Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

2 июня 2011

2 июня 2011 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме на подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря в поселке Приазовском Темрюкского района Краснодарского края. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Исидор! Ваши Преосвященства! Многочтимый отец Савва, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря! Дорогие отцы, братия и сестры!

Прибыв на благословенную землю Кубани, радуюсь возможности совершить Божественную литургию здесь, в Приазовье, в Свято-Троицком скиту. Никогда не был в этих местах, но давно хотел увидеть, как на берегу Азовского моря верой людей, благочестием, крепкой уверенностью в Божием вспомоществовании воздвигнут замечательный храм. Подлетая к этому месту, уже издали видишь золотые купола и радуешься тому, что народ наш, несмотря на годы безбожного лихолетья, имеет внутреннюю силу строить храмы и наполнять их.

Радуюсь и тому, что мое посещение совпало с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Это праздник особенный, ибо он вводит нас в соприкосновение с некой гранью между земным и небесным, между историческим и вечным, эсхатологическим. Потому что Христос Воскресший, оставаясь Тем же Самым Богочеловеком, прославленный в Теле после Воскресения, пребывал и в земной жизни, и в жизни вечной.

И праздник, установленный в честь события Вознесения, призван открыть нам, что означало пришествие в мир Спасителя. Он пришел не для того, чтобы нас покинуть. Он бы мог явиться ученикам после Воскресения — и затем исчезнуть. Но Господь покинул эту землю видимым образом. И не просто видимым образом, но Его Вознесение сопровождалось дивным пророческим свидетельством ангелов, обращенным к ученикам. «И явились им два мужа и сказали: "Что вы, мужи галилейские, стоите здесь и смотрите на Христа Иисуса, Который возносится на небо? Он таким же образом вернется к вам"» (см. Деян. 1, 10-11).

В этом и есть смысл пришествия Спасителя. Он спас людей Кровью Своею, страданиями и Воскресением Своим и открыл возможность соединения земного с небесным, временного с вечным. После Спасителя исторический процесс, историческое время изменилось. Оно обрело подлинный смысл. Вместо круговерти вечного колеса истории, бессмысленной и безнадежной, как об этом говорили языческие философы, — исторический процесс, устремленный ко Второму Пришествию Спасителя, к тому моменту, когда будет новое небо и новая земля (Откр. 21, 1).

И апостолы, пораженные словами ангелов, пошли в Иерусалим. Не со скорбью, что Спаситель исчез и больше не будет им являться, а с радостью, что Он скоро придет и придет навсегда. Первоначально в Церкви люди так и думали, что Второе Пришествие произойдет не сегодня-завтра. Думали так, потому что у человека иной отсчет времени, нежели у Бога. У Бога тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет (см. 2 Пет. 3, 8), и у Бога времени нет (см. Откр. 10, 6). То, что нам кажется огромной историей после Христа, — лишь мгновение пред очами Божиими.

И потому, устремляясь к этому Божиему Царству, открытому во Христе Иисусе, Спасителе и Господе нашем, мы должны посвящать свою жизнь приуготовлению к встрече со Христом. Все остальное вторично, все остальное мы делаем для того, чтобы достичь главного. К сожалению, человек так поглощается каждодневной суетой, что самая главная цель уходит куда-то далеко. Мы вспоминаем о ней в лучшем случае один раз в неделю, когда приходим в храм Божий, а ведь иногда и реже вспоминаем. И каждый день с утра до вечера трудимся, отдавая все свои силы, энергию, образование — все то, что имеем — достижению этих человеческих сиюминутных целей.

Да, Господь не сказал нам: «Не трудитесь, сидите и ждите Моего Пришествия». Он благословляет наши человеческие труды, но благословляет только тогда, когда мы главного не теряем из своей жизненной перспективы, когда основную цель видим в том, чтобы соединиться со Христом — и после своей смерти, и в конце истории.

Вот для этого мы и строим храм — храм, вознесенный золотыми куполами к небу. Удар колокола способен вразумить даже погруженного в стихию мира сего человека. Он способен помочь понять, где главное, чему нужно отдавать жизнь и отдавать силы, чему посвящать себя. Главное там, где Бог.

Это особенно важно понимать нашему народу, который вышел из безбожного плена и до сих пор в каком-то смысле находится в смятенном состоянии, ибо еще не выправились исторические пути России. А ведь так много сил работает на то, чтобы никогда эти пути не выпрямились навстречу Христу, чтобы вновь был сделан поворот, уводящий народ либо в трясину, либо в непроходимый лес, либо к краю пропасти.

Но мы знаем, что если мы идем навстречу Христу, если храним в сердце своем веру, если в соответствии с верой строим свою жизнь, — то никакие ложные пути, которые под очень хитроумными декорациями нам предлагаются, не уведут нас с главного пути.

И я хотел бы всем нам пожелать крепости в вере, пожелать иметь ясное мировоззрение, в центре которого — Воскресший Христос, Вознесшийся для того, чтобы снова сойти на землю. И да поможет нам Господь на нашем жизненном пути, не претыкаясь и не принимая ложь за истину, идти навстречу Богу, Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу, Который ждет нас и Который в только Ему известное время Сам сойдет навстречу роду человеческому, чтобы совершить окончательный правый суд и навсегда утвердить Свое Царство в роде человеческом.

В память о пребывании в сем святом храме я хотел бы преподнести этот образ Спасителя с надписью, свидетельствующей о том, что это дар Патриарха. И всякий раз, когда вы будете молиться перед этим образом, мои дорогие братья и сестры, возносите молитву и за меня недостойного, чтобы Господь давал мне силы и разумение нести Патриарший крест.

С праздником поздравляю всех вас!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси