Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Толкование Евангелия на каждый день года. Введение во храм Пресвятой Богородицы

04.12.2010
Источник информации: Екатеринодарская епархия
Адрес новости: http://orthodoxkuban.com.ru/bibl/letters/1158344387-tolkovanie-evangelija-na-kazhdyjj-den-goda..html



сегодня, 02:00

утреня

лк, 4 зач., 1, 39—49, 56


встав же мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город иудин, и вошла в дом захарии, и приветствовала елисавету. когда елисавета услышала приветствие марии, взыграл младенец во чреве ее; и елисавета исполнилась святаго духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего! и откуда это мне, что пришла матерь господа моего ко мне? ибо когда голос приветствия твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. и блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от господа. и сказала мария: величит душа моя господа, и возрадовался дух мой о боге, спасителе моем, что призрел он на смирение рабы своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; что сотворил мне величие сильный, и свято имя его. пребыла же мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

введение во храм пресвятой богородицы — праздник трепетной тайны. тайны божией матери, которая хранит сокровенное от создания мира. нам уже показано, что с нами бог, что он — эммануил, что он идет с нами. «слыши дщи и виждь и приклони ухо твое». как восходила она по ступенькам иерусалимского храма в духе святом, так быстро идет она по холмам иудеи к своей родственнице елисавете сразу же после того, как приняла во чреве от духа святого. она проходит через самарию, ее торопит любовь. она как искра, бегущая по земле. искра радости, любви, света, которая хочет скакать и распространяться везде.

наша радость сегодня в том, что нам открывается ее тайна. самая великая радость, самая великая тайна. когда, кажется, все уже безнадежно, когда наступает конец времен и охладевает во многих любовь, бог уготовляет нам эту нечаянную радость. и каждый из нас может радоваться сегодня, как ребенок, приготовивший на праздник подарок для матери. он зовет своих братьев и сестер, весь дом уже знает об этом и наполняется ожиданием. еще можно сказать, что сегодня мы все как дети, у которых нет ничего, чтобы купить на праздник отцу, — потому что у детей действительно нет ничего. но мать покупает для них столько, сколько позволяет ее любовь к ним и к их отцу, чтобы у всех была радость.

тайна божией матери может быть понята в какой-то степени через это. хотя сегодня она сама — дитя. и поскольку ей дана вся благодать, она зовет к этой радости всех детей. она зовет всех детей, и как только дети собираются вокруг нее, она раздает им подарки, в которых с избытком присутствуют все виды благ, чтобы они могли подарить их отцу. поистине дух святой, ведущий детей к небесному отцу, действует по ее ходатайству. в этом — тайна святых всех времен. сколько веков надо было ждать! но это ничто, по сравнению со всей историей церкви и жизнью будущего века, открывающейся там, где святое святых.

как питает наш ум и сердце сегодняшнее евангелие! в нем — трепетная поспешность пречистой девы и легкий шаг небесной любви, которым она идет. в нем — голос божией матери, услышав который возрадовался младенец во чреве елисаветы. в нем — благая весть, радость, которая будет всем людям, и больший из рожденных женами весь обращен к богу отцу. это единственное евангелие, где мы узнаем, что любовь спешит. читая писание, мы не можем не видеть, что у бога для всего свое время, что проходят поколение за поколением, а он постепенно уготовляет что-то великое. но внезапно в этом богородичном евангелии все ускоряется. и слова, которые звучат в песне богородицы, являют, как дух ее трепещет, ликует, возносится: «величит душа моя господа и возрадовася дух мой о бозе спасе моем». дух святой открывает нам через эти слова, что бог — весь в движении. он поворачивает течение времени вспять, он возвышает нас, он утешает, он празднует свою любовь, он склоняется над родом человеческим, соединяется с ним. поистине все — здесь. это поистине пророческий час, когда все совершится быстро, когда бог будет спешить.

введение трехлетней отроковицы во святое святых — прообраз этого. богу надо, чтобы было святое семейство, новая ева и новый адам, человек праведный, святой в этом раю пресвятой троицы на земле. адам и ева были изгнаны из рая, и вход в него хранил ангел. но вот — новый рай открывается для нового адама и новой евы. скоро бог сможет сказать: «совершилось!» и почить от дел рук своих. но он хочет, чтобы все люди спаслись. будем молить сегодня божию матерь о благодати приобщиться и нам этому трепету и поспешности любви, ибо мы слышали голос писания — голос бога, ходящего в раю и голос ее. пречистая дева явила нам свой лик, и мы знаем, что она бесконечно прекрасна. и даже если мы не видели ее телесными глазами, мы предощущаем ее красоту иным зрением. но этого недостаточно. надо делать все, что она требует. а все, что она требует, сообщает небесные искры, огонь.

мы снова узнаём сегодня, что такое богородичные праздники. где божия матерь — там легкость и кротость, и там огонь. но этот огонь спешит, у него нет времени сжигать нас, потому что это искра, которая скачет, летит и переходит от одного к другому. и божия матерь соединяет нас всех в единой радости, в которой присутствует радость бога. но чтобы этот огонь, всегда стремящийся передать себя, с такой же легкостью переходил от одних к другим, — зависит от нас! церковь пророчески свидетельствует об этом в праздник введения во храм пресвятой богородицы. еще много что имеет церковь сегодня нам сказать. и прежде всего может быть, о том, что божия матерь показывает на этом пути всех самых меньших — на этом пути детства. чтобы и мы всю жизнь учились в простоте и смирении, и в детском доверии богу восходить во святое святых. в истории святости много святых, которые были облагодатствованы присутствием божией матери, когда они чувствовали, что она рядом с ними, не видя ее и не слыша ее. это уже — величайший дар. будем стараться так жить, чтобы ничем не опечалить духа святого, чтобы божия матерь была с нами.

но то, о чем пророчествует этот праздник и что уже исполняется в нем, — больше чем дар ее присутствия с нами. нам дается узнать, что мы едины с ней, что бог совершает это чудо нашего ради спасения. это принадлежит нам. только через такое единение узнаем мы волю божию о нас. мы призваны быть причастниками нового завета, который бог заключил с нашей человеческой природой через нее. она вся принадлежит богу, и потому — она наша мать. и все, что у нее есть, она спешит дать нам.

литургия

лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28


тогда пришел иисус в одно селение; здесь женщина, именем марфа, приняла его в дом свой; у нее была сестра, именем мария, которая села у ног иисуса и слушала слово его. марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: господи! или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. иисус же сказал ей в ответ: марфа! марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

когда же он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала ему: блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, тебя питавшие! а он сказал: блаженны слышащие слово божие и соблюдающие его.


в праздник введения во храм пресвятой богородицы мы слышим евангелие о марии, которая села у ног господа и слушала слово его. точно так же другая мария, трехлетняя отроковица, входит во святое святых, чтобы быть всегда в присутствии божием. это первое, что мы узнаем о ней, это то, что определяет ее.

евангельская мария вся устремлена к богу, ее взор обращен к нему. она у ног господа, чтобы лучше слушать слово его. он — сам слово, и она хочет не просто слушать слово, но, слушая, принимать господа в себя. она принимает его в доме видимом, чтобы принять его в доме, который есть она сама. она исполнена любви, для нее естественно сидеть у ног его. и господь говорит в ответ на ее любовь. чтобы стать зримой, любовь, исходящая от господа, должна иметь любовь приемлющего ее. его любовь подобна светильнику, который он доверяет ее хранению. она — хранительница его любви, потому что она уже любит. господь дает ей, потому что она уже имеет. как он сам говорит: «имеющему будет дано». она слушает слова — в их совершенстве и новизне. каждое слово отмечено тем, что оно господне. каждое слово исполнено вечного значения, оно всегда совершенно, и всегда исходит из своего источника. господь открывает себя любовью. он без конца дает людям новое выражение любви, которое они могут понять. его слово будет хранить это сияние до скончания мира. потому что господь — в том, что он говорит. она восприемлет в слове господа его самого. через слово она питает свою душу господом. точно так же пречистая дева «входит воспитатися во святое святых». ее жизнь и ее помыслы — в господе. она будет жить у ног господа, внимая его словам, рядом с его божеством. как удивительно это событие, происходящее в доме марфы, где сестра ее мария являет для нас прообраз другой марии — божией матери!

марфа тоже действует любовью. и она все делает ради служения господу. она пригласила господа и устроила его встречу со своей сестрой. но потом она более занята не столько самим господом, сколько его нуждами. и наступает момент, когда она не видит ничего, кроме своего служения, которое всецело совпадает с ее собственными желаниями. сам господь как бы совершенно исчезает. она удаляется от него. марфа не понимает состояния своей сестры. вначале, когда она пригласила господа в свой дом, и мария села у его ног, все было в порядке. теперь она хочет установить свой собственный порядок, как она сама его определяет. она обращается ко господу, но не для того, чтобы обратить внимание на него, но для того, чтобы он обратил свое внимание на нее и на ее дела. не он уже решает, а она. она принуждает его сказать слова, которые желала бы услышать от него: «господи, или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». она не понимает, что заповедь господня — любовь, и что мария отвечает этой заповеди. любовь для нее может быть только деятельной. и она хочет предложить ее всем, согласно своим понятиям. если господь присутствует здесь, он должен оценить значение дел и потребовать, чтобы были дела.

господь говорит, и мария слушает. марфа прерывает слово господа. она перебивает молитву. время молитвы должно быть всегда даром господа. он определяет меру, продолжительность и глубину молитвы. слова, которые он произносит, — слова любви. они приводят к любви. кто прерывает беседу господа с его избранными учениками, не почитает дело любви. время, посвященное молитве, — время любви господней. и мария — вся слух. она несома словом божиим, в ней нет ничего, что требовало бы перерыва для общения с господом. и господь сказал ее сестре в ответ: «марфа! марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее».

господь позволяет марфе вмешаться. нельзя сказать, что это вмешательство — по воле господней. оно — не по его воле. но он употребляет его на пользу, направляя марфу на истинный путь. ответ господа очень серьезен и значителен. он соединяет на все времена жизнь деятельную и созерцательную. господь показывает марфе, что ее намерения чрезмерны, что она слишком многое решает по своему разумению. то, что марфа требует от марии, она по существу требует и от господа — чтобы он замолчал. пусть он перестанет говорить, чтобы мария занялась делом. пусть мария перестанет сидеть у ног господа и пусть господь перестанет говорить слова благодати и любви.

но поскольку марфа не удалена от господа, и в конце концов ищет истинного блага, — ведь у нее есть вера, и она по-своему любит господа, — она слышит слово, обращенное к ней. теперь слово христово производит в ней благодатное действие. она слышит упрек, но как воздаяние за него, она слышит также это важное слово о «едином на потребу». «одно только нужно». из этого «единого на потребу» она не исключена. но это «единое на потребу» — в господе, и оно устанавливает общение между господом и марией. это «единое на потребу» — в целостности его любви, содержащей его истину. и оно открывает его общение с отцом и духом святым, но также и со всеми людьми. это «единое на потребу» обозначает нашу жизнь как путь, как восхождение во святое святых. все двери открыты ему, но только в любви и истине. это «единое на потребу» совершенно сокровенно и обретается в сокровенном общении. оно единое, как един бог в троице. это «единое на потребу» соединяет господа и марию, но обращено ко всем. господь обращается к марфе, чтобы и она вошла в то, что «одно только нужно» и что защищено его любовью.

часть, которую избрала мария, — господь бог, «лучшая часть». и поскольку господь бог — превечная любовь, и он приходит к людям любовью, и путь его — только любовь, в нем нет ничего кроме любви. любовь — это лучшая часть, которую избрала мария. избрать — означало для нее предать себя вольно любви, чтобы посвятить свою жизнь тому, на что укажет любовь. она входит в поток любви, и этот поток пронизывает ее. и полнотою любви она постигает то, что господь предлагает ей. избрать этот ответ любви господу было для нее лучшей частью, потому что это была часть господа, потому что это было самое великое, что он предлагает людям.

мы не можем не сознавать, до какой степени эти слова относятся к пречистой деве марии. эта любовь явилась в тайне ее введения во храм, в ее вхождении во святое святых. и «сие не отнимется от нее». ибо эта часть принадлежит богу. она должна остаться с ней, иначе умалится господь. потому что его любовь не может сообщаться людям, если останется без ответа. он сохранил эту лучшую часть для избранной им от всех родов, избравшей его более всех людей. в этой лучшей части сокрыто самое глубокое, что есть в тайне его воплощения. и потому он нуждается в свидетельстве марии и другой марии, божией матери, и всех верующих во имя его. господь нуждается в этом служении. и, принимая это служение под свой божественный покров, он открывает одновременно, что иерархия ценностей в церкви должна определяться согласно его разумению, а не разумению человеческому. каждый из нас должен быть на страже того, чтобы мария (и другая мария) могла исполнить свое служение в мире.

все, что мешает любви, может исходить только от недостатка любви. господь содержит в своих руках жизнь марфы и жизнь марии, и всех нас. но только в благодатном созерцании, в пребывании во святое святых — вечная судьба человека. господь укрепляет призвание марии и расширяет его, давая в нем марфе место, которое ей принадлежит. и ей он обещает участие в божественной жизни, при условии, что она не будет вмешиваться в то, что составляет «единое на потребу», но поможет осуществить его.

протоиерей александр шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/ <



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика