Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

архиепископ константин выступил с докладом на всероссийской научно-теоретической конференции «1150-летие россии: от истоков до современности»
03.11.2011

2 ноября 2011 года в шадринском государственном педагогическом институте прошла всероссийская научно-теоретическая конференция «1150-летие россии: от истоков до современности», на которой с докладом «православие в исторической судьбе россии: богословско-философские аспекты» выступил профессор, академик раен, архиепископ курганский и шадринский константин.

конференция была организована совместными усилиями правительства курганской области, курганской и шадринской епархии, администрации шадринска, шадринского государственного педагогического института, челябинского государственного университета, уральского государственного экономического университета, российской государственной профессионально-педагогического университета.

в оргкомитет конференции вошли архиепископ курганский и шадринский константин, заместитель губернатора курганской области — руководитель аппарата правительства курганской области шумков вадим олегович, заместитель губернатора курганской области по социальной политике калугина марина александровна; первый заместитель руководителя аппарата правительства курганской области — начальник управления внутренней политики саблин владимир корнеевич; советник губернатора курганской области генерал-майор усманов в.в., проф., д.филос.н. ветошкин а.п.; первый проректор шгпи дзиов а.р.
впервые идея всероссийского празднования даты основания российского государства прозвучала в сентябре 2009 года на совместном заседании госсовета и совета по культуре и искусству, которые проводились с участием президента россии дмитрия медведева. тогда он поддержал предложение видных деятелей науки и культуры страны о праздновании 1150-летия российской государственности, назвав эту дату канонической. 3 марта 2011 года был подписан указ президента россии «о праздновании 1150-летия зарождения российской государственности».

по словам советника губернатора курганской области, генерал-майора владимира усманова, конференция вызывает повышенный интерес у представителей других регионов, т. к. она открывает череду мероприятий, связанных с празднованием 1150-летия российской государственности. кроме того, данное мероприятие проходит в преддверии ещё одного очень важного для зауралья и всего уральского федерального округа мероприятия — 350-летия города шадринска.

в своем докладе архиепископ константин, в частности отметил: «в этом высоком собрании нельзя умолчать и о политической культуре, в частности — о взаимоотношении церкви и государства. несмотря на то, что временами их отношения были достаточно сложными и даже трагическими, они строились на принципах симфонии, изложенных в свое время в 6 новелле императора юстиниана: «существует два великих дара, которые бог в своей любви к человеку даровал ему свыше — священство и царство. первое служит божественному, второе управляет человеческими делами, однако оба происходят из одного источника и украшают жизнь человечества. поэтому если священство свободно от порока и обладает доступом к богу и если цари справедливо и равновесно управляют государством, доверенному их заботе, то из этого происходит прекрасная симфония (или благостное созвучие), благополучие даруется человеческому роду». если наша церковь стремилась словом и делом поддержать государство в его тяжелые времена (в борьбе с монголо-татарами, а также в смутное время), то и государство старалось обеспечивать церкви режим наибольшего благоприятствования в ее воспитательных и проповеднических трудах. в противоположность атеистической концепции отделения церкви от государства, цель которой — выгнать церковь на задворки общества, концепция симфонии подразумевает живое взаимопроникновение церкви и государства, взаимное соучастие в жизни общества, естественно в пределах компетенции и полномочий каждой из сторон. благодаря этой симфонии, созвучию, мы имеем богатейшую русскую церковную архитектуру, иконопись, литературу. но гораздо важнее, что эта симфония давала возможность обеспечивать социальный мир. так, только присущими руси были такие ситуации, когда по просьбе царя целые сословия отказывались от претензий друг к другу и к правительственным чиновникам.

петровская реформа, при всей необходимости изменений, явилась тяжелым ударом и потрясением и для россии, и для русской культуры в частности. фактом остается то, что русский народный стиль архитектуры надолго замирает в петровских казармах, русская живопись надолго теряет свою самобытность, русская музыка на какое-то время становится довеском итальянской. гораздо тяжелее было то, что русская культура и традиции делятся на дворянскую и народную, высший класс отрывается от своих корней и даже от своего языка. именно с петровских времен в русское общество входит эта страшная раздвоенность — «дворянское — народное,» «русское — иноземное» и, как результат, «православное — неправославное, религиозное — атеистическое». церковь в определенной степени теряет свою самостоятельность и становится одним из государственных учреждений. но в самих реформах и в особенности в манере их проведения был вызов россии. не сразу, но она ответила на него в духовной сфере — серафимом саровским, а в культурной — пушкиным. несмотря на все потрясения, русская культура в своих лучших представителях и лучших творениях сохранила свое ядро. во-первых, санкт-петербург, несмотря на все усилия петра, так и не стал «новым амстердамом», это все же русский город, несущий в себе черты того же самого градостроительного облика, что и киев, и москва, а именно — нового иерусалима. это выражается во многом, в частности, в основных городских доминантах, в центральных храмах петербурга — исаакиевском соборе, петропавловском соборе, адмиралтейской церкви, образующих центр города, между которыми протекает нева -живой символ, напоминающий реку жизни из откровений иоанна богослова.

далее, русская культура на протяжении долгого времени сохраняла свой религиозный характер, свою религиозную теплоту, а также «удивление миром». вспомним хотя бы «утренние размышления о величии божьем» михаила ломоносова — отца российской науки и поэзии:

творец, покрытому мне тьмою
простри премудрости лучи
и что угодно пред тобою
всегда творити научи.
и на твою взирая тварь
хвалить тебя, бессмертный царь

можно много спорить о религиозности пушкина: ясно одно, начиная с периода жизни в михайловском, он поворачивается к народной жизни и к православию. можно привести множество иллюстраций. одна из них — драма борис годунов. в ней мы видим трагедию не благословленной, не богоугодной власти, мучения нечистой совести, не находящей выхода в покаянии. парадоксально, но факт: власть в трагедии определяется отношением к религиозному, в частности — к монашеству. как ни странно, идеальным царем оказывается федор иоаннович, который «на престоле воздыхал о мирном житии молчальника».

бог возлюбил смирение царя,
и русь при нем во славе безмятежной
утешилась...

напротив, гуманистический активизм бориса годунова только приводит к катастрофе и его, и его семью, и всю россию..."

переходя к современному положению, владыка отметил: «закономерно встает вопрос о будущем россии. возможные два сценария. первый и самый пессимистичный. если все будет идти, как шло прежде, то есть государство по-прежнему будет устраняться от общественных проблем, экономика будет стагнировать и идти по пути потребления и распределения, а не производства, капиталы будут выкачиваться из страны, а обществом будут управлять криминализированные круги, а по данным журнала форбс в этом году россия заняла первое место в мире по коррупции, в почете будет бандитская мораль, то распад россии с непредсказуемыми последствиями для всего мира неизбежен. второй вариант: государство и общество мобилизуются, начнут целенаправленно работать и выстраивать вертикаль власти, перестают существовать в долг и кормить своими ресурсами запад, перестают быть морально и религиозно индеферентными, и берут на вооружение христианские православные ценности. тогда россия не только выживет, но и достигнет значительного процветания, а возможно и интегрирует в себя мирным путем ряд бывших союзных республик (прежде всего — казахстан и украину).

еперь возникает вопрос: какие ценности нам следует взять в xxi век и что следует воспитывать в первую очередь в нашем народе? прежде всего — это ценности православного патриотизма, любовь к родине, к земному отечеству, понимаемому как образ небесного. конечно, россию надо любить трезво, не закрывая глаза на наши беды, пороки, катастрофы, но необходимо властно останавливать и пресекать глумление над нашей родиной, ее прошлым и настоящим. настоящая русофобская кампания, развязанная, в частности, в средствах массовой информации, не случайна: за ней стоят процессы глобализации и стремление определенных сил лишить россию национального самосознания, чтобы легче ее было грабить и манипулировать ею.

и прежде всего, необходимо взращивать чувство любви к богу и к человеку, как к образу божию, живой личности, а не к абстрактному объекту каких-то виртуальных «прав человека». это чувство братства людей в боге должно вести к социальному миру и общественному согласию. инстинкт конкуренции необходимо заменить чувством корпоративности, сотрудничества, взаимодействия. от конкурентной модели общества, от войны всех против всех необходимо идти к синергетической модели. россия как страна, поставленная в экстремальные климатические и геополитические условия, просто погибнет, если будет существовать по конкурентным законам, пригодным разве что для благостных и благополучных западных стран" — отметил владыка константин.

пресс-служба курганской епархии.