Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Тюменское Православное Духовное училище в условиях реформирования системы духовного образования

14.07.2011
Источник информации: Тобольско-Тюменская епархия
Адрес новости: http://www.tobolsk-eparhia.ru/newslist.php?id_new=914



Тюменское Православное Духовное училище в условиях реформирования системы духовного образования

14 июля 2011 г.

13 июня 2011 года Тюменское Православное Духовное училище окончило свой 14-й учебный год. В нынешнем году сделан 13-й выпуск – всего выпускниками Тюменского Православного Духовного училища стали 177 человек. Четыре года назад начался период реформирования системы образования в училище: переход с трехлетнего на двухлетнее обучение.

Тюменское Православное Духовное училище – особое учебное заведение в системе духовных школ Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Оно одно из немногих, которые принимают абитуриентов на базе 9 классов. Именно поэтому сюда поступают многие абитуриенты из других епархий русской Православной Церкви: Уфимской, Красноярской, Курганской, Екатеринбургской, Новокузнецкой, Абаканской, Иркутской, Чимкентской и других. Наряду с начальным духовным учащиеся получают здесь полное среднее образование. Этот факт определяет специфику образовательного и воспитательного процесса в училище.

Основная проблема, с которой педагогический коллектив училища столкнулся уже в 2007-2008 учебном году, - это некачественное полное среднее образование, которое давали выпускникам тюменские вечерние школы – О(с)ОШ №№2 и 79. Священноначалие специально не контролировало уровень преподавания и качество образования сотрудничавших с училищем вечерних школ, надеясь на контроль соответствующих городских управленческих образовательных структур. Казалось, в этом нет особой необходимости: выпускники поступали в семинарии и вузы. Но вскоре стали поступать частые сигналы от родителей о низком уровне преподавания. Единый государственный экзамен по русскому языку и математике (в 2008 году пока еще проходивший в виде эксперимента) подтвердил их опасения. Налицо стало завышение оценок учащимся педагогами вечерней школы №79. Кроме того, в течение учебного года наблюдалось негативное влияние светских неверующих педагогов на воспитательный процесс: требования к дисциплине и успеваемости учащихся с их стороны были низкими, многое позволялось на уроках вразрез с правилами духовной школы. Идейная и моральная подоплека преподавания гуманитарных предметов оставляла желать лучшего: превозносились так называемые общечеловеческие ценности современного толерантного общества. Все это влияло на общий нравственный уровень воспитанников. В 2008 году закончился эксперимент по ЕГЭ, и это означало, что с 2009 учебного года полученные на ЕГЭ неудовлетворительные оценки повлекут за собой невыдачу аттестата выпускнику, без которого он не сможет поступить ни в одно средне-специальное или высшее учебное заведение. Это еще более усугубило ответственность Священноначалия за получение учащимися качественного среднего образования. Поэтому было принято решение кардинальным образом изменить ситуацию в училище в 2008-2009 учебном году в плане преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом изменений в профессиональной программе. С целью повышения качества образования по благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия был заключен договор о предоставлении образовательных услуг с Тюменской Православной гимназией. Это учебное заведение близко к Духовному училищу по воспитательной направленности, там работают православные педагоги.

Перед педагогическим коллективом училища были поставлены следующие задачи:

  1. Подготовка Тюменского Православного Духовного училища к прохождению лицензирования, оформление нужной документации и ведение учебного процесса в соответствии с требованиями лицензионной комиссии.
  2. Поднятие уровня общей и качественной успеваемости по общеобразовательным предметам. .
  3. Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ, ликвидация пробелов в знаниях, допущенных в прошлые годы. .
  4. Систематический контроль над качеством предоставляемых православной гимназией образовательных услуг. .
  5. Поиск оптимальных вариантов соединения преподавания духовных и общеобразовательных предметов. .

В марте 2009 года лицензия на право ведения образовательной деятельности была получена. Училище лицензировано как учреждение профессионального религиозного образования, поэтому рабочий учебный план и другие документы были составлены в соответствии с требованиями отдела начального и среднего профессионального образования Департамента образования и науки Тюменской области. Богослужебная практика стала обязательной и отражена как профессиональная, учебные программы переработаны в соответствии с новым рабочим учебным планом и приведены в должный вид, но самое главное и проблематичное – надо было умело соединить в двухлетнем обучении программу полной средней школы и профессионального (духовного) образования без ущерба для той и другой. Сегодня учебный план Тюменского Православного Духовного училища включает в себя 36 учебных часов в неделю и 6-часовую богослужебную практику. Из 36 часов 25 отданы общеобразовательным дисциплинам, 11 часов – духовным. В изменениях к Уставу отражена эта специфика, и было встречено понимание со стороны лицензирующих органов.

Для поднятия уровня общей и качественной успеваемости установлен постоянный контроль над преподаванием общеобразовательных дисциплин. Училище само пригласило высококвалифицированных преподавателей, которые уже за первое полугодие 2008-2009 учебного года существенно подняли уровень образования и исправили упущения педагогов школы № 79. Работа по повышению качества среднего образования ведется вот уже три года постоянно и планомерно. Учебная часть осуществляет контроль над преподаванием общеобразовательных дисциплин в соответствии с годовым планом внутришкольного контроля. На сегодняшний день полностью изменилось отношение учащихся к учебе, появилась заинтересованность, повысилась ответственность. Результатом таких мероприятий стала успешная сдача ЕГЭ по основным предметам уже в 2008-2009 учебном году. Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ ведутся систематически с сентября каждого учебного года, с 2009-2010 учебного года – начиная с 10 класса. Выпускники Училища вот уже три года сдают ЕГЭ успешно, средний балл с каждым годом растет: в 2009 году он составлял 45,5; в 2010 – 48,5, в 2011 – 54,8.А в 2010-2011 учебном году общая успеваемость по ЕГЭ составила 100% по всем предметам, все учащиеся, сдававшие экзамены, не только преодолели минимальный порог, но по отдельным дисциплинам получили средний балл выше 60%.

Такую же заботу со стороны администрации вызывает и освоение профессиональной программы. Выпускники по окончании училища, кроме аттестата о среднем полном общем образовании, получают диплом по профессии «Церковнослужитель» с квалификациями «пономарь, звонарь, чтец». Многие выпускники выбирают после окончания училища духовную стезю, поступают в семинарии, поэтому необходимо, прежде всего, чтобы они соответствовали заявленной квалификации. Кроме общецерковных дисциплин, таких как Библейская история Ветхого и Нового заветов, Литургика, Основы православного вероучения, История Православной Церкви, Церковно-славянский язык, Церковное пение, есть и профессиональные дисциплины: Практикум по церковно-славянскому языку, Практическая литургика для пономарей и звонарей. Знания, умения и навыки, полученные на этих уроках, важны для будущих абитуриентов семинарий, поэтому тщательно отрабатываются на богослужебной практике, во время служб в храме. Уже за первый год обучения учащиеся получают навыки чтения богослужебных текстов, чему особенно способствует разрядная система. Воспитанники четыре раза в год сдают экзамен на 1, 2 или 3 разряд, от чего зависит и оценка по предмету Практикум по церковно-славянскому языку. Это стимулирует учащихся к отработке навыков чтения и заучиванию необходимых молитвословий, что значительно повышает их квалификационный уровень.

Конечно, нагрузка на учащихся Духовного училища больше, чем в обычной средней школе. Они успешно готовятся к ЕГЭ (сдают каждый год от двух до пяти предметов в формате ЕГЭ), сдают экзамены по духовным дисциплинам (четыре предмета на первом курсе, пять – на втором), участвуют в богослужениях в воскресные и праздничные дни, задействованы в послушаниях в будни. Однако и результат налицо: успешная учеба и последующее поступление в выбранный вуз или семинарию (иногда, при хороших оценках в дипломе выпускников Тюменского Духовного училища берут сразу на 2 курс семинарии), воспитание в строгих рамках духовной школы в возрасте, когда закладывается нравственный фундамент личности. Воспитанники живут дружно и сплоченно, постигая науку общежития и мужской дружбы.

Раз в месяц воспитанникам предоставляется академический день. Обычно это выезды на природу: шашлыки или уха, спортивные состязания и песни под гитару. В училище хороший спортивный тренажерный зал, где можно провести свободное время, занимаясь силовыми упражнениями или играя в теннис. Есть в училище и любители футбола, в 2011 году были приобретены хорошие велосипеды и соответствующая экипировка для велосипедистов. Желающие занимаются в драматическом кружке и кружке информационных технологий, каждый может проявить свои способности и развить таланты в нужном направлении. Воспитанники, имеющие слух и голос, поют в хоре, участвуют в различных музыкальных мероприятиях и конкурсах, сопровождают Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на архиерейских службах в качестве певчих и иподиаконов.

Каждый год в рамках предметных недель организуются встречи с интересными людьми, беседы со священниками Тюмени на нравственные темы, викторины и КВН. Внеклассная работа разнообразна и очень оживляет, делая интересной и насыщенной, жизнь воспитанников.

В целом можно сказать, что процесс реформирования Тюменского Духовного училища проходит успешно, имеются положительные наработки и приобретается необходимый опыт для дальнейшего совершенствования образовательного и воспитательного процесса.

В 2011 году Тюменскому Православному Духовному училищу исполняется 250 лет. Традиции Филофеевской школы, заложенные в его основу почти три века назад, сохраняются и преумножаются. Развивается духовное образование в его стенах, проводится миссионерская работа, по примеру апостольского служения митрополита Филофея, возродилось здесь и драматическое искусство, которое впервые принес в Тобольские духовные школы святитель Филофей. Идет процесс духовно-нравственного становления юношества в лучших традициях православного отечественного образования и воспитания. В настоящее время необходимость подобного рода учебных заведений очевидна. Поэтому мы обращаемся к выпускникам, оканчивающим девятый класс: если вам не безразлична судьба России, если возник выбор – по какому жизненному пути идти, желание прожить жизнь с пользой для своей души и послужить Церкви и Отечеству – поступайте в наше училище, где вы сможете воспринять здоровый, добрый, православный образ жизни.


Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Тюмени,
Ректор Тюменского Духовного училища
Архимандрит Тихон (Бобов)




Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика