Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

О духе времени

23.08.2010
Источник информации: Екатеринодарская епархия
Адрес новости: http://orthodoxkuban.com.ru/bibl/letters/1158344179-o-dukhe-vremeni.html



Вчера, 19:26

ПОБЕДИЛ ЛИ ЮЛИАН ОТСТУПНИК, или ГДЕ ПРОХОДЯТ ГРАНИЦЫ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ?

Сейчас в православном сегменте Рунета идет активное обсуждение исполнения песни «Свет и радость», прозвучавшей в финале юбилейного концерта группы «Цветы». Почему сейчас? – ведь концерт транслировался по Первому каналу еще 6 марта. Но в это время был Великий пост, и православным христианам было не до просмотра телевизора. А затем запись появилась в Интернете.

Какое, кажется, дело православным христианам до концерта рок-группы? – да никакого не было бы, если… если бы во всем этом странном – почти до кощунства – действе не принимал участие православный хор. Именно это участие представителей Русской Православной Церкви вместе с представителями еще четырех религий в совместном пении молитв, транслируемое на всю страну, а в Интернете – и на весь мир, заставило задуматься о том, где проходят границы православной миссии.

***

Наше время часто сравнивают с первыми веками христианства, когда в языческом мире христиане несли свет Христовой веры по ойкумене, благовествуя и проповедуя Христа Распятого. Сегодня это называется христианской миссией. Требования активизировать миссию справедливы и своевременны. Мы видим оживление молодежного православного движения, реальную действенность социальной работы. Все это радует и вселяет надежду. Однако зачастую, увлеченные миссией, мы как-то не задумываемся о границах, в которых она должна проходить. Да и существуют ли таковые?

Мы готовы бежать по первому зову, чтобы принять участие в концерте, форуме, конференции – ведь это тоже часть миссии. Мы вежливо молчим, когда очередной ученый докладчик произносит очередную наукообразную глупость об исконной поликонфессиональности, лишь бы не спугнуть наметившееся взаимодействие. Мы выпускаем духовный хор на сцену, на которой затем происходит далекое от духовности шоу, лишь бы не заподозрили в отсталости. И наконец наступает день, когда нас зовут засвидетельствовать вместе с иными «представителями ведущих религиозных конфессий» то, что Бог у нас ними – один. В смысле – у всех конфессий один. То есть Единый.

Невозможно? Всех сомневающихся отсылаю к сюжету в интернете или по запросу «СВЕТ И РАДОСТЬ Группа Цветы и МОЛИТВЫ 5 РЕЛИГИЙ».

Видимо, настало время спросить себя: а где границы нашей вежливости, открытости, современности, терпимости? И понять, что когда мы отказываемся от совместных молитв с инославными, это не жест вражды, не проявление нетерпимости, а всего лишь сколько-нибудь добросовестное исповедание собственной веры. А вот когда соглашаемся, это является нарушением 45 Апостольского правила и пункта 36 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», гласящего: «В процессе диалога наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции».

***

Первых миссионеров встретили отнюдь не с распростертыми объятиями. Точнее, сначала им предложили «вписать» своего Бога в уже существующий пантеон языческих божеств: одним больше, одним меньше – для политеистического Рима это было непринципиально. Христиане отказались. Более того, они отказались воздавать почести и остальным богам, кроме своего – неведомого, и тогда их обвинили в атеизме. А когда они отказались признавать божественность императора, вот тут их начали гнать – просто убивать, травить дикими зверями на аренах римских цирков и даже распинать, по примеру их Бога, казненного таким образом. Но эти странные люди продолжали благовествовать о своем Боге и о том, почему у них нет иного кроме Него, и умирали с улыбками, а у креста страшились только одного – что они недостойны крестной смерти, ибо на Крест взошел Сам Спаситель. Их миссия простиралась до смертной границы и преодолевала ее, ибо нынче это святые Божие, и они молятся о нас.

И все-таки одна граница была: никому из миссионеров в голову не приходило так, понарошку, не признавая внутри себя божественность языческих идолов, станцевать и спеть где-нибудь на форуме вместе с языческими жрецами – каждый во славу своего божества, чтобы доказать тем самым свою «цивилизованность», доброжелательность, толерантность, если хотите. Согласись они на такое, и ходили бы себе свободно по римским дорогам, как тысячи прочих… Однако, повторю, здесь и проходила граница.

Но, странное дело, чем страшнее были гонения, чем тверже христиане стояли на своем, тем больше их становилось. И вот уже Константин Великий провозглашает в 313 году Миланский эдикт, в котором признает за христианами право исповедовать свободно свою религию, а затем еще ряд законов, которые уже охраняют христиан от некоторых римских норм (например, право на безбрачие для христиан), а в конце жизни принимает святое Крещение и умирает христианином в день Пятидесятницы, 21 мая 337 г.

***

Но языческий мир готовился к ответу.

Не буду вдаваться в перипетии престолонаследования, скажу лишь, что в 361 году императором стал племянник Константина великого Юлиан, вошедший в историю с прозвищем Отступник. Воспитанник арианского епископа Евсевия, затем поклонник языческого ритора Либания, сторонник неоплатонизма и мистериальных культов, он вошел в Константинополь, в котором не было уже ни одного языческого храма. И тогда Юлиан совершил торжественное жертвоприношение, по всей вероятности, в главной базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых бесед и украшенной Константином статуей Фортуны. По свидетельству церковного историка Созомена, здесь произошла такая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение». «Я благодарю Бога, — сказал старик, — за то, что он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия».

Центром религиозного мировоззрения Юлиана является культ Солнца, создавшийся под непосредственным влиянием культа персидского светлого бога Митры и идей выродившегося к тому времени платонизма. В своём рассуждении «О Царе-Солнце», главном источнике религии Юлиана, он писал, что с юных лет был охвачен страстной любовью к лучам божественного светила; он не только днем желал устремлять на него свои взоры, но и в ясные ночи он оставлял все, чтобы идти восхищаться небесными красотами; погруженный в это созерцание, он не слышал тех, кто с ним говорил, и даже терял сознание. Задумав восстановить язычество, Юлиан понимал, что восстановление его в прошлых формах невозможно; необходимо было его преобразовать, улучшить, чтобы создать силу, которая могла бы вступить в борьбу с христианской Церковью. Для этого император решил заимствовать многие особенности… христианской организации, с которой он был хорошо знаком. Языческое духовенство он организовал по образцу иерархии христианской церкви; внутренность языческих храмов была устроена по образцу храмов христианских; было предписано вести в храмах беседы о тайнах эллинской мудрости; во время языческой службы было введено пение; от жрецов требовалась безупречная жизнь, поощрялась благотворительность; за несоблюдение религиозных требований грозили отлучением и покаянием и т. д. Одним словом, чтобы несколько оживить и приспособить к жизни восстановленное язычество, Юлиан обратился к тому источнику, который он всеми силами своей души презирал.

В своём «Эдикте о терпимости» от 362 года Юлиан разрешил восстановление языческих храмов и возврат их конфискованной собственности, а также вернул из изгнания сосланных христианских епископов из еретиков. Даруя веротерпимость, он был уверен, что в Церкви сейчас же начнутся раздоры, и такая разъединенная Церковь уже не будет представлять для него серьёзной опасности. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Святой Иероним называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению».

Впрочем, были и настоящие преследования. Большинство восточных провинций не поддержали языческую реставрацию. Случались эксцессы. После пожара храма в Дафне император обвинил христиан в поджоге и приказал закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. То же было и в ряде других городов. Разумеется, христиане в свою очередь разбивали языческих идолов. Их начали преследовать, и некоторые претерпели мученическую кончину.

Одним из способов поправить пошатнувшийся авторитет для правителя является война. Юлиан также вел войны, канун которых можно было определить по тому, что в воздухе пахло кровью, а на рынках дешевело мясо. Это император требовал от каждого города принесения массовых жертвоприношений.

Весной 363 года он идет в поход на Персию, и сначала все благоприятствует его войску. Но затем он терпит поражение и гибнет.

Есть разные версии смерти Юлиана. Приведем общепринятую. 26 июня 363 года в битве при Маранге Юлиан получил три ранения: в руку, грудь и печень. Последняя рана была смертельной.

Современный ему источник сообщает, что император, собрав свою кровь в пригоршню, бросил её в солнце со словами к своему богу: «Будь удовлетворён!».

Около 450 года Феодорит Кирский записал, что перед смертью Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!».

***

«Ты победил, Юлиан Отступник!»

Именно эти слова пришли мне на ум, когда я увидела, как сливаются в один светящийся шар символы «ведущих религиозных конфессий» на заднике непонятного действа, в котором принимали участие группа «Цветы», а также представители означенных «ведущих конфессий». Гремели шаманские бубны, звучал шофар, варган вносил имитацию горлового пения (или это было настоящее горловое пение), придавая незамысловатой мелодийке – то ли в советском «виа-стиле», то ли в протестантской упрощенной манере – несвойственную ей значительность. А главное – слова, слова!


В синем небе Гималаев,
Растворив покровы тьмы,
Свет любви твоей сияет,
Свет любви твоей сияет
Над природой и людьми.

Я войду в твой мир чудесный,
Чтобы быть всегда с тобой.
Чтобы видеть свет небесный,
Чтобы видеть свет небесный,
Чтоб познать твою любовь.

Свет и радость в моем сердце,
Свет, и радость, и любовь!» –

звучал припев. И снова:

Свет и радость в моем сердце,
Свет, и радость, и твоя любовь!

И это «твоя» относилось совсем не к девушке. Сие стало особенно понятно, когда один за другим начали выходить представители религий и… читать или петь молитвы. Употребляю именно такое словосочетание, потому что иудеи, например, не надели на головы покрывало. Мне показалось, что всерьез молились лишь буддисты. Но разве молитва от этого перестала быть таковой?

С холодом в сердце я уже понимала, что наши тоже будут, что без них «не освятится». И действительно, телекамера доползла до группы в подрясниках. И вместе с камланием и прихлопо-притопами зазвучало:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу
И ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь».

Это был апофеоз. Все слились в экстасисе и обратились к Единому. И символы «ведущих религиозных конфессий» с крестом посередине («Сим победиши!») также слились и показали нам Единого – светящийся солнечный шар, но уже без всякого креста.
«Ты победил, Юлиан Отступник!» – вспыхнуло отчаянье.

Но только на мгновение. Ибо он не победил. И не победит никогда.
Несмотря на помощь неуклюжих «миссионеров».

Марина ЧЕРКАШИНА

При подготовке материала использовалась информация с сайта http://www.byzantium.ru


ИЗ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Несение креста значит то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, готовые к претерпению (страдания) и ежедневной смерти.
Свт. Иоанн Златоуст

Бог допустил немедленно быть гонениям на христиан первых веков для того, чтобы никто не сказал, что проповедь Христа утвердилась случайно или через обман, чтобы обнаружилась теплота их веры и явно было, что не убеждение человеческое, но сила Божия дала такую крепость душам верующих, что они готовы были перенести даже тысячу смертей, а этого не могло бы быть, если бы проповедь вскоре не укоренилась глубоко и не соделалась непоколебимой.
Свт. Иоанн Златоуст

Поскольку всякая разумная тварь стремится к Богу и к первой причине, однако не может постигнуть ее, то, истаивая желанием, пускается она в новое плавание, чтоб или обратить взор на видимое и из этого сделать что-нибудь, или из красоты и благоустройства видимого познать Бога. От сего-то стали поклоняться кто солнцу, кто луне, кто множеству звезд, кто самому небу, кто стихиям и прочему. Это одно из ухищрений лукавого, который самое добро обратил во зло. Он, чтобы привлечь людей под власть свою, рассеял их по разным стремнинам и низринул в бездну смерти и погибели.
Свт. Григорий Богослов

Существо идолопоклонства в том, что твари присваиваются Божеские свойства и в силу сего чтут ее.
Свт. Феофан Затворник

Что для нас страшно? Ничто, кроме уклонения от Бога и от Божественного.
Свт. Григории Богослов

Диавол, не имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на себя вид истины и ввергает яд свой в тех, которые идут во след его.
Свт. Афанасий Великий


Ссылка по теме: Официальное разъяснение Синодального миссионерского отдела по поводу участия Архиерейского хора Белгородской Духовной семинарии в исполнении песни «Свет и радость».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика