Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Православные военно-патриотические сборы «Казачья застава». Летние сезоны 2011 года

07.04.2011
Источник информации: Новосибирская и Бердская епархия
Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/3004-11.html



православные военно-патриотические сборы «казачья застава». летние сезоны 2011 года
лагерь «заставы» возник в 1999 г., родившись из тысячекилометрового казачьего конного похода, проведенного в честь разгрома в 1598 г. в устье реки ирмень отрядом казаков и служилых сибирских татар воеводы андрея матвеевича воейкова войск хана кучума, последнего «чингизида», терзавшего сибирь.

спустя 400 лет новосибирские казаки прошли путем атамана воейкова от тары до верх-ирмени и далее до умревы, места основания умревинского острога - первого поселения русских на новосибирской земле. длина всего конного похода составила более 1000 км, которые были пройдены за 1 месяц. походным священником по благословению правящего архиерея, стал иерей димитрий полушин.

во время похода о.дмитрий вел дневник, который был напечатан вначале в новосибирском литературном журнале «сибирская горница», а позже, в сокращенном варианте – и в журнале «русский дом» - см.: «дневник походного священника» http://rd.rusk.ru/99/rd2/home2_7.htm.

полный вариант можно прочитать здесь: http://efrosinia.ru/?module=articles&c=articles&b=5&a=6 (1 часть), http://efrosinia.ru/?module=articles&c=articles&b=5&a=8 (2 часть) и http://efrosinia.ru/?module=articles&c=articles&b=5&a=7 (3 часть, заключительная)

возникший в следующем, 1999 году казачий лагерь в районе села мотково явился своеобразным продолжением похода, выражением стремления молодых казаков не расставаться, а продолжить дело возрождения и воспитания казачества. он не только получил название православного, но и практически воплотил в себе принципы христианского общежития. начинали мы с простых туристических палаток и приготовления пищи на костре. но, мере разрастания лагеря и увеличения численности участников, сегодня мы пришли к следующей организационной форме проведения лагеря: православные военно-патриотические сборы «казачья застава» мы проводим их в форме учебно-тренировочных туристических сборов. они организуются в рамках «программы подготовки допризывной молодежи к прохождению службы в вооруженных силах российской федерации, государственной программы «патриотическое воспитание граждан российской федерации» и областной целевой программы «патриотическое воспитание граждан российской федерации в новосибирской области».

учебно-тренировочные занятия проводят опытные инструкторы, офицеры запаса, ветераны спецподразделений силовых структур в сотрудничестве с военными частями, военными учебными заведениями, федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков и другими силовыми структурами (на основании заключенных соглашений о сотрудничестве). с опытом работы наших сборов уже познакомились организаторы военно-патриотической работы из омска, томска, братска, алтая, архангельской, челябинской, кемеровской областей. наша деятельность была с интересом встречена на московских международных рождественских образовательных чтениях и всемирном русском народном соборе.

такие полевые сборы, где многое приходится делать самим, стали почти идеальной средой воспитания. костяк «заставы» сегодня составляют воспитанники, побывавшие здесь не один раз. со «стариков» больше спрос, на них может опереться командование, да и новичкам есть к кому обратиться за советом. в «заставе» нет ни телевизора, ни дискотек, но спустя два-три дня ребята уже вовсю пляшут кадриль. парни здесь в основном ходят в камуфляже и берцах, к девушкам же особое требование – никаких коротеньких юбок и шорт. и спустя некоторое время многие из них, глядя на своих подруг в русских сарафанах, начинают выпрашивать: «…пожалуйста, можно твой сарафан на вечерку взять? …или дай хотя бы одну ленточку!».

все эти уже 13 лет разные люди занимались организацией лагеря, но особенность его в том, что «застава» не является плодом чьего-то собственного педагогического замысла, а развивается органично, по мере потребности и возможности, расширяя направления своей работы. в «заставе» важна традиция, сформировавшаяся за годы: люди, коллектив, братство, товарищество. многие курсанты «заставы» приходят в лагерь «с улицы», а не принадлежат к семьям прихожан новосибирских храмов. конфессиональная принадлежность не является критерием отбора в лагерь. здесь, в «заставе» многие впервые слышат слова молитвы, учатся обходиться без сквернословия, курения, безтолкового времяпровождения.

всем, от 10-ти летних мальчишек до взрослых парней интересно проверить себя, научится тем мужским навыкам, многие из которых вполне могут рано или поздно пригодится. девчонкам же нашим, вероятно, интересней не среди рафинированных, ни к чему, по-серьезному, не приспособленных молодых людей «странной наружности», а здесь, где каждый человек виден, понятен, надежен и интересен. бывает, конечно, что мамы и бабушки приводят таких, что аж плачут потом горючими слезами: «я не хочу быть мужчиной!!! ...я хочу быть дизайнером...». но если парень преодолеет себя (и у мамы хватит сил хотя бы неделю не реагировать на непрерывное нытьё по сотовому «мама, забери меня отсюда…»), то вскоре парень уже сам не хочет ехать в город, а начинает уважать себя, добившись определенных успехов. ведь основной целью работы «заставы» является формирование личности гражданина и патриота на основе традиционной воинской культуры и духовного наследия нашего народа.

не все наши дети пойдут в армию, но воспитание мужества нужно сегодня обязательно. нам, сегодняшним, не хватает воинского духа. беда сегодняшнего времени в том, что воспитанием детей как в школе, так и дома занимаются женщины. отсюда и воспитание сегодня - чересчур не мужественное. не имеет современный человек мужества бороться со страстями и соблазнами. не отсюда ли эпидемия наркомании, пьянства, преступности ?...

а в «казачьей заставе» курсанты встречают четкий порядок, нравственные нормы, дисциплину. помимо командного состава, инструкторов, медработника, поваров, значительную нагрузку несут и сами курсанты. каждый день назначается суточный наряд: на кухню, хозяйственные работы, охрану территории. и некоторые дети, привыкнув за сезон к дисциплине, после окончания сезона откровенно говорят воспитателям: «да уж... родители вам, пожалуй, теперь спасибо скажут». то есть подросток здесь учится заново радоваться родительским заботам о себе и гордиться плодами своих трудов. таким образом, традиции русского православного общества, российского казачества — не музейные экспонаты, а живая культура способная дать многое для возрождения нашего отечества.

о казачьей составляющей «заставы» стоит сказать особо. казачество - уникальный случай сложного объединения традиционной бытовой и профессиональной воинской культуры. важнейшей особенностью казачьего воспитания является то, что ранее казачата с колыбели воспитывались в уже сформировавшейся среде, во многовековом обычае, в особой среде казачьего братства со стойким уставом. возрождение именно такой среды и есть сегодня насущная задача.

в «заставе» сформировался удивительный для непосвященных людей обычай: в завершении каждого дня совершается хорошо известный в церкви «чин прощения» - после вечерней молитвы все, начиная со старших и оканчивая самым младшими просят прощения друг у друга за нанесенные обиды, вольные или не вольные. затем, став в своеобразный «казачий круг» равноправно обсуждают прошедший день. видимо само возникновение этого обряда говорит о том, насколько лагерь приблизился к решению задачи формирования особой нравственной атмосферы...

главной задачей священника является передача ребятам духовных основ воинского мировоззрения, формировавшегося на протяжении более чем тысячелетней истории российского государства. сами понятия войны и мира неразрывно связаны с такими понятиями как добро и зло. стать полноценным воином можно только тогда, когда будешь готов бороться с самим собой, сражаться со своими страстями, слабостями. сражаться за себя же...

уже 4 года подряд сборы проводятся круглогодично – не только летом, но и на осенних и зимних каникулах, а также в виде одно-двух дневных полевых выходов. на весенних каникулах проводим занятия на базе военных частей, в военных учебных центрах, на полигонах и стрельбищах. летние сборы самые продолжительные – по 3 недели. когда позволяют материальные возможности и хватает сил – проводим еще один 2-х недельный сезон. один раз даже провели его на горном алтае, основные занятия были по горно-высотной подготовке и выживанию.

курсанты «заставы» приняли участие в начатом администрацией новосибирской области и новосибирским казачеством восстановлении умревинского острога - у самой границы острога была установлена часовня спаса ярое око (http://www.siberia-cossack.org/?pid=383). так была восстановлена историческая преемственность (в центре умревинского острога стояла церковь трёх святителей), символически обозначена верность заветам предков, казаков-первопроходцев.

организаторами «заставы» сегодня являются:

- епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством,

- епархиальный отдел по работе с молодежью,

- приход святой евфросинии полоцкой,

- новосибирское казачество (как государственный реестр, так и общественники),

наши сборы мы проводим в тесном сотрудничестве со следующими организациями:

- сибирское региональное командование внутренних войск мвд россии,
- новосибирский военный институт внутренних войск мвд россии

- федеральная служба по контролю за незаконным оборотом наркотиков по нсо
- общество ветеранов спецподразделений и специальных служб - союз силовых структур родины,

- благотворительный фонд «карелин-фонд»,

- и многие другие.

сроки проведения 1-го сезона летних православных военно-патриотических сборов «казачья застава» - 2011: с 26 июня по 18 июля. если будет желание и возможности, не исключено проведение и 2-го сезона «заставы», на горном алтае.

в учебно-воспитательную программу сборов входят:

духовно-нравственное воспитание:

- основы православной культуры

- история россии и русской православной церкви

- духовные основы воинского служения

- основы народной казачьей культуры

допризывная подготовка:

- общая физическая подготовка

- рукопашный бой

- основы выживания в экстремальных условиях

- строевая подготовка

- основы тактики разведывательных подразделений специального назначения

- огневая подготовка

- основы высотно-штурмовой подготовки

- военная топография и ориентирование на местности

- военно-медицинская подготовка

кроме этого, для девушек проводится:

- обучение народным промыслам, рукоделие

- ведение домашнего быта (домострой) на основе народных традиций

фильм про «заставу» (которая в 2006 году носила название «сибирская застава») снятый еленой лыковой, любезно разместили новосибирские казаки на своем сайте: http://www.siberia-cossack.org/?pid=330.

на сайте: www.efrosinia.ru публикуется текущая информация о мероприятиях «казачьей заставы». эта же информация есть в «контактах»: http://vkontakte.ru/kazachya_zastava , здесь же - масса фотографии и впечатлений участников.

записаться для участия в православных военно-патриотических сборах «казачья застава» и получить информацию можно по телефонам: (8 383) 202 54 22, 8 913 911 89 81

образование и православие / священник димитрий полушин

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 0



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика