Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью “ради величия Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы”, в противодействие учению еретиков, отвергавших божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Празднуя день Святого духа, мы должны помнить, что каждый из нас получил Его благодатные дары в таинстве Крещения и приумножил их через другие церковные Таинства и священнодействия. Спасительные дары и действия Святого Духа различны (1 Кор. 12, 4-6).

Первое Его действие, по слову святителя Феофана Затворника, - это “оживление души”, оживление нашей закостенелости, недовольство своей нравственной дряхлостью. При таком воздействии Духа Божия человек стремится вырвать из своего сердца корни гордыни, победить себялюбие, уничтожить в себе все скверное, нечистое, освободиться от грехов, пороков и страстей. Дух Святой просвещает ум верующего, согревает его сердце, дает новое духовное направление всем его силам и способностям.

Даром Духа Божия является также духовная крепость. Никакая добрая мысль или благое желание не останется бессильным. Вспомним, какими были апостолы до сошествия на них Духа Святого и какими стали после этого? Боязливые и слабоверные, они не выдержали даже первых испытаний: как только Божественный Учитель был взят в Гефсиманском саду, они бежали, а когда увидели Христа распятым и погребенным, были готовы впасть в отчаяние. Они не сразу поверили и вести о Воскресении Христа, хотя были предупреждены об этом Самим Спасителем. Но как изменились, можно сказать, переродились они в день сошествия Святого Духа! Они стали людьми крепкой, пламенной веры, чрезвычайной смелости, неутомимой ревности в благовестии слова Христова.

Велики и спасительны плоды Духа Святого. Легка и радостна жизнь со Святым Духом. Но Его благодать не сообщается людям насильственно, против их желания или воли. Да и после получения она может остаться бесплодной или даже совсем угаснуть, если люди не возгревают ее стремлением к добру, к святости, не следуют ее внушениям, а, наоборот, обращают свою жизнь на предметы, противные Духу Святому. Предостерегая от этого, святой апостол Павел говорит: “Духа не угашайте” (1 Фес. 5,19), “Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф. 4,30).

Что же нужно делать, чтобы не угасить Духа Божия, а возгреть Его в себе? Нужно избегать всякого греха, удаляться от всего порочного, отвращаться от всего оскверняющего душу. Святые отцы учат, что стяжать Духа Божия мы можем чтением, слушанием слова Божия с искренним намерением жить согласно ему. Слово Божие дышит особой благодатью, ведь это откровение, дело Духа Святого. Важным средством для стяжания Духа Божия служит молитва искренняя и смиренная. Молитва – это золотой ключ, открывающий нам все сокровища Божественной благодати. “Есть молитва - есть и Дух Божий, - говорит святитель Феофан Затворник. - Нет молитвы – нет и Духа Божия”.

Будем же возгревать в себе Духа Всесвятого, стремиться быть достойным Его жилищем. Будем призывать Его благодатную помощь на всех путях нашей жизни, и Он будет с нами, ведь для этого Он и сошел на нас во святом Крещении и продолжает сходить в других Таинствах святой Церкви.