Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Орловско-Ливенская епархия

23 мая 2011 - 08:21

в своем выступлении на брифинге в администрации г. орла, посвященном вопросу воссоздания петропавловского кафедрального собора, высокопреосвященнейший архиепископ орловский и ливенский пантелеимон рассказал о значении этого события для развития духовной жизни региона.

дорогие друзья!

как епископ церкви, как верующий человек, должен сказать, что каждое место, которое посвящено имени божьему, живет, действует и оказывает свое влияние на души людей и на окружающую среду. присутствие творца среди людей для меня очевидно. как очевидно и другое — грех грозит человечеству уничтожением. храм, посвященный богу, является мерилом добра и зла, источником очищения от зла — как самого человека, так и всего, что господь сотворил для человека, всего космоса.

наша земля, наша родина — огромный советский союз, в прошлом —российская империя — как ни одна цивилизация от сотворения мира претерпела страшный хх век. пережила эксперимент, историческую ошибку философов, идеологов, которые повели народ таким путем — как он завершился, мы знаем из истории, пережила дьявольский и человеческий заговор. но оказалось так, что всё святое, священное было поругано, оскорблено, а вместе с ним и поруганы человеческие души. святыни — в широком смысле слова — библиотеки, музеи, дворцы, усадьбы, театры, в узком — храмы — претерпели поругание. претерпела надругательство вся общность российских народов во главе с великим русским народом.

поскольку православие для меня составляет и цель, и смысл жизни, совесть не может успокоиться и согласиться с тем положением, которое есть в настоящее время и грозится остаться в будущем.

святейшему патриарху алексию, царствие ему небесное, задавали вопрос: «а зачем вам столько храмов?». святейший отвечал очень просто: «больше будет храмов — меньше будет тюрем». в этом ответе скрывается колоссальная работа над воспитанием человека — светлого, труженика, ваятеля, патриота, борца за жизнь и добро. этому учит бог, священное писание.

мы понимаем слова «бог поругаем не бывает» в буквальном смысле — кощунника — бог лишает разума. и многие вопросы нашего бытия заставляют серьезно и мучительно размышлять над тем, что произошло с великим народом, с огромной страной, с нравственностью.

выход один — как в священном писании — восстанавливать порушенные стены духовного иерусалима — воссоздавать храмы, которые должны учить наш народ истории, культуре и красоте. и, конечно, мы должны отдать долги творцу, хотя бог живет в нерукотворенных храмах. первая и главная для меня задача — восстановление чести божией.

все, что связано с собором, с городом орлом, с этой частью россии, значительно, воспитательно, культурно. история храма отражена в литературе, художественных, архитектурных произведениях. она ведет вглубь веков истории мощи и могущества россии — страны, которая может совершать покаяние, восстанавливать святыни, культуру, способна восстановить свой нравственный остов и свой облик.

когда лужков начинал строить храм христа спасителя, один антирусски настроенный высокий сановник ватикана сказал: «россии уже конец, она дышит на ладан! мы поверим только тогда, когда они восстановят храм христа спасителя. а им никогда не восстановить его». но мы видим с вами, что храм христа спасителя восстановлен в благолепии, красоте, и еще удвоился. из чаши купальной получился нижний храм, галереи для выставок, зал церковных соборов — огромный комплекс, который приносит огромную культурную пользу москве и самой церкви. все это является стимулом и дальше воздвигать наши, говоря современным языком «суперценные» исторические объекты для будущих поколений.

и в завершение — вспомним великий день 9 мая. некоторые люди, которые в орле в этот день шли смотреть фейерверк — молодые мамы, папы, были страшно пьяны. вот идет такой молодой папа — и глаза у него наискось — потому что он перепил. и мама, и маленький ребенок, и бабушка с ними — такая же. даже милиционеры были в ужасе от такого опьянения — с ними же ребенок. бабушка отвечает: «мой ребенок — что хочу, то и делаю». и это — не единичный случай. и очень страшно, когда молодые родители, наполненные силами созидания и деторождения, уже сейчас травят будущее в своем ребенке и в самих себе этим зельем — алкоголем.

человек должен уметь мужественно отражать внутренние низменные желания в самом себе и оставаться на высоте человеческого призвания. верующие люди, конечно же, этим качеством обладают. и храмы должны учить такой вере для сохранения рода человеческого.

франция, родина атеизма, авангардизма и других явлений, великая и прекрасная страна, не разрушила после революции и войн ни одного храма, не изгнала ни одного священника. церковь там отделена от государства, как и у нас, и действуют европейские законы, но ни запрещено ни крестить, ни венчать, ни погребать. там нет ненависти к источникам религии. для них храм — история, культура. это достойный пример.

орел — город церквей. здесь их было очень много. но он и не простой город с непростой историей. здесь родина многих протестантско-православных движений — хлыстовства, духоборчества, толстовца, скопчества. не будем их судить — люди искали, видимо, какого-то выхода из рамок, которые существовали в то время. это место и особого отношения к православию, особых взаимоотношений с католицизмом во времена лжедмитрия i и лжедмитрия ii. мы помним поговорки «орел да ливны — ворами дивны» и «орел да кромы — первые воры». слово «воры» в них употребляется не в том смысле, что они воровали и присваивали что-то себе — так называли людей, которые изменяли москве и московскому царю, принимали лжемонархов. когда запахло католицизмом, народ проснулся. и многие названия населенных пунктов связаны в прямом смысле с побиванием польских захвачиков — здесь дубиной колотили, там дальше гнали. и этот край стал подниматься храмами.

красой и гордостью орловской губернии был петропавловский собор. был и другой собор — богоявленский — дивный храм; он также был кафедральным, служа филиалом петропавловского.

поиск места был непрост. слава богу, что благодатью духа святого мы все вместе, под предводительством старца илия, при участии священства, представителя губернатора игоря юрьевича гармаш, мэра виктора викторовича сафьянова, архитекторов, остановились на этом месте.

слава богу, что такое место нашли. слава богу, что есть спонсоры. слава богу, что у нас такие власти, понимающие общество и верующих, которых у нас в орле все больше и больше, в том числе и молодежи — пасхальная ночь это показала. нельзя уже сказать, что в наших храмах бабульки — пожилые люди стали уже желанным явлением в наших храмах!

информационный отдел орловско-ливенской епархии