Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

2 сентября – память святого Пророка Самуила

01.09.2011
Источник информации: Православная газета (Екатеринбургская епархия)
Адрес новости: http://orthodox-newspaper.ru/events/anonses/at13510



Святой пророк Самуил, память коего совершается ныне, возрастал при скинии, т.е. переносном храме народа Божия, и был единственной отрадой первосвященника Илия. Скоро стало явно, что он угоден Богу, и что Бог послал ему благодать Свою и через него будет возвещать Свою волю. Однажды двенадцатилетний отрок, который спал всякую ночь в храме Божием, был пробужден голосом, призывающим его. Думая, что его зовет Илий, он поспешно встал и пошел в сени, где первосвященник спал при дверях храма. «Ты звал меня, отец мой?» – сказал он Илию. – «Нет, дитя мое, – отвечал тот, – я не звал тебя, поди и засни». Но лишь отрок заснул, как тот же голос вновь воззвал: «Самуил, Самуил!». Отрок встал, опять пошел к первосвященнику, и так до трех раз. Тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: «Если ты опять услышишь, что зовут тебя, то отвечай: «Говори, Господи! Раб Твой слушает Тебя». Действительно, Самуил услышал в четвертый раз тот же голос и отвечал: «Говори, Господи! Раб Твой слушает Тебя». И Господь начал говорить Самуилу, и возвестил ему, что накажет Илия за то, что, знавши о беззакониях сыновей своих, он не укрощал их.

Самуил встал поутру, открыл двери храма, но не решился передать первосвященнику, что Бог сказал ему о нем. Но Илий, призвал его и потребовал, чтобы он ему все пересказал. Услышав слова Господни, Илий сказал: «Господь Владыка! Да будет воля Его».

Господь благословил Самуила, и с этих пор стал часто возвещать через него волю Свою. Все во Израиле поняли, что на юноше пребывал Дух Господень, и почитали его как пророка, а после бедственной смерти Илия избрали его в судьи и начальники себе.

Братия-христиане! И нас Господь зовет к Себе, подобно пророку Самуилу, и притом чрез различные и многообразные средства, чрез совесть, чрез случай и обстоятельства жизни каждого, чрез слово Божие, Церковь и наконец чрез Духа Святаго, наставляющего на всякую истину; таким образом, чрез естественные и сверхъестественные средства.

Самое первое к научению себя у каждого человека средство есть его совесть. У кого из людей нет совести? Кто не слышит, хотя по временам, голоса, повелевающего ему то или другое делать, а это или сие оставить? Что же такое совесть, как не глас Самого Бога? Он, Отец небесный, посылая нас в мир сей, дал нам это драгоценное напутие. Если бы мы слушались своей совести, то внутрь нас непрестанно совершалось бы непосредственное откровение воли Божией, и мы без наставников знали бы все, что нам должно делать. Но вот наше несчастие: вместо того, чтоб поступать по совести, мы большею частью идем вопреки ей; водимся привычками, страстями, а о совести небрежем, заглушаем ее, подавляем, так что она как бы умолкает. Но есть средство выйти из этого несчастного состояния. Омой свою совесть слезами покаяния: и она снова станет светлой и будет отражать и показывать тебе весь образ бытия твоего, очисти и освободи слух душевный от сора страстей: и паки будешь слышать внутрь себя глас Божий; ибо совесть, как мы сказали, есть откровение в нас воли Божией.

Второе средство к научению себя у каждого есть собственная жизнь. Не напрасно жизнь называют школой и говорят «век живи, век учись»: жизнь подлинно есть школа, и притом Божия. Ибо в чьих руках наша жизнь и кто управляет ею? Бог! Без Его воли, как учит слово Божие, не падает с головы нашей ни одного волоса. Если без воли Божией не может упасть волос, тем более не может произойти с нами что-либо важное. Поэтому на все, что ни случается с нами в жизни, мы должны смотреть как на уроки премудрости Божией и во всем видеть благую волю Божию, нас вразумляющую. Так должно смотреть и на несчастия. Если промысл посылает их на нас, то всегда с особенною целью, – научить нас чему-либо, или для обуздания в нас чувственности, гордости и прочих страстей. В таком случае несчастия именно подобны тем сильным средствам, кои опытные врачи предписывают больным в крайности, и коих свойство то, что они или производят решительный поворот на лучшее, или истощают силу жизненную. Поэтому несчастия всегда должны бы оказывать самое благотворное действие на дух наш: они предупреждают нас о гневе Божием и зовут нас к обращению и спасению.

Столько у нас к научению средств естественных! Так можем мы учиться у своей совести и от своей жизни! Но мы христиане: у нас, кроме естественных средств к научению, есть немало сверхъестественных, данных нам свыше.

Таково слово Божие – писания пророков и апостолов. Чему не могут они научить нас? Слово Божие, по свидетельству апостола, полезно на все: ко учению, ко обличению, к исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек и на всякое дело благое уготован (2 Тим. 3, 16, 17).

Второе сверхъестественное средство к наставлению у каждого из нас есть Церковь. В самом деле, что есть Церковь, как не богоучрежденное для всех училище? Тут в одной Литургии ты услышишь всю жизнь своего Спасителя и всю тайну твоего спасения; тут на одном иконостасе изображен пред тобою весь собор святых, дабы ты мог избрать любого для подражания его жизни. В продолжение года в Церкви пройдут пред тобою все праздники – с их таинствами и величием, все дни святых – с их добродетелями и подвигами, все посты – с их слезами и умилением душевным, все дни поминовения усопших – с памятью о смерти и суде страшном. И много ли нужно для того, чтобы каждому учиться в Церкви? Нужны только глаза и слух, внимание и смысл. Приходи кто угодно, всем отверсты двери; не потребуют справок, кто ты и имеешь ли право учиться; не подвергнут испытаниям в способности и познаниях.

Итак, вот сколько имеем мы учителей и наставников, и естественных и сверхъестественных, и видимых и невидимых, зовущих нас ко спасению и наставляющих на этом земном пути. Будем же пользоваться Богом данными средствами к наставлению нашему; паче же всего постараемся познанное, хотя и малое, всегда оправдывать делами; тогда мы опытно узнаем, что путь на небо не прегражден никому, и что в познании пути сего нет ни для кого недостатка. Аминь.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика