Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Рождественское Послание Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Красноярского и Енисейского Всечестной Пастве Красноярского края

13.12.2010
Источник информации: Красноярская епархия
Адрес новости: http://kerpc.ru/news/by_nid/2408/view




«тот, кто есть сияние славы отца,
образ ипостаси его, образ милости,
ради нашего спасения умалил себя,
воплотился и родился от девы»
(св. григорий богослов)

возлюбленные о господе мои сослужители на ниве христовой, начальствующие в наших свв. обителях, о.о. благочинные, священнослужители наших храмов, иноки и инокини, представители власти, деятели науки и культуры, славные воины, казаки, студенты, все учащиеся: наши кадеты, воспитанники и воспитанницы православных и мариинских гимназий, учащиеся воскресных школ, дорогие братия и сестры наших необъятных сибирских просторов!

как не торжествовать нам и не радоваться в день сей величайший и преблагословенный, день спасительный для нас с вами и для всего человечества, день исполнения всех ветхозаветных обетований о явлении в мир обещанного богом спасителя нашего, день поистине радости вселенской: от первозданных адама и евы, всех их последующих поколений, и всех – грядущих!

св. григорий богослов, своими боговдохновенными устами говорит нам о христе спасителе, как о том, «кто есть сияние славы отца, образ ипостаси его, образ великой милости божией» ко всем нам!

особо ныне, в день рождества христова, взор наш устремлен к нашим прародителям, созданным богом для жизни в едеме, где они испытывали воистину райское блаженство от лицезрения творца своего и мира - ангельского! о сотворении человека в библии сказано так: «и создал господь бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (быт. 2,7). на тему сотворения человека, ясно сказано у нашего особо - почитаемого святого архиепископа луки (войно-ясенецкого): «дух человеческий есть дыхание духа божиего, и уже поэтому он безсмертен, как все безтелесные ангельские духи» («дух душа и тело» гл.9).

в лице адама, а затем и евы, и всё человечество приняло то, что принял адам: каждый из нас дуновением творца стал «душою живой», получив тем от бога безсмертие и жизнь вечную. при творении они, и мы вместе с ними, наделены колоссальными возможностями в своей творческой деятельности, простирающейся безконечно, ибо божий мир всегда безконечен и всегда - безвременнен.

но пребывание в «сиянии славы божией» для наших первозданных прародителей закончилось тогда, когда они нарушили единственную заповедь, им данную - о невкушении от древа познания добра и зла, нарушив которую, они познали и другой путь - путь, отдаляющий от бога, и потому именуемый смертью. но, как повествует священное писание «бог смерти не сотворил» (прем.1,13). все мы знаем, что человек – существо двухсоставное. во-первых, это – тело, взятое от земли при творении, а во-вторых – безсмертная душа его, данная ему непосредственно самим богом. поэтому, нарушив заповедь, адам и ева - не умерли, а жили много лет. однако при этом они «старели», жизнь стала зависеть от времени, она приближала смерть, чтобы затем воскреснуть со христом в день св. пасхи в своем цветущем возрасте первого адама. преступлением заповеди божией, они узнали, как горек стал их жизненный путь, и глубоко всю свою земную жизнь скорбели и каялись в совершенном. вместо свободы, свойственной ангельскому миру, человек временно стал рабом несвободы подчинением себя диавольскому миру, удаляющему от бога.

все святые, хранившие себя от сетей диавольского обольщения «тьмы века сего», глубоко понимают этот страшный разрыв между небом и адом, происшедший в человеке в момент грехопадения. сам пророк и псалмопевец давид впоследствии называл своего создателя «богом отмщений», и был прав, и много раз прегрешая перед богом, он слезно молил творца своего о прощении, много раз был прощаем, но никогда не пал окончательно, потому, что глубоко осознавал глубину своих прегрешений, понимая, что гнев божий был всегда справедлив. вся история библии свидетельствует об этом всегда справедливом гневе божием, а одновременно и о великой милости божией, к тем, кто приносит богу раскаяние в своих грехах. но первым, кто согрешил перед богом своей гордыней и безумием еще до творения человека был тот, кто некогда был светоносным ангелом и господь молниеносно низвергл его за это молнией с неба вместе с падшими, как и он, ангелами – в бездну огня неугасимого и тьмы кромешной, именуемой адом.

согрешили затем адам и ева, не выдержав верности богу, – и потеряли рай, согрешили затем некогда люди во времена ноевы и сорокадневный потоп водный поглотил их. согрешили граждане содома и гоморры, - и господь сокрушил эти города огнем с небес и попалил их. много подобных примеров мы знаем из истории древней, многое совершается и в наши времена: болезни, смерть безвременная, разорения стихийные, войны, пленения, нищета и другие безчисленные несчастья.

всякий грех противен богу, потому что его последствия всегда приносят необратимый вред душе человека, постепенно превращая его в жалкое послушное орудие сатаны. участь же самого сатаны за его гордыню - предрешена богом окончательно и безповоротно, и никогда уже он не войдет в область божественного света, где пребывал первоначально. он прекрасно знает, что ни ему, ни отверженным от бога бывшим ангелам, а ныне – демонам, никогда уже не приобрести того блаженного состояния, которое сразу же при изгнании из едема соблазненных им адама и евы было им и всем людям обещано: «семя жены сотрёт главу змия» (быт. 3,15). томимый страшной завистью к человеку и зная о явлении в мир мессии и христа – сына божия, диавол и поныне прилагает все свои усилия с клевретами своими действовать и влиять на человека так, чтобы как и им, человеку никогда уже жизни в свете божественном - не наследовать.

но во избежание последнего, в самые критические моменты жизни ветхозаветного народа израильского, бог посылал им пророков, через которых вразумлял людей, дабы напоминать им о грядущем явлении в мир христа спасителя. и чем ближе было время рождества христова, тем наиболее ясно они говорили об исполнении обещанного богом избавления их навсегда от тьмы греховной, их окружающей. как бы приближая этот день исполнения божия обетования «о семени жены, уничтожившем грех», т.е. о христе, св. пророк исаия напоминал всем: «итак, сам господь даст вам знамение: се дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему: еммануил» что значит, «с нами бог» (ис. 7, 13,14).

и здесь мы, в нашем праздничном рассуждении, возвратимся к тексту св. григория богослова, который, устами премудрости божией, говорит в утешение следующее: он, господь и создатель наш «умалил себя, воплотился и родился от девы», а св. ефрем сирин раскрывает смысл этого спасительного события так: «божество приняло на себя печать человека, дабы человечество украсилось печатью божества». эти слова - яркое свидетельство исполнения наидревнейшего того пророчества, от которого содрогается сатана, зная что многие и многие как через церковь ветхозаветную, так от дня рождества христова – церковь новозаветную, наследуют царство христово через искупительные его страдания за род человеческий.

не будем забывать, что «весь мир во зле лежит» (1ин. 5,19), и свободное наше волеизъявление следовать за спасителем, или следовать за нашим губителем и сатаной - есть дело совести каждого. ни один разумный человек в мире не сказал, что заповеди, нам богом данные для элементарного исполнения их, не имеют смысла, но все знакомые с ними, и сделавшие здравые выводы о том, как они просты и понятны, отметят, как одновременно же трудно их выполнить. но победить диавола, столь умудренного и опытного искусителя – можно, и для этого господь дал нам свою св. церковь христову. существуют в мире войны и другие противостояния, но только человек, знакомый с понятием о духовной брани, совершаемой постоянно внутри человека, может понять, почему происходят эти всевозможные аномалии, и почему надо противостоять незримому, но опаснейшему врагу рода человеческого диаволу, чтобы жить достойно и благополучно. несмотря на все его соблазны и ухищрения совратить и погубить каждого человека, по сей день существуют православные храмы божии, где напоминают о рождестве спасителя мира христа и бога нашего, вот уже как две тысячи лет спасающего желающих спастись для жизни вечной.

все храмы изначально православные, напоминают нам о великой заступнице рода христианского - божией матери. кого, как не её послушает сын её и господь наш в предстательстве её за всех, к ней обращающихся с молитвой о помощи. она, богом избранная от всех родов, и исполненная благодати божией на земле, и славы божественной - в раю, превознесена богом выше всякого ангельского чина. бог дал закон, чтобы каждый сын чтил свою мать, и сам дав этот закон, чтит божию матерь и исполняет охотно каждое её за людей прошение.

вот почему так много в храмах и домах христианских святых икон божией матери! каждое молитвенное обращение к ней, царице небесной и заступнице нашей, несет в себе умиротворение, и ту духовную защиту, облегчающую всесторонне нашу непростую жизнь на этом временном свете.

по милости божией, к своему любимому творению – человеку, жизнь на земле продолжится до тех пор, пока мы будем блюсти в сердцах своих упомянутые нами заповеди божии через церковь, изначально православную, нам богом данную, и святые её таинства, исцеляющие наши души от греховной скверны. эта жизнь, со дня грехопадения первого, подвержена старению и физической смерти, душа же старению и смерти – не подвержена, и представ пред богом, обретёт новое тело, уже никогда не стареющее, причём в возрасте совершенном, каковой первый адам имел при своём оживлении в момент его творения словом и дуновением божиим.

о вечной жизни человека убеждались многие и многие из живущих, когда сознательно это испытывая, видели на большом расстоянии своё тело, безжизненное и оставленное, а затем в него - возвращались, ощущая при этом странный холод, и постепенное возвращение в своё первоначальное состояние. уж не говорю здесь подробно о преподобной феодоре цареградской, совершенно достоверно передавшей состояние души человека при прохождении мытарств, имевших место после её земной кончины. (память св. феодоры 12 января н.ст.). за усопших, как молилась ветхозаветная церковь, так и новозаветная всегда молится, чтобы господь за всё греховное простил их. молитва, как правило, завершается пожеланием им вечной памяти у бога в наследовании ими вечного блаженства со святыми.

в святой день рождества христова, упоминаются в св. евангелии восточные волхвы, или мудрецы, пришедшие поклониться рожденному богомладенцу. увидев божественного младенца, с его пречистой матерью, они, руководимые божественным промыслом, с глубоким благоговением пали и поклонились, преподнеся свои дары - золото, как царю царствующих, ливан - как богу, и смирну - как человеку смертному, по человеческой его природе, принятой им для искупления рода человеческого в его грядущих крестных муках. мы также можем принести в этот св. день наши дары. каждый из нас, желающий праздновать рождество христа, должен прежде всего очистить свою безсмертную душу сорокадневным постом, искренне раскаяться в таинстве исповеди и причаститься свв. христовых таин. первый наш дар богу в день рождества христова – золото, т.е. наше сердце, очищенное, как золото от всякой нечистоты; второй дар - ливан – это наша искренняя любовь к богу и нашим ближним и дальним; и третий дар – смирну, это укрощение плотских страстей, доводящих до самоубийств и посягательств на жизнь даже невинных детей.

все народы современного мира: их поэты, писатели, художники и особо – одаренные люди, всегда уделяли теме безсмертия человека свои творения, иногда даже и не имея представления о богом данной нам вере спасительной. после 70-летнего забвения всего святого в нашей стране, мы видим, как вера в сердцах людей постепенно оживает, строятся новые храмы, реставрируются старые. в красноярске на правобережье, наконец – то воздвигнут величественный храм рождества христова! душа радуется, глядя на него, но одновременно и огорчается полным равнодушием тех, кто умудряется уже сейчас захламить его территорию так называемыми «торговыми центрами», за ради получения своей жалкой прибыли даже там, где само место и здравый смысл любого человека категорически против этого протестуют. чем может похвалиться любое село и любой город? прежде всего – своими храмами, а главное – чистотой и благородством жителей, здесь живущих и заботящихся о правильном воспитании детей своих, в надежде, что они вырастут достойными сынами и дочерьми своего родного отечества, утверждаемого на вечных и никогда не преходящих ценностях духовных. не торговыми центрами украшается наша жизнь, а сердцами людей, жаждущими достойной богоугодной жизни на земле, источником осуществления которой всегда был, есть, и будет храм божий. вспомним здесь эти вечные библейские слова: «если кто разорит храм божий, того покарает бог» (1 кор. 3,17). каждый человек, храм божий посещающий, сам становится участником правды божией, чтобы нести людям свою любовь, благожелательность и помощь всем в чем-то нуждающимся. повсюду это понимают. нигде не видел храма, на территории которого были бы «центры торговли», пугающие публику своими отвратительными рекламами, барами, музыкой! что подумают гости города, наблюдающие подобную картину? думаю, не подобает нам, красноярцам, спокойно смотреть на этот строительный беспредел, открыто унижающий человеческое достоинство каждого красноярца.

господь щедр и милостив к нам, но спасение наше не без нас самих совершается, ибо, как сказано в св. евангелии «не послал бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через него. верующий в него не судится, а неверующий уже осуждён, потому, что не уверовал во имя единородного сына божия (ин. 3,17,18).

итак, да хранит нас всех господь и царица небесная от неверия и всякой нечистоты, ныне широко распространяемой некоторыми мнимыми богословами, не имеющими никакого здравого рассуждения о предмете веры. всегда будем помнить слова св. апостола и евангелиста матфея, сказанные против всякого рода сеющих вместо пшеницы – плевелы: «враг человека сделал это» (мф. 13,28).

сердечно поздравляю вас с рождеством христовым и наступающим летом благости божией две тысячи одиннадцатым, и призываю на всех вас благословение божие!

с любовью во христе –

антоний,
архиепископ красноярский и енисейский


рождество христово
2010/2011 г.
г.красноярск



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика