Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святой архидиакон Стефан был первым христианским мучеником и одним из числа семи диаконов, посвященных апостолами. Он был особенно исполнен веры и Духа Святого. Именем Христа Стефан совершал многие чудеса. Еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог сравниться с ним в мудрости. Тогда они оклеветали святого перед синедрионом, будто бы он говорил хулу на Бога и пророка Моисея.

Когда Стефана привели на суд, на обвинение он ответил целой речью, в которой объяснил, что почитает Бога и пророка Его Моисея, как чтит и храм Божий и закон Его, но сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Речь он закончил такими словами: “Народ упрямый и жестокосердный! Вы всегда противитесь Духу Святому. Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами Того Праведника, о Котором они предсказывали”. Услышав это, члены синедриона разгневались, а первомученик взглянул на небо и сказал: “Вижу небо отверсто и Сына Человеческого, стоящего по правую сторону Бога Отца”. Тогда иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и побили там камнями. А он только молился и последняя его молитва была: “Господи, не поставь им сего во грех”.

Мощи святого архидиакона Стефана были обретены в 415 году в окрестностях Иерусалима. 2 августа 428 года, при императоре Феодосии Младшем, мощи святого были перенесены из Иерусалима в Константинополь.

Святой Стефан, побиваемый камнями, не только не гневался на своих обидчиков, но и молился Богу о прощении их грехов. Так поступали и прочие христианские мученики и подвижники. Так же и мы не должны мстить своим обидчикам, но прощать их, чтобы добром победить зло.

Но неужели христианин должен быть беззащитной жертвой людской злобы? И к чему может привести торжество зла, если его не ограничивать и не ставить на место? Но заповедь Спасителя: “Не противься злому” (Мф. 5, 39) нельзя понимать буквально. Сам Христос, когда на суде первосвященническом один из служителей ударил Его по щеке, обличил оскорбителя, сказав ему: “Если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Ин. 18, 23). Также святой апостол Павел, когда иудейский первосвященник велел бить его по устам, с укоризной сказал: “Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня”” (Деян. 23,3).

Христианам дана заповедь не противиться злу, но она не запрещает искать правды и законной защиты, особенно в тех случаях, когда торжество неправды и злобы человеческой, остающихся безнаказанными, будет оскорбительно для славы Божией и вредно для благосостояния общественного. Христианин, проникнутый Божественной любовью, в душе прощает врагов и оскорбителей, не желает им зла, но прибегает к законным мерам, чтобы оградить себя от обиды и подвергнуть наказанию преступников правды. И это вовсе не означает, что он воздал обидчику злом за зло. Напротив, всякое усилие со стороны христианина содействовать торжеству правды и закона, как необходимое для ограждения общества от злых людей, дело богоугодное. И для самих преступников – это прямое добро, когда угрозой наказания они отвлекаются от новых преступлений, а привлеченные к суду в наказании находят себе праведное возмездие, приводятся к раскаянию и исправлению, а через это освобождаются и от вечного осуждения.

Грешат перед Богом только те, которые мстят по личной злобе, самоуправно, без посредства богоустановленной власти. Грешат они, потому что присваивают себе власть, принадлежащую только Богу. Как говорит апостол: “Не мстите за себя … но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим. 12,19). Самосуд не может привести ни к чему, как только к умножению гибельных раздоров. “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом” (Гал. 5, 15).