Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Московская епархия

статья опубликована в коломенской газете «оптимальный выбор" № 41 от 15 сентября 2011 г.

перед куликовской битвой святой благоверный князь димитрий донской со своим полководцем дмитрием волын цем собирал войска в коломне и дал обет, в случае победы построить монастырь на коломенских землях боб рока.

битва пришлась на праздник рождества богородицы, 8 сентября 1380 года. на следующий год, в 1381-м, у коломны был основан монастырь. у него три имени: богородице-рождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, бобренев — по семейному прозвищу боброка-волынца: бобреня, и обетный — в знак того, что монастырь заложен по обету. с тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении „вождей и воинов, на поле куликове убиенных“.

в 1969–70 гг. при исследовании современного богородице-рождественского собора были найдены фундаменты древнего храма. его датировали второй половиной xiv в. это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участив сам святой благоверный димитрий донской современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание к началу xv в. так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен.

уже тогда в монастыре складывается библиотека. древнейшая книга средневековой коломны — палея толковая, была переписана в 1407 г. доктор исторических наук, профессор, ректор мгосги а. б. мазуров достаточно убедительно относит ее к бобреневу монастырю. если это так, то мы можем назвать имя одного из первых насельников обители — варсонофия. который и заказал эту рукопись.

благодаря другой книге xv в. — „лествице“ — мы устанавливаем (почти с полной уверенностью) имя первого известного настоятеля бобренева. вероятнее всего, что в 1470-е годы обителью управлял игумен пахомий.

феодоровский образ

на астраханской улице коломны, у одной из застав, находилась некогда часовня с чтимой чудотворной феодоровской иконой божией матери. в 1813 г. знаменитую икону перенесли в бобренев монастырь и устроили в богородице-рождественском соборе новый придел в честь феодоровского образа.

виной тому были трагические обстоятельства отечественной войны 1812 г. москва была взята французами и судьба близлежащей коломны буквально висела на волоске. жители в ужасе бежали, а вынужденные остаться с трепетом взывали о божией помощи. икона, расположенная на въезде в город, наверное, не раз была свидетельницей таких молитв. когда опасность миновала, многие коломенцы поспешили исполнить свои священные обеты. одним из молитвенных памятников войны 1812 г. стал феодоровский престол в бобреневе.

в 1850 г. монастырь посетил знаменитый промышленник и благотворитель давид иванович хлудов. он застал удручающую картину: собор требовал срочного ремонта, кельи обветшали до предела, древняя входо-иерусалимская церковь грозила вот-вот рухнуть и погрести под своими руинами проходящих богомольцев.

за короткий срок, чуть более десяти лет. великий храмоздатель великолепно украсил собор, присоединил к старой ограде еще одну часть с башнями, соорудил новые кельи, пожертвовал обители новые земельные угодья, водрузил на звонницу могучие колокола. настоятелем обители назначили строителя феоктиста.

но главное деяние хлудова — строительство феодоровской церкви к 1860 году на месте руин прежнего шатрового был выстроен великолепный храм в строгом стиле классицизма. к сожалению, в монастыре не велась летопись чудес и необычных явлений, исходящих от чтимого образа. во всяком случае, даже если такая летопись и велась — она до нас не дошла. это не означает пренебрежения к святыне. многие православные, боясь расплескать божественную благодать, полученную по молитве у чудотворного образа, не решаются рассказывать о чудесах, с ними произошедших.

между тем феодоровская икона из ипатьевского монастыря была покровительницей династии романовых. благоговение перед ней было таково, что иностранные принцессы, выходя замуж за русских императоров и князей и принимая православие, брали себе отчество — феодоровна — в честь знаменитой иконы.

одним из чудесных проявлений феодоровского образа было исцеление недуга кровоточивости. как известно, им страдал сын государя николая ii, царевич алексей. по молитвам к пресвятой деве он получал облегчение в болезни.

в 1860 г. феодоровский храм в бобреневом монастыре был освящен. под его сводами хранились две замечательные святыни: чудотворный список с феодоровской иконы божией матери, глубоко чтимый жителями коломенского края и богато украшенный, а также крест с частицей мощей великомученика и целителя пантелеимона.

монастырь расцвёл: два величественных храма, звонница с 15-ю колоколами, нарядная ограда с 8-ю башнями, новые кельи, службы, сад, ухоженное кладбище. труды д. и. хлудова получили заслуженную оценку: он был награжден чином статского советника.

29 июля 1865 г. бобренев монастырь был возведен на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нем одного настоятеля и 15 человек братии. это можно назвать символическим событием. дела бобреневского ктитора были вознаграждены накануне 1880 г., когда праздновали 500-летие куликовской битвы. очень торжественно эта дата отмечалась в коломне. а в 1881 г. справляли уже 500-летие бобренева монастыря.

в 1891 г. монастырь посетили великий князь сергий александрович с супругой елизаветой фе-одоровнои кто мог тогда предположить, что вскоре брат государя падёт от руки преступника. великая княгиня станет настоятельницей монашеской общины и получит мученический венец?

разрушение

когда рухнуло русское царство, гонения обрушились и на бобренев монастырь. его ограбили, проведя варварскую „реквизицию ценностей“ якобы „для помощи голодающим“. монастырь пытались закрыть сразу после революции, но удалось это сделать лишь формально. дело в том, что основной формой социального служения обители с конца xix века было оказание медицинской помощи местному населению. здесь трудились талантливые монахи-врачи. разогнать насельников означало ликвидировать медицинский пункт, помощью которого пользовались жители не только окрестных сел, но и горожане. благодаря этому иноки монастыря могли совершать в храмах обычное ежедневное богослужение, а потом лечить больных.

в начале 1920-х гг. монастырь всё-таки закрыли. в братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. в настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры. однажды (примерно в 1930-х гг.) на территории монастыря решили оборудовать теплицы. стали готовить фундамент на… кладбище. при этом открылось старинное погребение одного монаха. тело сохранилось нетленным, будто его вчера положили в могилу. судьба этого погребения неизвестна.

в середине xx в. в феодоровской церкви устроили гараж, проломили алтарную стену, чтобы в храм могли въезжать трактора. церковные книги и монастырский архив в соседнем магазине использовали в качестве обёрточной бумаги. потом в церковные стены сваливали удобрения, а территория обители превратилась в свалку, куда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор. в течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения.

ни празднование 800-летия города (1977 г.), ни 600-летие куликовской битвы (1980 г.), никак не отразилось на судьбе монастыря. его часто упоминали в краеведческой и научной литературе, в нем проводили раскопки: все понимали необходимость восстановления ансамбля, но иного применения памятника, кроме как в качестве свалки, найти не могли.

возрождение

в 1990 г. управляющий московской епархией высокопреосвященнейший митрополит крутицкий и коломенский ювеналий впервые посетил руины бобренева монастыря. даже маститые служители алтаря, сопровождавшие владыку, обомлели от царящей здесь разрухи и мерзости запустения.

в марте 1991 г. святейший патриарх московский и всея руси алексий ii и священный синод благословили открытие бобренева монастыря. и сразу же начинается восстановление славного памятника куликовской победы. реставрацию святыни взяла на себя община московского храма всех святых на соколе во главе со старостой борисом сергеевичем кудинкиным. масштаб дел был огромен. достаточно сказать, что перед началом реставрации было вывезено полторы тысячи (!) камазов мусора.

случилось невероятное: церковь феодоровской иконы богородицы воскресла из праха и поругания, вновь вспыхнули огненными красками восстановленные иконостасы, и снова пение ангелов вознеслось под белоснежные своды! строители и паломники были поражены необычным звучанием священного пространства храма. необъяснимым образом пение даже одного человека раскладывается на голоса и само гармонизируется так, что, кажется, будто гремит целый хор. — ангелы поют!» — говорят верующие и действительно, вместо того, чтобы поглощать звук, стены сами начинают петь, словно создавая мелодическую икону горнего мира.

18 июля 1992 г. первую божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил высокопреосвященнейший митрополит крутицкий и коломенский ювеналий. в день святого духа 7 июня 1993 г. обитель впервые посетил святейший патриарх московский и всея руси алексий ii.

великое освящение

памятный день 29 августа 2005 года войдет в историю не только богородице-рождественского бобренева мужского монастыря, но и всего древнего коломенского края. так удивительно переплелись события давней и новой истории: престольный праздник, посещение обители высокопреосвященным митрополитом крутицким и коломенским ювеналием. 625-летний юбилей куликовской битвы и великое освящение феодоровской церкви.

освящение любого храма — это само по себе великое событие, а тут оно совпало с 625-летием куликовского похода. в эти же самые дни шесть с четвертью столетий назад под коломной собирались русские войска перед величайшей битвой. отсюда пошли они навстречу бессмертию.

главной святыней монастыря стала древняя феодоровская икона xviii века, пожертвованная монастырю высокопреосвященнейшим митрополитом ювеналием. эту икону преподнесли выдающемуся архиерею xx века высокопреосвященнейшему митрополиту ленинградскому и новгородскому никодиму (ротову), когда он покидал пост председателя овцс. после кончины владыки никодима эта икона многие годы находилась в резиденции митрополита крутицкого и коломенского ювеналия в новодевичьем монастыре. в 2001 году отмечалось 620-летие со дня основания бобренева монастыря, и владыка ювеналий тогда торжественно пообещал передать обители эту великую святыню, когда будет освящаться феодоровская церковь.

вполне ли осознавали строители феодоровского престола в xix веке символическую важность того, что память иконы празднуется на следующий день после успения, то есть в то самое время, когда в коломне принимали святого димитрия и войска, идущие на куликовскую битву? вероятно, они вообще об этом не думали, слишком близки были трагические события 1812 г. потребовалось столетие, прежде чем мы осознали символическую важность такого скрещения дат.

в такую же предосеннюю августовскую погоду, в лучах нежаркого солнца, на коломенских полях вершилась история. и мы вновь вспомнили об этом, встречая правящего архиерея московской епархии. под колокольный звон у входа в обитель митрополита ювеналия приветствовал игумен игнатий и глава коломенского района николай михайлович оттясов. впервые за последние 75 лет в феодоровской церкви совершается божественная литургия.

митрополит ювеналий вручил высокие патриаршие награды: орден преподобного сергия радонежского настоятелю монастыря игумену игнатию (жидкову) и казначею обители иеромонаху пимену (лескову).

храм освящен, окроплены святой водой его стены, он помазан святым миром, в нём утверждены три престола, теперь это уже не «архитектурный», а настоящий молитвенный живой памятник всем вождям и воинам, на поле куликовом убиенным.

использованы материалы сайта
бобренева монастыря