорить о Православии так, как это принято в Церкви, среди православных. Иное означало бы фактически атеистическую цензуру на представление знаний о религии и Церкви в российской школе. Претензии на такую цензуру периодически выражают последователи атеизма, «светского гуманизма» и иных нерелигиозных идеологий, в том числе отдельные работники и руководители образования, но они не имеют правовых оснований и потому должны решительно отвергаться.

Другое дело, что разговор на уроке в светской школе о Православии как о «нашей» вере и традиции не может распространяться на всех несовершеннолетних учащихся без согласия их законных представителей — родителей, семьи ребенка. Но если такое согласие в той или иной фиксированной форме получено (письменные заявления родителей), то учитель по ОПК имеет полное право, рассказывая о Православии, обращаться к учащимся с позиции: это наша вера, культура, наши ценности, традиции.

Международное законодательство о правах человека, признанное Российской Федерацией также гарантирует право получения общего образования в соответствии с ценностями и традициями семьи ребенка. Например, в протоколе № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их религиозным и философским убеждениям» (статья 2 «Право на образование»). Наша страна ратифицировала эту конвенцию и Протокол № 1, так что данная норма является частью законодательства Российской Федерации.

3. Что означает выбор ОПК для учащегося и его родителей, семьи?

Предлагая родителям выбор предмета «Основы православной культуры», целесообразно, прежде всего, обратить их внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности. «Культура — это святыня народа, святыня нации», писал академик Дмитрия Сергеевич Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру и создали её благодаря Православию. Именно с принятием православного христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, распространяться грамотность.

Русский народ фактически родился как историческая нация под Ликом Христа, и мы не преувеличим, если скажем, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Тихого океана создана, прежде всего, трудами и подвигами множества поколений православного русского народа. Поэтому и сегодня опора на Православие, отечественные традиции и культуру даёт возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения.

Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре в целом, и даже в узких рамках модуля и учебника по ОПК в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России. Многие образы, герои, мотивы их поведения, условия жизни в произведениях русских классиков будут более понятны для учащихся благодаря изучению ОПК. Например, ознакомившись с православной монашеской традицией, которой посвящен один из разделов учебника, школьнику будет более понятен выбор и мотивация Алеши Карамазова в произведении Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Многие, произведения русских классиков — часто плод размышлений автора над «книгой книг» — Библией, Евангелием. Без знания основ православного христианства многое остается непонятным в истории России, жизни народов Европы, мировой истории и культуре. Таким образом, изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.

Конечно, Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше семей в нашей стране, имеющих православные корни в своей семейной истории, православных предков избрали для изучения их детьми Основы православной культуры. Чтобы эти семейные традиции восстанавливались и продолжались. Не говоря уже о той части российского общества, которая тесно связана с Церковью, ведет церковный образ жизни. Однако, если семья, родители, не согласны чтобы их ребенок открыл свой разум и сердце для Христовой Истины, сохраняемой в церковной ограде, без чего немыслим никакой компетентный разговор о православной культуре и православное духовно-нравственное воспитание, то лучше подождать и не записываться на ОПК.

Необходимые условия для воспитания — свобода и ответственность. Свобода без ответственности — распущенность, а ответственность без свободы — рабство. Всякий свободный выбор влечёт за собой определенную ответственность. Родители школьника, избравшие для него изучение ОПК, должны сознавать, что это может потребовать от них помогать ребенку в освоении нового для него предмета, внимательно и бережно относиться к его чувствам и эмоциям, связанным с этим предметом, постараться уделить отдельное время на общение с ребёнком именно по вопросам изучения им Православия.

Также родители должны сознавать, что их обязанностью является выяснить и ясно представлять себе, кто и что будет преподавать их ребёнку по ОПК в школе. Надо ознакомиться с пособием, познакомиться и с учителем, который будет вести ОПК, выяснить его личное отношение к предмету, квалификацию, а при возможности уровень и качество знаний им православной христианской традиции. И если станет очевидно, что для учителя это просто дополнительная нагрузка, а сам он абсолютно равнодушен к Православию или будет вынужден «перебегать» по разным группам для преподавания ОПК, исламской культуры, этики и т.д. по очереди — надо заявить об этом директору школы и в епархию. И потребовать дать для преподавания ОПК подготовленного учителя именно по ОПК, кандидатура которого согласована с епархией.

Здесь особая ответственность ложится на церковные семьи, церковных родителей, которые могут и должны помочь другим родителям из своего класса или своей школы сориентироваться. При явных признаках того, что назначенный учитель по ОПК сам далёк от православной традиции, не разделяет основных ценностей Православия, тем более, если он выступает с антицерковных позиций, именно религиозная часть родителей должна в первую очередь добиваться его замены. Добиваться назначения на эту должность человека, который не только подготовлен к ведению ОПК по экспериментальному пособию, но и сам уважает и принимает ценности православной культуры. Такие учителя есть практически во всех регионах, если не в данной школе, то в соседней.

Родители могут потребовать, чтобы кандидатуры учителей ОПК (как и учителей по другим предметам, модулям) не назначались администрацией, а рассматривались и обсуждались в органах школьного самоуправления, на школьных советах, конференциях, по крайней мере, на родительских собраниях в классах, чтобы выбор таких учителей был согласован с родителями учащихся. На таких собраниях родители сами или с участием представителей епархии могли бы высказаться по предлагаемым кандидатурам учителей, принять или отвергнуть какие-то из них, предложить свои кандидатуры.

4.Роль родителей, семей, граждан в изучении православной культуры в школах.

Право на изучение Православия не по критическим сочинениям атеистов-религиоведов, а так, как оно понимается и сохраняется в Церкви, и приобщения своих детей на добровольной основе к духовно-нравственной культуре и ценностям Православия — неотъемлемое право граждан России. В этом отношении уже ведущееся во многих регионах и школах преподавание учебных предметов по православной культуре, и преподавание ОПК в рамках эксперимента — это не «подарок» Церкви или православным верующим, а удовлетворение образовательной потребности существенной части граждан, семей в Российской Федерации. Граждане, семьи, придерживающиеся других религиозных духовно-нравственных традиций, или с другим отношением к религии, имеют возможность избрать для изучения их ребенком другой учебный предмет духовно-нравственной воспитательной направленности.

Также это и не «миссионерский проект» Церкви, поскольку Церковь не навязывает изучение Православия всем семьям, гражданам, детям.

Наоборот, множество граждан, семей в нашей стране сами желают, чтобы их дети изучали православные традиции и культуру в процессе получения общего образования. В прошедшие годы десятки и сотни тысяч таких обращений, коллективных писем были направлены в органы государственной власти разного уровня. Люди понимают, что образование юного человека не может исчерпываться только накоплением рациональных знаний о мире, но должно образовывать, прежде всего, его личность, соединять её с историей и культурой нашего народа прочными и глубокими знаниями, тесными эмоциональными, духовно осмысленными связями. Это особенно актуально в современном мире — открытом, глобализирующемся, где без твердой нравственной и культурной опоры молодежь оказывается буквально «на семи ветрах», под воздействием множества деструктивных, разрушительных влияний.

Церковь откликается на призыв наиболее социально активной части православного народа — в сотрудничестве с государством, педагогическим сообществом возвратить преподавание Православия в нашу школу, сделать его доступным для любого ребёнка в России, для каждой семьи в нашей стране независимо от места проживания.

Как уже отмечалось, родителей следует ориентировать на активную гражданскую позицию заказчика содержания общего образования, в частности заказчика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной, воспитательной направленности. Такая позиция определяет и позицию участника в процессах организации и обеспечения преподавания ОПК. Введение преподавания ОПК в рамках обязательной части школьной программы требует большей самоорганизации родительского коллектива в школах, а также взаимодействия епархии с родителями школьников.

Желательно постепенное формирование в каждом образовательном учреждении родительского актива из числа родителей школьников, выбравших для своих детей изучение ОПК.

На собраниях этого актива в школах с участием представителей епархии могут обсуждаться все вопросы с преподаванием ОПК в рамках эксперимента, в том числе вопросы помощи учителям ОПК в проведении занятий, внеурочных и внешкольных мероприятий. Из числа группы родителей в школе, где изучается ОПК, можно выбрать полномочного представителя этой группы для участия в более широких мероприятиях и координации с епархией. Лучше, если таким полномочным представителем будет клирик, если в данной школе обучаются его дети, один из родителей школьников из церковной семьи, поскольку в этом случае они смогут более профессионально участвовать в обеспечении идентичности преподавания ОПК в школе историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.

Периодически желательно проводить собрания полномочных представителей родителей учащихся, изучающих ОПК от школ в округе, городе, регионе. На таких собраниях с участием руководства епархиальной комиссии по преподаванию ОПК могут обсуждаться вопросы:

* тематики и содержания родительских собраний в школах по вопросам проведения эксперимента, преподаванию ОПК;

* информирования родителей в школах о новых государственных и церковных документах, материалах по эксперименту и целом по вопросам преподавания ОПК в регионе, стране;

* поддержки родителями инициатив и предложений епархии по вопросам оптимизации преподавания ОПК в рамках эксперимента и др.;

* взаимодействия школ, учителей ОПК в данной школе с ближайшими церковными приходами;

* организации проведения мероприятий с целью подведения промежуточных итогов преподавания ОПК в рамках экспериментального курса;

* исследования епархиальной комиссией мнений родителей школьников о преподавании ОПК и других предметов комплексного курса, проведения анкетирований, опросов учащихся, учителей, родителей;

* ознакомления родителей с содержанием комплексного курса в целом и программой по ОПК, методическим обеспечением, новыми пособиями;

* обеспечения школы учителями по ОПК, качество их подготовки и участие в ней церковных представителей и специалистов;

* профилактики возникновения проблемных, конфликтных ситуаций в школах в связи с преподаванием ОПК и комплексного курса в целом и участия, в случае их возникновения, в их конструктивном разрешении и др.

Оптимальная модель церковно-общественного взаимодействия в процессе апробации комплексного курса, которую надо постепенно выстраивать, должна включать полномочного представителя родителей, выбравших для изучения ОПК в каждой школе, их объединение и координацию при кураторстве епархии на всех уровнях (район, регион). В составе епархиальной комиссии по ОПК также должны быть представлены родители.

Публикуется с сокращениями


Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии