Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=343756
19 августа 2011 года 10:00
митрофорный протоиерей иоанн клюшин: "в стремлении к озарению нетварным светом и состоит духовный смысл нашей жизни"
сайт нижегородской епархии. текст светланы высоцкой.

об отмечаемом сегодня празднике преображения и о возведенной в честь преображения господня спасо-преображенской церкви нижнего новгорода рассказал настоятель этого храма, митрофорный протоиерей иоанн клюшин:

"святое евангелие повествует, что вскоре после того как спаситель открыл ученикам, что ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, он возвел трех апостолов - петра, иакова и иоанна - на гору фавор и преобразился перед ними. при этом лицо его просияло, как солнце, а одежды сделались белы, как снег.

преображение христово сопровождалось явлением пророков моисея и илии, которые говорили с господом о его близком отшествии. изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако и из него послышался глас: "сей есть сын мой возлюбленный, в нем мое благоволение".

церковь исповедует соединение во христе двух естеств - человеческого и божественного. преображение есть явление сына при свидетельстве отца в духе святом, то есть откровение всех лиц святой троицы. для спасителя преображение состояло в явлении его божества в человеческой природе.

преображение должно было при грядущем голгофском уничижении христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство божества иисуса христа и добровольности его крестных страданий и смерти, о чем и поется в кондаке праздника.

преображение имеет отношение и лично к каждому христианину: в стремлении к озарению нетварным светом и состоит духовный смысл нашей жизни.

христианину, желающему удостоиться своего личного фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к богу.

вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно - важнейший момент христианского учения о человеке.

поставленная в честь преображения господня спасо-преображенская церковь, одна из древнейших в нижнем новгороде, располагается в очень красивом месте - на небольшой террасе, в полугоре высокого правого берега волги, в печерской слободе, когда-то принадлежавшей печерскому вознесенскому монастырю.

церковь построена на месте первоначального расположения монастыря до его разрушения оползнем в 1597 году. до 1782 года она была деревянной, но во время пожара в слободе сгорела. власти печерского монастыря сразу же обратились в синод за разрешением возвести на прежнем месте церковь каменную. проект храма был составлен первым нижегородским губернским архитектором яковом ананьиным в традиционных для того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом. 13 июня 1798 года был освящен главный престол храма.

за два с лишним века здание храма изменилось лишь незначительно. поэтому он остается одним из немногих, сохраняющих в основном свой изначальный облик, и имеет большую ценность как памятник нижегородского храмового зодчества конца xviii века.

в xx столетии церковь практически не закрывалась и в годы советской власти оставалась, наряду с карповской и высоковской церквями, одним из трех духовных очагов, где окормлялись православные жители всей горьковской области.

в нижнем приделе преображенской церкви под спудом находятся мощи схимонаха иоасафа, которые были обретены во время оползня печерского монастыря в конце xvi века".