Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

служение богу и народу

высокопреосвященнейшему константину, архиепископу курганскому и шадринскому, исполняется 60 лет

имя высокопреосвященнейшего константина, архиепископа курганского и шадринского – архирея, видного богослова, крупного православного педагога – широко известно в русской православной церкви и нашем обществе. призванный на служение в рубежное для россии время конца хх – начала ххi века, архиепископ константин внес достойный вклад( который еще предстоит оценить) в дело возрождения и укрепления православной веры на славянских землях – россии и белоруссии.

жесткий и лукавый хх век по божией воле завершился для нашего народа истинным чудом – возможностью открытого и свободного пути к богу. но возможность эта была оплачена кровью тысяч новомучеников и исповедников российских, ставших жертвами в годы богоборческих гонений. среди них прадед архиепископа константина – замечательный полковой священник стефан щербаковский, героически сражавшийся рядом с воинами 11-го стрелкового полка на полях трагической для нашего отечества русско–японской войны. после фронтового ранения служил священником в одессе. в 1918 году погибнет в подвалах одесской чк.  

сказано тертуллианом: «кровь мучеников является семенем церкви». это семя ко времени 1000 – летия крещения руси (1988 год) и проросло. но нужны еще были добрые и мудрые пастыри, способные в новых условиях повести народ к обретению веры. по божиему промыслу русскую православную церковь в этот сложный период возглавит выдающийся церковный деятель – святейший патриарх алексий ii, ставший учителем для владыки константина. среди многих и многих славных деяний святейшего патриарха во славу русской православной церкви и нашего отечества – возрождение и развитие системы духовных школ ( семинарий и академий) в россии. патриарх прекрасно понимал, что без достаточного числа хорошо подготовленных священников, - подлинное возрождение православия в стране невозможно. поэтому предметом особой заботы патриарха являлись духовные школы русской православной церкви, их укрепление и развитие. на этом многотрудном пути младшим сподвижником и соратником святейшего патриарха стал архиепископ константин, возглавлявший в течение шести лет вновь открытую минскую духовную семинарию, а затем по благословению святейшего патриарха двенадцать лет владыка константин являлся ректором санкт – петербургской православной духовной академии. годы его ректорства – время расцвета этих духовных школ, когда возросший уровень богословского образования и воспитание будущих батюшек стали единым целым.

в эти юбилейные дни мы рассказываем о жизненном пути и духовном служении высокопреосвященейшего костантина, архиепископа курганского и шадринского ( в миру – олега александровича горянова).

начало пути

биография владыки вбирает географию ныне уже не существующей страны – ссср. он родился в южном казахстане 23 марта 1951 года. владыка рассказывает: « мой отец, александр никитич, во время войны служил военфельдшером, спасал и лечил раненых. он скупо вспоминал, что их санитарный пункт всегда находился в нескольких десятках метрах от передовой, чтобы быстрее было доставлять раненых, оказывать первую помощь. был ранен: потерял глаз, перебита нога. после того, как комиссовали, его направили в казахстан. там у него, как у фельдшера, была огромная территория. дали лошадь, проводника. и отец ездил от аула к аулу, от стойбища к стойбищу – лечил казахов. после войны отец окончил одесский медицинский институт. ранее, в предвоенные годы, он не мог получить высшее образование, поскольку был сыном священника и считался сыном «врага народа».

корни владыки по отцовской линии – священнические. прадед, о котором мы уже вспоминали, служил полковым священником, участвовал в русско - японской войне. владыка показывает бережно хранимую семейную реликвию – газету «одесский листок» за 1904 год, где рассказывается о подвиге русских воинов 11-го стрелкового полка в бою при тюренчене, после которого в живых из состава полка осталось только 15 человек. на одном из рисунков – полковой священник с крестом ведет солдат: « вперед, за царя и отечество!» помолчав, владыка тихо произносит: « вот корни, гены…» в 1918 году священника стефана щербаковского расстреляют в подвалах одесской чк.

дед владыки – никита васильевич – стал диаконом в 1932 году. в ту пору, когда уже вовсю шли богоборческие гонения и репрессии, это был шаг мужества и самопожертвования. дед был репрессирован, с 37-го по 39-ый сидел в дальлаге. владыка говорит: «деда освободили через два года. его спасло то, что он сидел не по политической, а уголовной статье. когда в храм, где он служил, пришли конфисковать церковное имущество – дед оказал достойное сопротивление. за это его и посадили. репрессии не сломали деда: всю жизнь он служил священником». по материнской линии предки владыки – крепкие крестьяне. мать – мария федоровна – трудилась медицинской сестрой.

говоря о детстве будущего архирея, можно было бы ожидать слов о раннем приходе к вере, посещениях храма, выученных молитвах… нет, ничего этого не было. владыка вспоминает, что только бабушка пыталась потихоньку научить молитве «отче, наш». в остальном – обыкновенное советское детство, когда родители, хорошо понимая, в каком обществе они живут, уберегали сына от религии. зато напоминали в школе, где олега, зная о деде – священнике, прозвали «попом», и немало издевались. даже учительница нередко беспричинно била по руке ребром линейки, а все, что ни происходило плохого в школе, валили на олега. родители вынуждены были перевести сына в другую школу. но первые уроки столкновения с реальностью были получены. впереди их будет еще немало.

олег любил учиться. и читать. любознательность его не знала границ. любимое чтение: знаменитая советская энциклопедия, десять томов которой были прочитаны им от корки до корки. страсть к познанию, системным, энциклопедическим знаниям, приобретаемым сколь настойчиво, столь и легко, проявилась уже в детстве, когда книга была всегда рядом – на расстоянии вытянутой руки. « проглатывалась» не только научно-популярная литература, но и приключенческая, столь любимая советскими мальчишками –купер, майн-рид, марк твен… опять же прочитывались не отдельные произведения, а собрания сочинений – том за два-три дня.

после окончания школы – поступление в медицинский институт. выбор не случайный: во-первых, медицинская семья с традициями высоких представлений о профессии врача; во-вторых, стремление к естественным наукам; в-третьих, что особенно важно, медицина – это милосердие, помощь конкретным людям. врач и священник – служения близкие. в русских дореволюционных духовных семинариях дополнительно давалась медицинская подготовка, чтобы будущие священники, особенно в сельской местности, могли оказать не только духовную, но и медицинскую помощь. из стен семинарий вышли выдающиеся русские ученые – физиологи – сеченов, бехтерев, павлов. владыка константин прекрасно соединяет медицинское и богословское образование, что стало доброй основой его духовной и научно-педагогической деятельности.

перед поступлением в медицинский институт год он работает на электромеханическом заводе слесарем. владыка тепло вспоминает это время: « именно здесь, на заводе, в рабочем коллективе я получил незаменимые уроки трудолюбия и ответственного отношения ко всему, что ты делаешь. лучше стал понимать жизнь простых рабочих людей, что затем мне очень пригодилось в жизни».
  учась в винницком медицинском институте, студент горянов не только успешно учится, но и активно занимается научной работой под руководством доцента николая никифоровича самойлова, выпускника ленинградской военно-медицинской академии. последовательная, систематическая научно-исследовательская работа принесла свои результаты: к моменту окончания института были собраны и подготовлены необходимые материалы для кандидатской диссертации. казалось бы, прямой путь в науку, в аспирантуру, но, надо знать советские времена, выпускника горянова, не проявившего никакого интереса к профсоюзной и комсомольской деятельности, в институте не оставляют. получив диплом, он работает врачом на « скорой помощи», в бригаде интенсивной терапии, которая выезжает на самые тяжелые случаи.

но вернемся к студенческой поре. владыка константин рассказывает: « к вере я пришел в институте через занятия наукой и чтение религиозно-философской литературы, которая досталась мне от деда и моей тети – монахини. как ни парадоксально, свою роль сыграл научный атеизм и другие дисциплины этого ряда. чем настойчивее «доказывали» отсутствие бога, тем сильнее было стремление к вере. я очень серьезно занимался наукой, понял, что жизнь не могла возникнуть сама собой. а формула энгельса –« жизнь есть форма существования белковых тел» - не выдерживает никакой серьезной научной критики.

никаких романтических потрясений, озарений, видений у меня не было, а был хороший духовник протоиерей петр попов».

приход к богу – всегда тайна. и не мне, грешному, рассуждать о духовном опыте владыки. скажу лишь, что в советское время с его мощным идеологическим атеистическим прессом, сверхжесткими социальными и политическими условиями, требовались глубокая вера и огромное мужество для открытого прихода к богу. сейчас даже трудно себе представить, что только сам факт посещения храма мог стоить человеку карьеры, сломать и его судьбу, и жизнь его семьи.

теперь представьте ситуацию: врача «скорой помощи» олега горянова приглашают на преподавательскую работу в брянский педагогический институт, где кафедру медподготовки возглавляет его учитель профессор самойлов. вскоре горянов блестяще защищает кандидатскую диссертацию в смоленском медицинском институте, становится старшим преподавателем кафедры меподготовки брянского пединститута. для молодого перспективного преподавателя и ученого открываются все пути-дороги. вместо этого он оставляет научно-педагогическую карьеру и уезжает в неизвестном направлении…
  владыка константин вспоминает о том времени: «когда я принял решение поступать в духовную семинарию, то знал и понимал, что такое решение, тем более для кандидата медицинских наук, чревато многими негативными последствиями, вплоть до объявления тебя диссидентом, сумасшедшим с последующими преследованиями. я понял, что с « корабля на бал» попасть не удастся. нужно было «сбить» статус, если хотите, запутать следы… и я оставил медицинскую карьеру. пришлось часто менять место жительства и работу. работал на железной работе, где сколачивал ящики, сучкорубом на лесоповале. служил ночным сторожем в жировицком монастыре в белоруссии. и только после этого митрополит минский и белорусский филарет решился дать мне рекомендацию для поступления в московскую духовную семинарию. наличие такой рекомендации было обязательным, без нее даже не принимали документы».

московские духовные школы

в 1983 году будущий архиерей становится студентом московской духовной семинарии. 80-е годы прошлого века – время расцвета московских духовных школ, которые тогда возглавлял епископ дмитровский александр (тимофеев). преподавали блестящие профессора, стали приглашаться и светские преподаватели из ведущих московских вузов. царила особая атмосфера некоего духовного приуготовления к грядущим переменам в жизни русской православной церкви. изменялся и состав студентов: все больше становилось выпускников светских вузов, в том числе мгу. это были достаточно зрелые люди с глубокой верой и активной жизненной позицией, искренне стремящиеся к служению богу и людям. никакой пресловутой «бурсы»: открытое обсуждение самых сложных вопросов при одновременном строгом постижении труднейших богословских дисциплин.

олега горянова принимают сразу на 2-й курс семинарии. их группа состояла из студентов, уже имеющих высшее светское образование. владыка вспоминает: «я любил учиться. любимое время: утро, когда с пяти часов, до начала занятий, можно многое было прочитать и постичь». четырехгодичный курс семинарии он окончил за два года и сразу поступил в московскую духовную академию.
  во время учебы будущий архирей нес различные послушания, включая и врачебную практику. с любовью и старанием исполнял обязанности экскурсовода в церковно-археологическом кабинете. все годы учебы в академии за отличную успеваемость являлся патриаршим стипендиатом. будучи студентом, был награжден медалями преподобного сергия радонежского ii и i степени, орденом александрийской церкви апостола марка, наперсным крестом.

особая сторона студенческой жизни – общение с монахами, старцами троице -сергиевой лавры, которое, вспоминает владыка, было благодатным и неоценимо полезным в духовном становлении будущего архирея. сокровенные и глубокие духовные беседы велись в монашеских келиях, где будущие священнослужители всегда были желанными гостями. на первом курсе академии, 14 апреля 1986 года, он принимает монашеский постриг с именем святого благоверного князя константина муромского. в этом же году был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – иеромонаха.

после блестящего окончания академии был оставлен профессорским стипендиатом и преподавал в семинарии священное писание ветхого завета. защитил диссертацию на степень кандидата богословия по теме «русская религиозно-философская антропология на рубеже xix – xx веков: в.с.соловьев и в.и. несмелов». владыка открыл для россии труды крупнейшего русского религиозного философа и богослова виктора ивановича несмелова, научное наследие которого сейчас изучают ученые всего мира.

научная карьера блестящего православного богослова должна была продолжиться в швейцарии, в цюрихе, где находится крупнейший мировой центр изучения библии. но господь рассудил иначе. в марте 1990 года иеромонах константин был возведен в сан игумена и решением священного синода направлен ректором возрожденной минской духовной семинарии.

ректорское служение

минская духовная семинария открылась после длительного перерыва. на белорусской земле молодому ее ректору пришлось все начинать с нуля. восстанавливать комплекс жировицкого монастыря, где находится семинария. добиваться, несмотря на сильнейшее сопротивление, передачи храмов и семинарского корпуса русской православной церкви. налаживать, причем на самом высоком уровне, преподавательскую и научно-методическую деятельность в семинарии. а время было сложное – начало 90-х годов. возрождение православия в белоруссии, как и в россии, протекало в условиях хозяйственной разрухи, экономического хаоса и организационной неразберихи. любой, даже самый небольшой вопрос, требовал от ректора максимум энергии и настойчивости. шесть лет ректор не был в отпуске, ежедневно решая самые различные вопросы – от хозяйственных до организации учебного процесса.

но с божией помощью, трудами и молитвами владыки константина все ключевые вопросы, связанные со становлением и развитием минской духовной семинарии, были успешно решены. за шесть лет ректорства владыки семинария стала одной из лучших духовных школ русской православной церкви.

в сентябре 1990 года игумен константин был возведен в сан архимандрита, а 16 июня 1991 года святейший патриарх московский и всея руси алексий ii совершил в успенском соборе жировицкого монастыря хиротонию (посвящение) во епископа новогрудского. в 1992 году была возрождена древняя новогрудская епархия, основанная в 1317 году. к ректорским обязанностям владыки присоединились труды управляющего епархией с титулом епископ новогрудский и лидский. за труды по возрождению минской духовной семинарии и новогрудской епархии владыка был награжден патриархом алексием орденом святого благоверного князя даниила московского ii степени.

летом 1996 года начинается новый период служения владыки константина. по благословению святейшего патриарха алексия ii он назначается ректором санкт–петербургской православной духовной академии. при личной встрече святейший патриарх напутствовал владыку: « я надеюсь, что вы сможете превратить академию в образцовую духовную школу». к моменту назначения нового ректора санкт – петербургская духовная академия переживала непростые времена. достаточно сказать, что за сравнительно короткий период сменилось несколько ректоров. многие пророчествовали, что новый ректор не продержится и двух месяцев. но господь рассудил иначе. владыка константин прослужил ректором 12 лет, сделав санкт – петербургскую духовную академию лучшим духовным учебным заведением русской православной церкви.

успешно были проведены реформы, осуществлявшиеся по решению учебного комитета священного синода. семинария стала высшим духовным учебным заведением, а академия – научно-педагогическим и богословским центром. открываются новые отделения и кафедры, повышается уровень научной подготовки студентов. за годы ректорства владыки константина количество защищенных диссертаций выросло в три раза. в разы увеличилось число профессоров академии. стремясь сделать академию более открытой, владыка константин широко привлек к преподаванию университетскую профессуру. до него в академии не преподавало ни одного университетского профессора.

в период ректорства владыки константина санкт – петербургские духовные школы активно занимались просветительской и миссионерской работой. в 2002 году по благословению святейшего патриарха алексия ii по инициативе совета ректоров вузов санкт-петербурга и владыки константина была создана межвузовская ассоциация духовно – нравственного воспитания «покров», в которую вошли ведущие вузы санкт – петербурга и других городов россии. владыка был первым и последним избранным президентом ассоциации. при 20-ти вузах северной столицы действуют университетские приходы, и в этом тоже немалая заслуга ректора духовной академии. сейчас в «покров» входят 50 военных и гражданских вузов страны.

ассоциация «покров» делом доказала, что не является конъюнктурной сиюминутной «однодневкой», созданной ради каких-то «политических» задач, но действительно объединила преподавателей и студентов на почве духовно – нравственного просвещения и воспитания. ассоциация регулярно проводила ежегодные научно – практические конференции, межвузовские праздники в татьянин день, способствовала реализации авторских духовно – просветительских программ. ассоциация оказывала действенную реальную помощь детским домам санкт–петербурга и ленинградской области.
  по инициативе владыки константина в санкт – петербурге был открыт первый и единственный в россии народный православный университет, ставший центром духовного просвещения, доступным для самых широких слоев населения.

неоценим вклад владыки константина в дело возвращения на родину святыни нашей земли – тихвинской иконы божией матери, которое совершилось при участии владыки в 2004 году.
  санкт – петербург – город строгий и взыскательный. нелегко завоевать доверие петербургской интеллигенции. но владыке константину это удалось. среди многих его званий есть особое – «личность санкт – петербурга», отражающее высокое признание заслуг архиепископа константина творческой и научной элитой северной столицы.

высоко оценивая заслуги архиепископа константина, патриарх московский всея руси алексий ii отмечал: « на протяжении многих лет вы ревниво служите богу и людям, внося весомый вклад в развитие богословского образования и воспитания учащихся духовных школ. находясь на посту ректора, вы являете пример следования своему призванию и верности служебному долгу, отдавая все свои силы и дарования делу церкви».

зауралье

немногим более двух лет архиепископ константин возглавляет курганскую и шадринскую епархию. но за исторически короткий срок в жизни епархии произошли и происходят добрые перемены. восстанавливаются и строятся новые храмы, в том числе в районных центрах –частоозерье, варгашах, щучье, половинном. наметились позитивные изменения, при участии федерального центра, в деле возрождения жемчужины урала – далматовского свято – успенского мужского монастыря.

в зауралье успешно развивается система духовно – нравственного образования и воспитания. курганская область по праву вошла в число 19 регионов страны, где состоялась апробация курса «основы нравственной культуры», принесшая положительные результаты. при непосредственном участии курганской епархии разрабатываются и внедряются не имеющие аналогов в россии программы подготовки педагогических кадров, которые будут вести курс «основы православной культуры».

архиепископ константин совершил великое дело для всех верующих зауралья – доставил из санкт – петербурга в курган частицу мощей святого благоверного князя александра невского – небесного покровителя нашего края. отныне святыня пребывает в кафедральном соборе александра невского.

по благословению владыки константина в нашей епархии утверждаются новые славные традиции – александровские дни в кургане в честь святого александра невского, ставшие не только церковным, но и общегородским праздником. по благословению архиепископа константина традиционными в зауралье стали ильинские чтения, вызывающие все больший интерес ученых из различных регионов страны. популярными являются проводимые в кургане православные выставки с международным участием.

архиепископ курганский и шадринский константин ведет открытый и конструктивный диалог с властными структурами, общественными организациями, творческой и научной интеллигенцией.
  за два с небольшим года архиепископ константин посетил практически все приходы епархии, включая самые отдаленные. для тысяч и тысяч зауральцев владыка стал добрым и мудрым архипастырем. в приходах звучат его яркие проповеди, исполненные любви к богу и людям.

служение архиепископа курганского и шадринского константина высоко оценено. он награжден орденами святого благоверного князя даниила московского ii степени, преподобного сергия радонежского ii степени, святителя иннокентия московского ii степени, медалями преподобного сергия радонежского ii и i степени, орденом белорусской православной церкви свт. кирилла туровского ii степени, а также государственными наградами и научными почетными званиями и знаками.

редакция газеты «курган и курганцы», присоединяясь к многочисленным добрым словам, поздравляет владыку константина со славным юбилеем и желает здоровья, счастья, успехов на ниве служения богу и людям, во благо отечества и нашего народа.

дмитрий литвиненко,
заместитель главного редактора
«православной газеты кургана»

 

следующая >