Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святые евангелисты, повествуя о Предтече Господнем, рождество которого Церковь празднует сегодня, свидетельствуют, что открытое выступление этого великого праведника началось с призыва людей к покаянию. “Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Мк. 1,4). “И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2).

“Нераскаянны были иудеи, - замечает святитель Иоанн Златоуст, - и никогда не чувствовали грехов своих, но будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особенно и губило их, и отдаляло от веры”. Современные святому Иоанну книжники и фарисеи были убеждены, что для очищения от грехов достаточно одних внешних омовений, и не видели необходимости во внутреннем, сердечном покаянии. Опасность этого заблуждения увеличивалась тем, что оно распространялось в простом народе.

Святому Пророку предстояло прежде очистить души людей от этого заблуждения, а затем возвестить необходимость решительной перемены в людях – их мыслей, желаний, поступков. Он призывал народ оставить губительные предрассудки, принести Богу глубокое, искреннее покаяние, удалиться от всякого зла и направить свою волю к добру, чистоте и святости, сотворить “достойный плод покаяния” (Мф. 3, 8). “И крестились от него все в реке Иордане, - повествует святой евангелист Марк, - исповедуя грехи свои” (Мк. 1, 5).

Предтеча Спасов и сегодня зовет нас всех к покаянию и добрым делам. Но слышим ли мы этот призыв? Не возлагаем ли своей вины на других, а себя горделиво оправдываем? “Покайтесь” (Мф. 3, 2), - было началом проповеди святого Иоанна. Но иногда можно слышать такое мнение, что прощение грехов через покаяние ведет к еще большему развращению, содействует умножению и увеличению греха, так как грешник, надеясь на прощение, спокойно продолжает грешить. Такой взгляд на покаяние не нов, он присущ, в основном, людям неверующим, не понимающим смысла и значения этого Таинства. Ответ на него дал еще в V веке блаженный Августин. “Господь, - говорит он, - Своим милосердием все прекрасно устроил в Церкви Своей… Если бы закрыт был доступ к покаянию, разве тогда грешник не стал бы умножать грехи свои, по мере своего отчаяния в том, что они будут прощены? Он сказал бы: “Вот согрешил я, сделал преступление. Почему же не жить мне как хочется? Так как там (в будущей жизни) я не встречу любви, по крайней мере, хоть здесь удовлетворю страсть свою. К чему мне воздерживаться? Там место закрыто для меня… Той жизни, которая обещается после этой, не будет для меня”… Итак, если отнимешь убежище покаяния, умножаются грехи вследствие отчаяния… Но как позаботился Бог о том, чтобы вследствие отчаяния они не увеличивались, так предусмотрел Он и обратное, то есть, чтобы грех не усиливался вследствие излишней надежды… “Грешник” может говорить себе: буду делать так, как хочу; милостив Бог: когда обращусь к Нему, Он простит мне. Но так уверенно говорить мог бы он в том случае, если бы завтрашний день был известен ему. Но разве этому учит тебя Писание, когда говорит: “Не медли обратиться к Богу и не откладывай со дня на день, ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения” (Сир. 5, 8-9)?