Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Интервью с атаманом Шадринского казачества Александром Савельевым

06.07.2011
Источник информации: Курганская епархия
Адрес новости: http://www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1090:ataman&catid=43:articles&Itemid=65



интервью с атаманом шадринского казачества александром савельевым



казачество историки определяют, как отдельный этнос, самостоятельную народность со своеобразным бытом, культурой, идеологией. в формировании казачества участвовали представители разных народностей, но преобладали славяне. главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. российское законодательство до 1917 года рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. «для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. служба продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста, каждый являлся на нее со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. за подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община. велика была роль казаков в истории россии — без казачьих сабель не обошлась ни одна война, они участвовали в покорении кавказа, завоевании средней азии, освоении сибири и дальнего востока. со времен гражданской войны по отношению к казакам началась политика «расказачивания», они подверглись гонениям. но несколько казачьих кавалерийских дивизий отлично проявили себя и во время великой отечественной войны. результатом осторожного отношения властей к казачеству стало забвение его истории и культуры. это породило историко-культурное движение за возрождение казачества, а в начале 90-х началось создание казачьих организаций в местах бывшего компактного проживания казаков, а также в городах, где за советский период осели их потомки. было создано казачество и в шадринске.

— все началось в 1991 году, с четверых потомственных казаков, — рассказывает атаман шадринского казачества александр савельев. — например, виталий шестаков родился в казачьей семье в китае, а затем она переехала в наши края. до революции в шадринске также находилась четвертая казачья сотня, которая была еще расквартирована в к-уральске и нижнем тагиле. эти казаки затем воевали на стороне красных и в составе знаменитого 4-го уральского полка.

своей организации сначала у нас не было, мы вошли как отдельный хутор в сибирское казачье войско, но потом подняли архивы и выяснили, что исторически всегда входили в состав оренбургского войска и перешли в его подчинение. первым атаманом был вячеслав данилович пижемский, состав общества доходил до 170 человек, в том числе кадеты, но потом в его рядах произошел раскол. сейчас в казачестве порядка 30 человек, мы зарегистрированы и состоим в государственном реестре казачьих войск.

— чем занимается шадринское казачество?

— основной вид деятельности по уставу — оказание помощи при чрезвычайных ситуациях. обязательно помогаем при организации больших православных праздников в рождество, пасху, троицу, принимаем участие в крестных ходах, четвертый год подряд занимаемся подготовкой иордани к празднику крещения. за труды во благо церкви награждены двумя благодарственными письмами от свято-николаевского храма. участвуем и в городских мероприятиях — в день победы, день города. муниципалитетом нам выделено под штаб помещение по ул. щеткина, 61, будем делать там ремонт.

— казаки всегда отличались особой строгостью и чистотой по отношению к канонам православия, недаром в старину говорили — «какой казак без православной веры?» а каковы сейчас духовные и нравственные идеалы казачества?

— стараемся строго придерживаться традиций истории и культуры страны, способствовать укреплению православной веры. последние годы регулярно ездим в екатеринбург на царские дни, где можно наглядно посмотреть на людей, которые искренне преданны стране и православию. есть достойные выходцы и из шадринского казачества. например, один из наших казаков отслужил в армии, окончил военное училище и сейчас в звании майора служит на абхазской границе помощником командира части, связи с нами он не теряет и в курсе всех наших дел.

стремимся сами всю жизнь строить по православному укладу. как атаман казачества, я посчитал обязательным для себя венчаться с женой в церкви, и в этом году мы это сделали. когда после венчания выходили из свято-николаевского храма по казачьим традициям над нами держали казачьи шашки. жена имеет звание урядника, отмечена медалью за вклад в организацию шадринского казачества, у нас растет дочь, которая тоже считает себя казачкой. я потомственный казак по матери, из рода донских и кубанских казаков, которые в середине 19-го века своим ходом на конях шли на амур охранять границу. на исетской земле они оставляли тех, кто был ранен, эти казаки обосновались в основном в с.погорелка, где большое распространение получила девичья фамилия матери даурцевы. отец матери отличился в боях на халхин-голе, был награжден орденом красного знамени. в шадринском казачестве я состою с 1993 года, атаманом был избран в 2008 году. ежегодно к нам приезжает атаман отдельного корпуса кубанского войска юрий васюков, здесь он крестился и считает, что в шадринске православные и казачьи традиции сохраняются неплохо.

— кто и как может сегодня стать казаком?

— казаки разделяются на потомственных и верстанных. то есть, чтобы быть принятым в ряды казачества, нужно пройти верстание в казаки. когда к нам приходит желающий поверстаться, обязательно интересуемся, крещеный ли он человек. если нет, то ему дается время на подготовку к этому. если верстаться его привел кто-то из казачества, то он за этого человека отвечает, становится для него крестным отцом и ведет его по жизни в дальнейшем. выясняем также, служивый ли человек, был ли в армии или учился в военном училище, что его привело к нам — казачьи корни или просто желание носить форму. даем молодежи испытание — пробыть день в форме в училище или школе. бывало, отстаивая это право, парни оказывались и с синяком под глазом. казак всегда одевался сам, и мы о форме тоже заботимся сами, придерживаемся традиционной, образца 1913 года, используем также современный камуфляж для полевых выходов. обычно мы собираемся раз в месяц по воскресеньям в 12.00 в центре «лад», можно заранее договориться о встрече и по телефону 3-65-10 или 8- 912-528-40-50.

татьяна усольцева.
фото предоставлено шадринским казачеством.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика