Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Начало подмосковных празднований, посвященных славянской письменности и культуре

18.05.2011
Источник информации: Московская епархия
Адрес новости: http://www.mepar.ru/



18 мая в конькобежном центре «коломна» прошел ежегодный открытый урок для учащихся средних образовательных учреждений и воскресных школ области «духовные родники подмосковья», посвященный дню славянской письменности и культуры. в зале присутствовало около пяти тысяч детей, прибывших со всех концов области, а также руководители муниципальных органов управления образованием, священнослужители и педагоги.

перед началом представления, повествовавшего о значении просветительского подвига святых равноапостольных кирилла и мефодия для славянских народов, и в первую очередь россии, в их прошлом и настоящем, к аудитории обратились с приветствиями митрополит ювеналий, министр образования правительства московской области л. н. антонова, глава коломны в. и. шувалов.

в своем слове владыка, в частности, сказал: «в эти пасхальные дни приветствую всех вас жизнеутверждающим и вдохновляющим христианским приветствием: христос воскресе!

сегодняшний открытый урок проводится совместно нашей церковью с министерством образования. у нас сложилась уже продолжительная традиция, когда мы вместе отмечаем и рождество христово, и пасху, и особенно день славянской письменности и культуры. мне очень радостно сегодня в нашем древнем, и я бы сказал — святом, городе коломне принимать вас, дорогие и возлюбленные наши гости. этот город украшен четырьмя монастырями и двадцатью семью храмами, в которых за последнее время восстановлено все, что было при их сооружении. мы считаем, что о кирилло-мефодиевской традиции полезно вам будет слышать в этом гостеприимном городе. сегодня вы узнаете о том, какие плоды миссионерская проповедь святых кирилла и мефодия принесла на нашей земле. и какое влияние оказали они на литературу, искусство, храмоздательство, на живопись — во всех областях нашей культурной жизни вы найдете влияние традиций святых кирилла и мефодия. очень важно подрастающему поколению знать историю своей родной земли, своей родной культуры, своей православной веры.

я благодарю вас за то, что вы сегодня собрались здесь на нашу встречу. надеюсь, что она будет для вас интересной и полезной. я желаю вам счастья, здоровья, счастливого будущего и призываю на всех вас божие благословение.

христос воскресе!».

во второй половине дня в конференц-зале конькобежного центра открылась научно-практическая конференция, посвященная дню славянской письменности и культуры. перед началом заседания хор коломенской духовной семинарии под управлением проректора иеромонаха константина (островского) пропел тропарь и величание свв. кириллу и мефодию.

к участникам форума обратились л. н. антонова, владыка ювеналий и заместитель главы коломны а. а. мешканцов.

его высокопреосвященство сказал:

«мы продолжаем праздновать воскресение христово, поэтому, прежде всего, обращаюсь к вам со словами пасхального приветствия: христос воскресе!

очень отрадно, что торжества, посвященные церковно-государственному празднику дня славянской письменности и культуры, проходят теперь по всей стране. древняя коломна, в свое время ставшая всероссийской столицей этого события, не только хранит память о минувшем, но и поддерживает добрую традицию организации научных конференций, приуроченных ко дню памяти святых равноапостольных кирилла и мефодия.

изучение отечественного духовного и культурного наследия представляется сегодня особенно важным.

во-первых, развитие методологии научного знания открывает новые возможности в исследовании и осмыслении дошедших до нас памятников. чем глубже мы осмысляем прошлое, тем больше приобретаем значимые уроки для нашего современного бытия.

во-вторых, широкое распространение в обществе знаний о древнерусской письменности и культуре способствует преодолению беспокоящего многих из нас феномена размытой идентичности.

в-третьих, уважительное, вдумчивое и заинтересованное отношение к прошлому помогает решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: народ, знающий и осознавший свое прошлое, имеет надежду на будущее.

изучение славянской письменности и культуры, осуществляемое не только маститыми учеными, но и студентами показывает, что интерес к древностям не увядает, а труды на этой ниве приносят все новые и новые плоды. это свидетельствует и о том, как много еще не сделано в области изучения нашего наследия.

в нашем подмосковье были предприняты плодотворные усилия для того, чтобы вновь зазеленела пустыня, оставленная нам периодом господства атеистической идеологии. совместно с министерством образования региона мы стремимся ознакомить детей и юношество с отечественным духовным и культурным наследием. и, конечно, огромное значение имеет в этой связи кирилло-мефодиевская традиция, как изначальная и фундаментальная основа последующего развития бытия славянских народов в мире. в условиях современного общества мы преследуем и духовно-просветительские, и воспитательные цели.

со всей остротой стоит перед нами и задача спасения от деградации русского языка, нашего национального достояния. ведь если не предпринимать усилий в этом направлении, через несколько десятилетий произведения классиков литературы xix века станут недоступными для читателей. меж тем мы знаем примеры того, когда в некоторых странах школьники постигают основы древнего языка и знакомятся с творениями древних, имеющих непреходящее значение для формирования самосознания того или иного народа. в этом контексте мне представляется важным сказать о насущности популяризации церковно-славянского языка, не только как языка православного богослужения, но и как языка многовековой русской письменности.

несмотря на то, что от ветхозаветных времен нас отделяют многие тысячелетия, вспоминается библейское повествование о пророке моисее, который сказал: „повелел мне господь… научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею“ (втор. 4:14). после длительного периода блужданий и заблуждений наш народ, образно говоря, возвращается в свою землю, чтобы хранить ее, данную богом, поступая по заповедям господним. святая церковь не устает учить правде божией. и радостно, что есть у нее соработники в деле духовно-нравственного просветительства, в первую очередь ученые и педагоги.

сердечно желаю участникам конференции успеха в работе и призываю на вас божие благословение.

христос воскресе!»

обращаясь к аудитории, л. н. антонова сказала:

«конференция, проводимая в коломне, одном из живописнейших и старейших мест московской области, посвящена дню славянской письменности и культуры.

это далеко не случайное событие. празднование 24 мая дня славянской письменности и культуры естественным образом сочетается с научной деятельностью. дело в том, что сами кирилл и мефодий получили великолепное образование в магнаврском университете константинополя (столицы византийской империи) и были выдающимися учеными своего времени. именно эти качества и помогли им решить сложнейшие задачи создания славянской азбуки и славянского литературного языка. сами они были воспитаны в атмосфере высокой византийской культуры, но хорошо знали славянский мир (есть даже версия о том, что по происхождению они были славянами). кирилл и мефодий заложили основы славянской духовной культуры — языка, письменности и литературы. тем самым они определили вектор последующего ее развития. помимо славянских земель, они бывали в хазарии, северном причерноморье, риме, германии.

все это и определяет формат и направления работы конференции, на которой присутствуют представители русской православной церкви, преподаватели и студенты высших учебных заведений московской области, педагоги. приятно отметить, что в этом году до начала работы конференции московским государственным областным социально-гуманитарным институтом впервые в серии мероприятий, посвященных дню славянской письменности и культуры, был проведен областной конкурс студенческих научных работ. сегодня состоится награждение студентов, победивших на конкурсе.

традиционные темы таких конференций — история славянских народов и православной церкви, вопросы языкознания и литературоведения, культуры и искусства. здесь уместно вспомнить слова выдающегося русского ученого михайло васильевича ломоносова, чье трехсотлетие со дня рождения мы отмечаем в этом году, считавшего, что для глубокого образования каждому учащемуся следует прежде всего овладеть русским языком, изучение которого способствует воспитанию патриотизма, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки. напомню, что в классической русской гимназии переход в другие классы и изучение наук дозволялся лишь после изучения русского языка.

я хотела бы обратить ваше внимание на то, что возрождение руси — понятие более обширное, сквозное для нашей истории. от эпохи куликовской битвы, восстановления государственности после смутного времени в начале xvii столетия мы можем смело перекинуть мосты к современности. сейчас мы также с полным основанием можем говорить о возрождении россии после тяжелых 90-х годов xx века.

после выхода из недавнего кризиса, в стране наблюдается экономический подъем, укрепление государственности, формирование гражданского общества, рост обороноспособности, самостоятельный и взвешенный внешнеполитический курс, нацеленный на обеспечение национальных интересов страны.

в московской области постоянно растут инвестиции в экономику. правительство области делает все возможное, чтобы у каждого жителя были и достойная работа, и тепло в доме, и хорошее образование, и возможность заботиться о здоровье. сегодняшнее пленарное заседание проходит в конькобежном центре московской области „коломна“ — одном из многочисленных спортивных объектов, построенных в нашей области. это одна из лучших конькобежных дорожек мира.

все перечисленные позитивные процессы базируются на духовном возрождении подмосковья. в тесном сотрудничестве с московской епархией, с правящим архиереем митрополитом крутицким и коломенским ювеналием идет большая работа по реставрации храмов и монастырей, воссозданию утраченных православных традиций.

но главное состоит не только в этом, а в той созидательной работе, которая каждодневно совершается в душах людей.

в течение ряда лет в нашем регионе ведется формирование системы нравственного воспитания. сотрудничество с московской епархией русской православной церкви при постоянной поддержке губернатора московской области бориса всеволодовича громова позволило добиться значительных результатов в этом направлении деятельности системы образования московской области.

это, во-первых, выпуск дополнительного тиража учебного пособия людмилы леонидовны шевченко „духовное краеведение подмосковья“ в бумажном и электронном вариантах.

к 2010–2011 учебному году издан и направлен в образовательные учреждения дополнительный тираж 40 тысяч экземпляров учебников „духовное краеведение подмосковья“ и 3 тысячи методических пособий. также выпущена и направлена в образовательные учреждения электронная версия учебника.

в 2011 году планируется выпуск ещё одного тиража учебной литературы.

во-вторых, расширение преподавания предметов духовно-нравственной культуры в учреждениях профессионального образования.

преподавание в данных учреждениях организовано, ведется в форме факультативных занятий. также в ноябре 2010 года обучены 29 педагогов на курсах повышения квалификации по преподаванию предмета регионального компонента „духовное краеведение подмосковья“ в духовно-просветительском центре им. просветителей славянских равноапостольных кирилла и мефодия московского государственного областного университета.

задача 2011–2012 учебного года — организация обучения преподавателей учреждений профессионального образования на курсах повышения квалификации духовно-нравственному воспитанию и обучению детей в два этапа в ноябре—декабре 2011 года и весной 2012 года.

в школах подмосковья уже несколько лет в рамках регионального компонента читается курс „основы православной культуры“. в 2010–2011 учебном году изменилось соотношение форм преподавания предметов духовно-нравственной культуры по сравнению с предыдущим учебным годом: на 10% увеличилось преподавание предметов в форме урока (2009–2010 — 38%, 2010–2011 — 48%), на 17% возросло количество кружков по духовно-нравственной культуре (2009–2010 — 10%, 2010–2011 — 27%).

учреждения высшего и дополнительного профессионального образования московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации, следующие:

  • московский государственный областной университет,
  • педагогическая академия последипломного образования,
  • московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. коломна).

в последние годы отмечен рост числа педагогов духовно-нравственной культуры, вызванный возрастанием социального запроса на преподавание программ по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения московской области.

всего за последние пять лет 1950 педагогов прошли соответствующую курсовую подготовку и преподают духовно-нравственную культуру в образовательных учреждениях московской области.

в решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. на базе духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских кирилла и мефодия московского государственного областного университета разработан и действует методический кабинет „в помощь учителю духовной культуры“, в котором представлен банк педагогического опыта „духовная культура“.

духовно-нравственное воспитание — главнейшая составляющая часть образовательного процесса. главной задачей на этом направлении деятельности является проведение профессионального отбора педагогов и выявление студентов, мотивированных к преподаванию предметов духовно-нравственной культуры. в государственных образовательных учреждениях профессионального образования педагогического профиля комплексно решают эту задачу.

на базе московского государственного областного университета проводятся курсы по подготовке учителей и преподавателей начального и среднего профессионального образования к преподаванию предмета регионального компонента „духовное краеведение подмосковья“.

студенты московского государственного областного социально-гуманитарного института с большим интересом посещают спецкурсы „духовно-нравственные основы православия“, „история православной культуры“, „духовно-нравственные основы социальной работы в россии“, „христианство и его влияние на культуру 19–20 веков“.

преподаватели истринского, ногинского, орехово-зуевского педагогических колледжей ведут факультатив „краеведение“, в рамках которого изучаются духовно-нравственные основы православной культуры, что способствует приобщению студентов к преподаванию предметов духовно-нравственной культуры.

с большим размахом вот уже девять лет проводятся рождественские чтения, участниками которых ежегодно становятся учащиеся, их учителя и родители, студенты, управленцы муниципального, регионального уровня, представители системы профессионального образования, ученые.

значительным событием в общественной и культурной жизни московской области всегда был и день славянской письменности и культуры. когда владыка ювеналий выдвинул идею проведения всероссийского праздника в коломне, на подмосковной земле, мы с радостью приняли его. торжества 2007 года, проведенные в коломне, памятны до сих пор.

сегодня область обладает очень высоким интеллектуальным потенциалом. с полным основанием могу сказать, что подмосковье территория науки. у нас расположено более половины всех российских наукоградов, которые располагают самыми передовыми научными кадрами и современными технологиями.

здесь, среди необычайно поэтичной природы подмосковья, памятников истории и культуры сформировались величайшие образцы духовных откровений, философской и научной мысли, были созданы замечательные произведения искусства, жили и творили замечательные личности. кто не знает этих великих людей пушкина и лермонтова, карамзина, герцена и чехова, толстого и горького, чайковского, поленова и васнецова. все они созидали и творили на земле московской.

завершая свое выступление, хотела бы напомнить слова великого русского историка василия осиповича ключевского. он писал: „нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. с этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа: они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава“. именно такие люди, как дмитрий донской и сергий радонежский, минин и пожарский и многие другие выдающиеся государственные и церковные деятели для нас являются образцом и примером для подражания. именно они помогают нам обретать идеалы и традиции. это по-настоящему важно. ибо, как сказал тот же историк, „цементирующие силы — традиция и цель“. а цель у всех у нас одна — сделать так, чтобы наша родина, — малая и большая, процветала.

хочу пожелать всем участникам конференции успешной работы. спасибо за внимание!»

программа конференции включала следующие доклады:

  1. «некоторые аспекты жития святых кирилла и мефодия, выявленных на основе анализа древних богослужебных текстов» — декан историко-филологического факультета российского православного института св. иоанна богослова, заведующий кафедрой филологии, преподаватель кпдс, кандидат филологических наук а. с. мельков;
  2. «историческое значение наследия кирилла и мефодия в формировании патриотизма в современной россии» — профессор мгосги, доктор исторических наук в. ф. марухин;
  3. «древнейшие книги городов и монастырей подмосковья» — ректор мгосги, доктор исторических наук, профессор а. б. мазуров;
  4. «проблемы исторической памяти в современной россии» — проректор по воспитательной работе и молодежной политике мгоу, председатель совета молодых ученых и специалистов московской области, кандидат исторических наук, профессор м. в. юдин;
  5. «житийный жанр в литературе нового времени» — доцент мгу, преподаватель кпдс, доктор филологических наук священник илия ничипоров;
  6. «библейские мотивы в творчестве ф. м. достоевского» — профессор мгосги, доктор филологических наук в. а. викторович.

вел конференцию ректор московского государственного областного социально-гуманитарного института, доктор исторических наук, профессор а. б. мазуров.

в завершение заседания состоялось награждение победителей конкурса студенческих работ, посвященных дню славянской письменности и культуры. почетные дипломы вручили митрополит ювеналий и л. н. антонова.

подводя итоги конференции, его высокопреосвященство сказал: «сегодня мы почувствовали, что праздник дня славянской письменности и культуры не только никого не разъединяет, но способствует консолидации нашего общества. очень важно, что это церковно-государственное торжество имеет не только собирает нас для молитвы, но и побуждает к знакомству с новыми научными достижениями. мы восстанавливаем прерванную временную преемственность, размышляем не только о свершениях прошлых времен, но и приобретаем познания, ценные для нашей современной жизни, стремимся познакомить подрастающее поколение с отечественным наследием».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика