Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Екатеринбург, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Преподобный Григорий был родом из города Декаполя. С детства он полюбил Священное Писание и уже с 8-летнего возраста вел такую жизнь, какую оно предписывало. Достигнув совершеннолетия, Григорий оставил родительский дом и принял иночество. Не избирая для себя постоянного пристанища, он ходил по разным странам, и так как в это время сильно распространились различные еретические учения, деятельно вразумлял заблуждающихся, утверждал народ в православии и утешал посещениями своими томящихся в заключении.

Этот подвижник веры и благочестия мирно преставился в Константинополе около 820 года. Святая Церковь так прославляет его: “Светлое тя солнце церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче; темже празднуем честную память твою и почитаем подвиги твоя, всеблаженне отче, премудре Григорие!”.

Мы видим из жития преподобного Григория, что он стал монахом и много добра сделал ближним, за что и прославляет его святая Церковь. Подобную пользу Церкви и ближним приносили и приносят и многие другие монахи. Тем не менее, нередко можно услышать различные возражения против монашества, несостоятельность которых, впрочем, нетрудно доказать. Остается лишь удивляться, как можно возражать против того, что достойно не порицания, а, напротив, самого горячего сочувствия и одобрения.

“Монашество, - говорят, - несовременно, оно отжило свой век”. Если так, то и христианство тоже несовременно, ведь обеты монашеские прямо вытекают из духа Евангелия и основываются на учении Спасителя и Его апостолов о высших степенях христианской жизни. Кроме заповедей, общих для всех христиан без различия, Евангелие и Церковь предлагают определенные установления для желающих подражать ангельскому житию: они состоят в соблюдении целомудрия, полного послушания и совершенной нестяжательности, в усиленной молитве и постничестве. Как же можно называть несовременными эти высокие добродетели? Неужели можно ограничивать каким-то временем лучшие, святые стремления нашего духа? И если наш век называют веком еще большего прогресса во всем, то есть во всем движения вперед, то на каком же основании уничижаются желания стремящихся выше и выше, к Богу? Таким образом, мы видим, что называть монашество несовременным не только несправедливо, но и грешно.

Еще говорят, что монашество вредно для здоровья в силу непомерных трудов и воздержания, и вообще неестественно. Но разве все то хорошо, что естественно? Если действовать и жить только по закону природы поврежденной, то христиане ничем не будут отличаться от язычников. По естеству все люди – “чада гнева” (Ефес. 2, 3) Божия и не могут спастись. Для того нам и дана вера христианская сверхъестественная, чтобы мы спасались благодатными средствами; а по естеству мы так слабы, что не можем сами совершить ни одной добродетели. Благодать Божия обновляет природу нашу и дает ей силы, способные переносить такие подвиги, которые и немыслимы для естественного человека. Она немощное врачует и оскудевающее восполняет. При ее помощи иночество вовсе не будет неестественным и неудобоносимым игом для того, кто принимает его добровольно, не по расчету, не для виду, кто старается нести его с терпением и вниманием к себе в борьбе с искушениями.

Наконец, есть люди, находящие, что монашество просто ненужно. Но наши православные монастыри всегда были оплотом благочестия, действовали всегда на пользу Отечества, особенно в бедственные его времена, и немало способствовали просвещению, когда оно было еще совсем мало распространено. Монашество всегда служило как бы жертвой Богу от мира и, осуществляя в высшей степени все требования христианской веры, служит образцом истинно христианской жизни. Что было бы с миром, во зле лежащем, если бы он не видел образцов святой жизни и не получал побуждений к ней? Да и существовал ли бы он, если бы совсем оскудел праведник?

Можно ли после всего сказанного порицать монашество или считать его излишним? Нам же всегда нужно помнить, что не только иноки, но и мирские христиане должны подвизаться в благочестии, чтобы спастись. Без труда нельзя спастись человеку. “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12).

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.