Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Православный календарь: Преподобный Андрей Рублев

17.07.2011
Источник информации: Смоленско-Калининградская епархия
Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/2955



новости

17 июля 2011 г.

православный календарь: преподобный андрей рублев

сведения о святом андрее представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания, самостоятельного жития святого нет.
важным дополнением к немногочисленным сведениям о святом андрее являются его произведения – иконы и росписи.
его основные произведения: иконостас и росписи благовещенского собора в московском кремле (1405 г.); росписи и иконостас успенского собора во владимире (1408 г.); икона богоматерь владимирская для успенского собора в г. владимире; росписи и иконостас успенского собора в звенигороде (кон. хiv – нач. хv вв.); деисусный чин из собора рождества богородицы в саввино-сторожевском монастыре (начало хv в.); росписи и иконостас троицкого собора в троице-сергиевом монастыре (20-е гг. xv в.); икона святой троицы из того же собора; росписи спасского собора спасо-андроникова монастыря в москве (начало 20-х гг. xv в.). самым знаменитым его произведением является икона пресвятой троицы. нет никакого сомнения, что святым андреем создано намного больше святых икон и росписей, чем выше перечислено, однако свидетельств о других его произведениях не сохранилось.
исторические сведения о преподобном андрее рублеве крайне скудны.
год рождения преподобного андрея неизвестен. предполагают, что он родился около 1360 года. этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70-80-м гг. хiv в.
в настоящее время стало возможным считать, что святой андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в византии и болгарии, но документально эти сведения не подтверждены, также как и гипотеза о том, что святой андрей был учеником знаменитого феофана грека.
место пострижения святого андрея достоверно неизвестно. но вся его жизнь связана с двумя монастырями – троице-сергиевым и спасо-андрониковым в москве. предание, восходящее к концу xvi в., видит в святом андрее духовного сына преподобного никона радонежского, однако постриг он принял скорее всего в спасо-андрониковом монастыре. эти две версии не противоречат по существу друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой; очевидно, что святой андрей был в послушании у преподобного никона, когда трудился в троицком монастыре, и воспоминания об этом сохранились. поскольку же инок андрей постоянно выполнял заказы митрополита и великого князя, естественно ему было находиться, так сказать, «под рукой», то есть в одном из московских монастырей, а именно в спасо-андрониковом. по духу же святой андрей является несомненным учеником святого сергия.
живя в высокой духовной среде, в атмосфере святости, инок андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. он глубоко вникал в учение церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что и позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.
важную роль в жизни святого андрея играл его друг и соратник по работе над владимирским собором – даниил черный. уже после кончины святого андрея его «сопостник» даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по смерти, умирая, получает откровение о прославлении своего духовного брата в царствии небесном: «виде... андрея во мнозе славе и с радостию при зывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство». это особенно важное свидетельство приводится также в несколько иной редакции, в «житии святого никона радонежского», составленном пахомием логофетом: «егда бо хотяше даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему андреа, в радости призывающа его. он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям престоящим поведа им сопостника своего пришествие и абие предаси дух...»
таким образом, имеется два указания о смертной славе святого андрея. младший в земной жизни, он указывается старшим в духовном мире и как бы принимает душу праведного даниила при ее разлучении с телом. местом вечного упокоения обоих подвижников стал спасо-андроников монастырь.
согласно традиции, в троице-сергиевом монастыре память преподобного андрея совершалась 4 (17) июля, в день памяти святого андрея критского.
xviii-xix вв. были временем забвения многих православных традиций и, в частности, канонического иконописания, поэтому данный период не был благоприятен для почитания памяти святых иконописцев. известность святого андрея стала возвращаться лишь с начала xx в., когда пробудился интерес к традициям православного иконописания. на протяжении этого столетия она чрезвычайно возросла. именно в xx веке «святая троица» преподобного андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины православия перед лицом всего мира.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика