Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=343731
14 августа 2011 года 11:00
игумен варнава (баранов): «пост духовный тесно соединяется с постом телесным»
сайт нижегородской епархии. текст светланы высоцкой.

об истории установления и духовном смысле успенского поста рассказал наместник свято-успенского мужского монастыря — флорищевой пустыни игумен варнава (баранов):

«успенский пост установлен православной церковью перед великими праздниками преображения господня и успения божией матери и продолжается две недели — с 14 по 27 августа. он дошел до нас с древних времен христианства.

в беседе святителя льва великого (около 450 года) мы находим указание на успенский пост: „церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. так, для весны весенний пост — в четыредесятницу, для лета летний — в пятидесятницу (петров пост), для осени осенний — в восьмом месяце (успенский), для зимы — зимний (рождественский)“.

святой симеон солунский пишет, что „пост в августе (успенский) учрежден в честь матери божия слова, которая, узнав о своем преставлении, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте. так особенно она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда ее блаженная душа имела чрез божественного духа соединиться с ее сыном. а потому и мы должны поститься и воспевать ее, подражая житию ее и пробуждая ее тем к молитве за нас.

некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть преображения и успения. и я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников: одного — как подающего нам освящение, а другого — как умилостивление и ходатайство за нас“.

успенский пост не такой строгий, как великий, но более строгий, чем петров и рождественский посты. в понедельник, среду и пятницу успенского поста устав церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — „с варением пищи, но без елея“, то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

в праздник преображения господня по церковному уставу разрешается на трапезе рыба. с этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

пост духовный тесно соединяется с постом телесным наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает в него, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека.

и потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: „постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, разрешим всяк союз неправды“,— заповедует святая церковь. в посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.

сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: „постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаешься неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будешь от бога как фальшивая и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим“.

и великий, и успенский посты особенно строги к развлечениям — в дореволюционной россии даже гражданские законы запрещали во время великого и успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли».