Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Православный календарь: «Неувядаемый цвет» – Касьопийская икона Божией Матери

16.04.2011
Источник информации: Смоленско-Калининградская епархия
Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/2755



новости

16 апреля 2011 г.

православный календарь: «неувядаемый цвет» – касьопийская икона божией матери

касьопи – деревня на северо-востоке острова, в 36 километрах (24 милях) от города корфу, отделенная узким проливом от албанского берега. во времена римского владычества касьопи была небольшим городом, в котором располагался солдатский гарнизон и храм кассия юпитера. после принятия христианства на развалинах этого храма была построена церковь честь божией матери, в которой хранится известная икона касьопийской богоматери, называемая «неувядаемый цвет».
цвете неувядаемый, радуйся, едина прозябшая яблоко благовонное;
радуйся, рождшая благоухание, единаго царя,
радуйся, неискусобрачная, мирови спасение
икона покрыта серебряным окладом (видны только лики богородицы и младенца) и увешана небольшими украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. неизвестно, откуда появилась эта икона, но, возможно, она написана еще в византийские времена периода палеологов. она издревле почитается как чудотворная.
самое известное чудо по предстательству божией матери через эту икону произошло в 1530 году, когда островом правил венецианец симоне леоне балби.
однажды четырнадцатилетний деревенский мальчик по имени стефан возвращался домой из города корфу. на окраине города он встретил попутчиков и дальше пошел с ними. по пути им встретились юноши, возвращавшиеся в свою деревню с мешками только что смолотой муки. попутчики стефана решили отобрать у них муку. стефан пытался их отговорить, но они не слушали его. ограбленные юноши, вернувшись в свою деревню, описали грабителей, причислив к ним и стефана.
грабители убежали и стали скрываться, а стефан, зная, что ни в чем не виноват, продолжал жить по-прежнему. однако как только он в следующий раз пришел в корфу, его взяли под стражу как сообщника тех грабителей. его привели к самому правителю. стефан уверял, что невиновен, но балби счел, что он лжет, пытаясь избежать наказания, и признал его виновным. ему предложи ли выбрать для себя наказание: лишиться либо правой руки, либо зрения. в ужасном отчаянии он выбрал потерю зрения, и ему вырвали глаза. его мать с плачем и стенаниями отвела его в церковь святого праведного лазаря – просить милостыню, чтобы они могли вернуться домой, в свою деревню, но прохожие относились к нему презрительно, как к грабителю, и издевались над ним. тогда несчастные мать с сыном решили просить милостыни у храма в касьопи.
мать повела своего ослепленного сына за руку, и так они добрались до касьопи. в церкви они помолились и приложились к иконе, а потом попросили дать им комнату для ночлега. монах, к которому они обратились, сказал, что человек, отвечавший за гостей, ушел и унес ключи от гостевых комнат и что они могут переночевать в церкви. мать стефана, обессилев от горя, уснула, а мальчик лишь время от времени погружался в дрему из-за страшной боли в глазницах. посреди ночи он с криком вскочил, ясно почувствовав, как на его глаза надавливают чьи-то руки.
он разбудил мать и сказал, что погасла лампада. (обычно она горела днем и ночью.) лампада и правда погасла, но она ответила: «сынок, как ты можешь это видеть? ведь у тебя нет глаз», – и стала плакать и сокрушаться, думая, что сын потерял не только зрение, но и рассудок. стефан с нетерпением прервал ее и сказал, что все видит. мать взглянула ему в лицо при свете лампы и увидела, что у него есть глаза! раньше глаза у него были карие, а появившиеся теперь оказались голубыми. мать и сын закричали и заплакали в великом страхе и радости, славя пресвятую владычицу богородицу.
от их криков проснулся монах и пришел посмотреть, почему они так шумят. он выслушал их рассказ и, внимательно разглядев стефана, немедленно отправился в город во дворец правителя. он обвинял балби в том, что тот настоял на исполнении несправедливого приговора. придворные пытались выдворить его, но он не уходил, пока его не выслушали. балби, узнав о случившемся, сам поехал в касьопи в сопровождении придворных.
хотя балби лично увидел стефана, он усомнился в чуде, думая, что это мог быть другой человек или что в действительности он не был ослеплен. однако на лице стефана были четко видны специфические повреждения, нанесенные грубым железным инструментом палача. правитель вернулся в город и с пристрастием расспросил палача. вырванные глазные яблоки все еще лежали в ведре, куда их бросил палач, и балби со своими придворными могли убедиться, что цвет их был не голубым, а карим.
правитель послал за стефаном, и когда тот явился к нему, балби просил у него прощения. он попытался в какой-то мере загладить свою вину, компенсировать причиненные страдания подарками и обещанием помощи и содействия в будущем. потом стефан вернулся домой, а правитель отправился в касьопи; там он обновил церковный двор и украсил чудотворную икону божией матери.
этот случай – не просто восстановление зрения, а создание отсутствовавших глаз – не был беспрецедентным. святитель василий великий в комментарии на евангелие от иоанна говорит, что господь, исцеляя слепого, плюнул на землю, скатал глиняные шарики и вложил их в пустые глазницы слепца. когда тот умылся в купели силоам, глиняные шарики стали настоящими живыми глазами. один из авторов, комментировавших чудо в касьопи, добавляет, что богородица промыслительно дала стефану глаза другого цвета, чтобы никто из знавших его не усомнился в истинности чуда.
в 1670 году, то есть через сто сорок лет после этого чудесного события, известный иконописец феодор пулакис на пути с острова крит плыл на корабле по проливу между корфу и берегом албании, что напротив касьопи. корабль попал в шторм, и феодор, опасаясь, что тот может затонуть, стал просить богородицу о помощи. шторм прекратился, а феодор, когда лег спать, увидел во сне последовательно все события чуда исцеления стефана и саму икону в церкви в касьопи. феодор никогда там не был и впоследствии специально приехал в касьопи удостовериться в истинности своего сна. после этого он написал икону с изображением этого чуда
вскоре после чуда со стефаном храм в касьопи был разрушен во время безуспешной осады берегов корфу турками. в 1590 году один из адмиралов венецианского флота восстановил и расширил его, после чего и сам храм, и чудотворная икона богородицы оказались в руках католиков на целых два столетия. икону перенесли на хранение в город корфу и поместили в католическом храме в тенедосе, где она оставалась до 1797 года – до того момента, когда корфу захватили французы. они возвратили икону православным. православные не отдали ее в храм в касьопи, а поместили в церкви архангела михаила (xiv века) в городе корфу. город корфу имел укрепления, а касьопи, находящаяся прямо напротив албанского берега, от которого ее отделяет узкий пролив, открыта всем ветрам. во время ii мировой войны икона для безопасности была перевезена в резиденцию архиепископа, и, как оказалось, не зря, поскольку итальянские бомбы потом разрушили храм святого михаила. 3 апреля 1967 года состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы божией матери в касьопи, где она сейчас и пребывает.
издревле престольный праздник храма в касьопи отмечается в пятницу светлой седмицы. его называют праздником живоносного источника. праздник иконы «неувядаемый цвет» и святого иосифа, сицилийского песнописца, автора канона, который стал источником вдохновения для создателя иконы, отмечается 3 апреля ст. ст. воспоминание чуда, связанного с касьопийской иконой, празднуется 8 мая.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика