Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Однажды после воскресной службы решаю взять в небольшой приходской библиотеке книгу. Взгляд ложиться на издание в нежно-голубом переплете, его автор - Любовь Миллер, а название - "Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна".

Вспоминаю, что одна из прихожанок советовала почитать. Книга оказывается у меня. И действительно, повествование очень образное, живое, неотстраненное. Вместе с автором переживаются и годы безоблачно-счастливого детства девочки Эллы, растущей в Германии, воспитанной своей матерью Алисой в научении христианской любви и сострадания к ближним, её возрастание, брак с великим князем Сергеем Александровичем, духовный поиск, и, наконец, переход из протестантства в православие, счастливые годы супружества, в глубоко взаимной и самоотверженной любви.

И трагические страницы жизни великой княгини: зверское убийство мужа от рук террориста, монашество, устройство Марфо - Мариинской обители в Москве, путь к мученическому венцу, ссылка в Алапаевск и убиение, нахождение последнего упокоения в Гефсимании в храме святой Марии Магдалины, прославление княгини в лике новомучеников и исповедников российских.
Книгу прочитала на одном дыхании. Затем началось время летних каникул и отпусков, в которое решила, прочитав объявление в журнале, поехать в скит преподобномученицы Елизаветы в качестве помощницы в Марфо - Мариинском лагере для девочек (в деревне Бухендорф, недалеко от Мюнхена).

"Днем открытия обители официально считается 1 октября 2005, хотя молебен на начало ремонтных работ был отслужен еще в августе. Тогда все и началось...

Здание обители было перенято в долговременную аренду от католических монахинь и с тех пор продолжаются работы по благоустроению и оформлению его в православном стиле. Число насельниц постепенно возросло до десяти сестер. Ежедневно в обители совершается полный цикл богослужений суточного круга. Божественную Литургию совершает иеромонах Авраамий (Диркс) три дня в неделю, включая воскресные дни.

Главное внимание в обители уделяется молитве и Богослужению. Насельницы, независимо от вида послушаний, которые они несут в монастыре, должны посещать все Богослужения. Это же условие ставится всем паломникам, желающих приехать в обитель и укрепиться духовно. Духовным руководителем сестер является Высокопреосвященнейший Марк Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский, который при всей своей занятости, регулярно посещает монашествующих, чтобы принять их на исповедь и помолиться с ними за божественной Литургией.

Под «пребыванием в нерадении» в монашестве принято понимать не пребывание в молитве. Труд физический и труд молитвенный... эти два, как евангельские сестры Марфа и Мария - неразлучны между собой. Сестры стараются следовать наставлениям своего Аввы и при исполнении любого послушания соединяют труд с молитвой.

Некоторые приходы Епархии способствуют существованию сестер, заказывая просфоры и церковное облачение в обители, которые рассылаются заказчикам по почте. В обители открыты небольшие лавки, в том числе и книжная. В Лазареву субботу устраивается «пасхальная ярмарка», на которой происходит распродажа куличей, крашенных яиц и других сувениров к Пасхе. Сестры возделывают также небольшой участок земли, обеспечивая на некоторое время свои потребности. Кроме этого за каждой насельницей закреплен маленький участок земли, на котором она трудится, прославляя " Творца всяческих" и украшая Божий дом, в котором она сама духовно возрастает.

Год открытия обители одновременно является и годом рождения православного летнего Марфо-Мариинского лагеря для девочек, который проводится в монастыре. Ежегодно со всей Германии и других стран в стенах обители собираются более 45 юных участниц лагеря.Обитель принимает под кров свой на временное пребывание граждан из России, находящихся на лечении в Мюнхене. Таким образом, наши соотечественники имеют место утешения и духовного укрепления в своей скорби, находясь в чужой стране. Имеется бесценная возможность приступать к Таинствам Исповеди и Причастия во время лечения".(www.orth-frauenkloster.de)

Чем нужно будет заниматься и какова программа лагеря даже и не предполагала, доверяясь покрову святой преподобномученицы, испрашивая ее помощи и заступления, с желанием посетить обитель в ее честь на земле, где она родилась, но вдалеке от ее духовной Родины - России, любимой и не оставленной ею даже под страхом смерти.

30 июля в субботу в послеобеденное время еду в Мюнхен. Дорога немного утомляет, хотя путь сравнительно недолгий ,5-6 часов на поезде. Из Мюнхена еду до станции, от которой 2 км. предстоит пройти пешком или брать такси, так как автобус в субботу вечером уже не ходит.
Подхожу к месту, где должно быть такси, но не обнаруживаю ни одной машины. Слышу английскую речь, вижу молодую женщину в белоснежной рубашке и длинной юбке, настойчиво пытающуюся куда-то дозвониться, при этом очень радужно и приветливо улыбающуюся. На краю листа, который она держит в руках, замечаю адрес монастыря. Немец, к которому она обратилась, позвонил своей дочери, которая с минуты на минуту должна подъехать и подвезти до пункта назначения. Так происходит мое знакомство с Татьяной, прилетевшей в монастырь из Лондона. Садимся в машину и через считанные минуты оказываемся у стен обители. На слова благодарности немцы просят о них помолиться.

В монастырской храме неспешно идет Всенощное бдение под воскресение. Наряду с насельниками, молятся паломники и те, кто уже к тому времени прибыл в обитель, чтобы помогать в организации детского лагеря. В воздухе, заполненном ароматом ладана, витает дух Марфы - заботливой и услужливой хозяйки. Сестрам и их настоятельнице матери Марии нужно так много сделать для теплой встречи девочек и помощников. Обо всем подумать, ничего не забыть, всех устроить - словно читается на их светлых, приветливых лицах.

Расторопная сестра Екатерина разглядывает схему, подписанную мелким подчерком, кого, куда разместить. Моей фамилии в списке не находит, но все же радушно показывает свободную комнату для ночевки. В тойже комнате поселяется Ирина. Встречая на жизненном пути разных людей, удивляешься разнообразию их судеб и путей, по которым их водит Господь. Ирина - урожденная немка, крещенная в протестантстве, но 20 лет прожившая в России в Оренбургской области. Она была замужем за русским, овдовев, вновь вернулась с двумя детьми в Германию. Она еще не приняла православия, хотя испытывает уважение и интерес к вере, которую исповедовал её покойный муж. А где как не в святой обители- оплоте молитвы, получить ответы на интересующие вопросы, ведь здесь вся красота и истинность православного вероучения расцветает пышным цветом. Чувствую одновременно и радость, и ответственность, чтобы не оттолкнуть ищущего своими словами, поведением.

По соседству поселяются две Татьяны: одна, уже вышеупомянутая, из Лондона и Татьяна, живущая в немецком городе Кёльне. В коридоре перед образом совместно молимся перед сном. День завершен. Слава Богу за все.

Незаметно в крепком сне пролетает ночь. Воскресный день начинается в 6 утра с полунощницы по окончании которой сестры и все молящиеся делают друг перед другом поясной поклон, как бы в напоминание необходимости видеть в каждом человеке образ Божий. Затем следуют Литургия, трапеза с духовным чтением для насыщения не только тела, но и бессмертной души, помощь в уборке и накрытии на столы. В трапезной обращает на себя внимание замечательное устройство- лифт, который осуществляет обмен продуктами между непосредственно кухней и трапезной.
Позднее меня переселяют в гостиный домик, где на следующий день поселится небольшая часть девочек.

Изначально я там и должна была остановиться, но, как я уже писала выше, фамилию в списке с размещением нашли не сразу. Сестра Христина просит помочь завершить последние штрихи в уборке перед приездом "маленьких принцесс". Сообщает о том, что после обеда приедет Лидия, чьей помощницей я и буду в течение недельной смены. На первый взгляд кажется несколько строгой, возникает некоторый страх, сработаемся ли, но милостью Божьей со временем еще раз убеждаюсь, как обманчиво бывает первое впечатления. Все предки Лидии- немцы, сосланные в Казахстан, 16 лет назад Лидия вернулась в Германию, работает в школе, а в лагерь приезжает уже третий раз.

И вот все готово к приезду дорогих гостей. 1 августа - день начала второй смены. Мать Мария-настоятельница собирает в монастырской библиотеке помощников, распределяет обязанности, знакомит с распорядком.40 девочек из самых разнообразных семей (есть среди них рожденные в смешанных браках, дети русских эмигрантов, из сербских семей), приехавших в обитель, на время лагеря похищают покой из её стен. Теперь жизнь сестер и девочек (от 7 до 13 лет) становится совместной: размеренность и строгость монашеской жизни и детской с её радостями и слезами делиться пополам, увеличивая вдвойне радость и уменьшая горести и недопонимания.

Кровати застилаются цветными наволочками и пододеяльниками и в считанные секунды все полки, тумбочки и подоконники заставляются детскими вещами. Лидия торопится призвать, чтобы девочки не сразу доставали все свои вещи с целью сохранения порядка. А так хочется и игрушки и альбомы, которые затем заполняли друг другу на память. Какие они все разные, и скромные, и артистичные, и рассудительные.

Вечером Всенощное бдение на праздник Ильи пророка. В монастыре службы, как известно, продолжительные, хотя дети и имели возможность выйти поиграть на свежем воздухе, все же устали от множества новых впечатлений. После службы укладываем детей спать. Все вроде притихли, Лидия все же решает уже в полночь сходить на разведку и в одной из комнат с интересом обнаруживает, что одна из девочек усердно читает книгу, вторая рисует, третья что-то рассказывает. Вот уж верно не до сна. Приходится остаться в комнате до тех пор, пока крепкий сон не одолеет забавных воспитанниц.

Утром подъем вначале 7-го, Литургия, после трапезы занятия по Закону Божьему, для которых девочки делились на три группы, одну из которых вела сестра Ирина, вторую сестра Екатерина, а со старшими занималась мать Мария. После чего проходили занятия по церковному пению, которые готовили детей к пению за Богослужением. Пение это очень помогало девочкам чувствовать вовлеченность в Богослужение, следить за его входом, глубже вникать. И, конечно, особенно, радуются родители, когда слышат голоса своих детей за Литургией, завершающей смену. В распорядок лагеря входили также занятия в мастерских: переплетной, швейной, просфорне.

4 августа в обители преп. Елизаветы - особый день. День памяти равноапостольной Марии Магдалины - это день именин её всечестной настоятельницы- матери Марии. Образ Марии Магдалины - образ Радости, воскресения, преданности, любви надежды и чуда.
На праздничной Литургии присутствовали гости, приехавшие послужить в этот день в монастырском храме. За трапезой дети исполнили песню-поздравление. Над столом матушки свисали бумажные цветы по числу участниц лагеря, на одной стороне было написано пожелание, а на другой - имя поздравляющего. На матушку изливались таким образом пожелания помощи Божьей в несении нелегкого монашеского креста, здоровья, духовной крепости. Вечером того же дня протодиакон Георгий увлекательно рассказал о генерале Суворове, об эпизодах его биографии, связанных с Германией. После чего был костер с песнями и выпеканием фигурок из теста у костра.

Программа лагеря каждый год изменяется, дополняется. На среду был запланирован Крестный ход - особый вид Богослужения, требующий напряжения духовных и физических сил. Путь предстоял от женского монастыря до мужского в 15 км. в честь Иова Почаевского. Погода выдалась теплой и солнечной. Первая остановка была после прохождения 4-х километров. Сестра Христина следовала за крестным ходом на машине, в которой также находились запасы еды для подкрепления телесных сил. Во главе крестного хода - мать Мария с иконой небесной покровительницы обители, дети попеременно несли хоругви и иконы.

Самых маленьких и сильно уставших подвозили на машине, или всегда успевающая там, где нужна помощь, Мария - наполовину немка, наполовину сербка, незамедлительно, видя первые признаки усталости детей, брала и садила их к себе на спину. А одна из самых маленьких участниц Феона прошла, не жалуясь на усталость, весь путь, за что в конце смены была отмечена матерью Марией грамотой.

Во время второй остановки дети искупались в реке по пути. Было принято решение оставшуюся часть пути поехать на общественном транспорте. Цель Крестного хода достигнута, входим в обитель с пением тропаря святому преподобному Иову Почаевскому. Тем временем сгустились тучи, и полил обильный дождь.

Изнеможенные, но радостные от пройденного пути, в торжественно-темном храме участники Крестного хода поклонились иконе преподобного, послушали рассказ об истории обители. Под навесом на улице девочек ожидало орехово-фруктовое угощение, мороженое.

Вечером, на этот раз на общественном транспорте, возвращаемся в обитель. Можно вздохнуть спокойно. Укладываемся спать, а Маргарите, которая так крепко заснула во время вечерни, вновь не до сна. Нужно выяснить, кто на какой кровати будет спать, а за просьбой почитать на ночь следует рассказ о насекомом, который в прошлую ночь поселился в подушке и искусал, о любимой маме, папе и сестренке, добрых людях, встречающихся на жизненном пути ребенка. Все притихли, усталость взяла свое.

Незаметно пролетела неделя, в течение которой участницы имели возможность быть вовлеченными в жизнь обители, с её трудами и молитвами.
В субботу - встреча с родителями. День начался с Литургии в день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба. Во дворе были накрыты столы с вкусным угощением. Дети показали спектакль "Ноев ковчег", сценарий которого сохранился с прошлой смены и усилиями воспитателей был, по существу, воплощен за один день. Пусть не все прошло гладко: птички вылетели чуть раньше задуманного, лиса произнесла слова, не подождав "напарницу".

Неожиданным и ярким был эпизод, когда из шланга на палатку, которая была ковчегом, обильно полилась вода, освежив при этом и зрителей, а в конце участники подняли над землей бумажную радугу, в напоминание той небесной - Божьего завета и обещания, что подобного потопа на земле не повторится. И еще раз была пережита история о людских беззакониях, о милости и Божьем благоволении.

Затем мать Мария вручила грамоты девочкам, особенно отличившимся в какой- либо добродетели, а также всем помощникам: повара Елену, покидавшую свой "пост " лишь на пару часов для ночного отдыха, Инну, успевающую между накрытием на стол присоединятся к поющим, Марию из Риги, помогавшую в лагере на протяжении двух смен и других. Под руководством музыканта Любови была исполнена прощальная песня. Также все получили диски с фотографиями. Но главная награда- это, конечно, сама возможность побывать в святой обители.

Незаметно территория монастыря опустела. Можно присесть, отдохнуть, непривычно без оживленных детских голосов. Можно поговорить, проанализировать, построить планы.
На прощание обмениваемся друг с другом телефонами, адресами. Наверное, в монастыре, как нигде, чувствуешь, что каждый человек послан чтобы чему-то научить, помочь увидеть свои немощи и недостатки, на которые не всегда обращаешь внимание в суете повседневной жизни и вместе с тем руку Божию в своей жизни и жизни ближних. Расстаёмся с пожеланиями счастливой дороги и выражая надежду на новые встречи.

Вместо заключения....
Еще раз невольно задумываешься о том, почему мы называем монахинь, инокинь именами самых дорогих для каждого человека людей: Матерь, Сестра... Наверное, потому что они не уходят из мира, как это часто принято говорить, а приходят в новом качестве в сердца тех, кто обитель посещает и остаются там навсегда своими делами, словами, Христовым светом. Так и из этой чудесной обители унесли с собой и девочки, и все, кто там находился тепло, участие, чуткость сестер обители и матери Марии.

Мария Стёжка