Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Протодиакон Андрей Кураев: «Назначение Церкви – избавить человека от диктатора, который в нем самом»

25.10.2011
Источник информации: Архангельская епархия
Адрес новости: http://www.arh-eparhia.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=18115



Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев встретился с общественностью Архангельска. Мероприятие прошло 24 октября в Архангельской областной библиотеке имени Н.А.Добролюбова. Актовый зал библиотеки был переполнен.

По словам отца Андрея, Архангельск – новый для него город. Ранее миссионер уже приезжал в столицу Поморья, но выступал только в узких профессиональных аудиториях. Формат встречи был достаточно свободным: православный богослов рассказал о некоторых интересующих его проблемах, после чего ответил на вопросы аудитории, касавшиеся истории России и социального служения Церкви. Кроме того, был задан вопрос о курсе «Основы православной культуры», который в 2012 года предстоит ввести во всех школах.

В первой части мероприятия речь зашла об отношении Церкви к политической жизни общества. «У многих людей есть надежда, что Церковь выведет всех на какую-нибудь площадь, будет центром консолидации протестных настроений, устроит свою церковную революцию и так далее. История Церкви не дает оснований для такого рода надежд, – утверждает отец Андрей. - Инструмент не для этого заточен. Церковь создавалась Христом не для этого, а для того, чтобы человек мог оставаться человеком в бесчеловечной ситуации».

В связи с этим, по мнению о.Андрея Кураева, закономерным выглядит конфликт Православия и марксизма, имеющих совершенно разные представления о человеке, причинах страдания и путях его преодоления. Эффект любой революции в конечном счете оказывается негативным: «Если Маркс считал, что революции – это локомотивы истории, то Бердяев говорит, что человечество развивается в промежутке между революциями, а революция – это каждый раз срыв в варварство».

Назначение Церкви, по словам миссионера, в том, чтобы избавить человека не от государственной тирании, от его внутреннего «диктатора» - греха, страсти.

«Для Церкви важнее всего мир совести, человек должен обрести внутреннюю свободу. Но в нашем понимании свобода – это свобода выбирать свой путь ко спасению. За эту свободу наши отцы, иерархи шли на любые казни, а не за права человека, не за расширение политических прав». Примеры этого дает отечественная история: «Из лона Церкви не раздавались протесты против крепостного права».

Склонность русского человека к революции отец Андрей считает следствием утопизма: «Потрясающая черта русского менталитета: если англичанин заметит, что французы живут иначе, чем англичане, то англичанин постарается французов переделать под англичан. Но русский, заметив, что где-то на Западе живут иначе, чем мы, начинает переделывать нас. Что Патриарх Никон, что Петр Алексеевич, что Ленин или Ельцин. Это называется болезнью утопизма. Человек с утопическим сознанием считает, что если ему дать власть – а он нашел правильную книжку – то он по этой правильной книжке всех сделает счастливыми в 48 часов».

Один из первых русских утопистов – царь Алексей Михайлович: «Замысел царя Алексея – это понуждение всей России к тотальному благочестию. Кончилось плохо: а) расколом, б) Петром I. Вот два выхода из этой «благочестивой революции» - «супер-Православие», на самом деле – раскол, имитация Православия, и полное расцерковление страны Петром».

Были упомянуты и некоторые последствия попытки Петра переделать Россию «по голландским и немецким книгам»: «Как ни странно, историки отмечают: Русская Церковь была более мягка по отношению к колдунам, чем европейская инквизиция. Так вот, первый закон, в котором повелевается сжигать чародеев – это устав военно-морского флота Петра I. Как справедливо отметил Юрий Лотман, Петр распахнул окно в Европу, и через это окно потянуло гарью костров инквизиции».

Подводя итог данной теме, отец Андрей подчеркнул, что у Церкви может не быть ответов на социальные, экономические или политические вопросы, но есть возможность спасения конкретного человека. Тем более что подлинное преображение общества всегда основывается на преображении каждой отдельной личности.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика