Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=343687
9 августа 2011 года 9:30
9 августа - день памяти преподобного германа аляскинского
сайт нижегородской епархии. текст сайта pravoslavie.ru

преподобный герман аляскинский родился в городе серпухове, под москвой, в 1757 году в купеческой семье. его мирское имя и фамилия неизвестны. с шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. вначале преподобный нес послушание в троице-сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях петербурга, на берегу финского залива (пустынь принадлежала троице-сергиевой лавре).

в обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. желая полного уединения и безмолвия, преподобный герман удаляется на валаам. валаамский монастырь, расположенный на островах ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году.

после тщательного испытания различными послушаниями игумен назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. по праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). в валаамской обители святой герман принял монашеский постриг.

есть мнение, что святой герман пришел на валаам в 1778 году. в том же году преподобный серафим пришел в саровскую обитель. обстоятельства жизни преподобного германа на валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника - саровского чудотворца. подобно преподобному серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы священного писания, творений святых отцов и учителей церкви.

духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен назарий, саровский старец, который ввел на валааме устав саровской пустыни. таким образом, благодатный строй саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного германа на валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному серафиму, саровскому чудотворцу. есть сведения, что преподобный серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца назария во время его жительства в сарове.

через 15 лет пребывания преподобного германа на валааме господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края аляски и прилегающих к ней островов северной америки. с этой целью в 1793 году была создана духовная миссия, получившая название кадьякской, с центром на острове кадьяк. руководителем миссии был назначен архимандрит иоасаф (болотов), инок валаамского монастыря. в числе прочих сотрудников миссии было еще пять иноков валаамского монастыря, среди них и преподобный герман, которому господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов миссии.

по прибытии на остров кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. "1794 года, сентября с 24 живу на острове кадьяке. слава богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит - сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать" - замечает в одном из писем архимандрит иоасаф.

отец герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами миссии.

под руководством архимандрита иоасафа (позднее епископа) миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) преосвященный иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. на помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах александро-невской лавры гедеон. он на некоторое время возглавил миссию. его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. в 1807 году иеромонах гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему миссии. преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.

преподобный герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. поэтому не было бы ничего удивительного, если бы новообращенные отвергли веру пришельцев, которые стали все чаще выступать в роли эксплуататоров и угнетателей (приезжавшие с целью наживы промышленники), и вернулись бы к своим суевериям. в том, что это не произошло, великая заслуга преподобного германа. непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: "я - нижайший слуга здешних народов и нянька".

тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. одежда его была самая убогая и очень ветхая. всем своим видом, всеми привычками старец герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и богоугождения. беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.

божественная благодать, наполнявшая душу преподобного германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. ярко свидетельствует об этом случай с с. и. яновским, правителем администрации российско-американской компании, приступившим к своим обязанностям в 1817 году. семен иванович яновский, аристократ по происхождению, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но его религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму. (деизм - религиозно-философское учение, распространенное в хvii-хviii вв., допускавшее существование бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование бога как личности.)

христианства он, по существу, не знал (хотя формально считался христианином). православие, церковь, таинства были для него понятиями, не заслуживающими серьезного внимания. преподобный герман много беседовал с ним. впоследствии с. и. яновский писал: "такими постоянными беседами и молитвами святого старца господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином". он называл старца "святым мужем", "великим подвижником"; как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного германа. такое же благоговение к личности святого испытывали и многие другие его современники. отец герман жил сначала возле храма миссии, на кадьяке, а после переселился на близлежащий остров еловый, который назвал "новым валаамом". остров еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца.

преподобный герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать деяния святых апостолов. во время чтения о трудах святых благовестников святой старец герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни. над могилой старца первоначально был поставлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных сергия и германа, валаамских чудотворцев.

в этом храме хранится старинное изображение преподобного серафима саровского, находившееся в келии святого старца германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на божией ниве. господу было угодно одновременно благословить на великий подвиг служения людям этих двух благоговейных любителей безмолвия и умного делания.

преподобный герман с любовью отзывался на нужды и скорби людские в дни своей земной жизни. не оставляет он в беде взывающих к нему и после своего преставления. наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного германа находится в жизнеописании первого православного епископа в америке - святителя иннокентия. в 1842 году святитель на бриге "охотск" направлялся на остров еловый. из-за бури корабль долго не мог войти в гавань, и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. святитель иннокентий обратился с молитвой к преподобному герману: "если ты, отец герман, угодил господу, то пусть переменится ветер". не прошло и четверти часа, как ветер переменился и сделался попутным. и вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле преподобного германа.

с 1860-х годов русская православная церковь знала о большом местном почитании памяти старца германа на кадьяке. в 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. первый публичный доклад об отце германе был напечатан в валаамском монастыре в финляндии в 1894 году. в 1930-х годах другой русский православный монах - архимандрит герасим (шмальц) прибыл на остров еловый и долго жил там, как преподобный герман за сто с лишним лет до него. перед своей кончиной в 1969 году архимандрит герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню. исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). в марте 1969 года собор епископов русской православной церкви в америке под председательством архиепископа нью-йоркского, митрополита всей америки и канады иринея совершил прославление преподобного аляскинского инока. церковь чрез эту канонизацию формально скрепила своей печатью то, что многие природные аляскинцы всегда знали: преподобный герман выполнил свое христианское призвание достойно и продолжает и ныне предстательствовать пред богом о живущих.

get the flash player to see this player.