Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Слово Высокопреосвященнейшего Никона на празднование Собора Липецких святых

07.10.2011
Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/832



опубликовано leonty в пт, 07/10/2011 - 14:29
слово высокопреосвященнейшего никона,
архиепископа липецкого и елецкого, произнесенное в
кафедральном соборе города липецка
в день празднования собора липецких святых
23 сентября 2011 года
во имя отца, и сына, и святого духа!
священное писание учит: «святы будьте, ибо свят я, господь, бог ваш» (лев. 19:2). а если господь заповедует нам стремиться к святости, то чрезвычайно важно для нас изучать подвиг уже достигших святости и посильно подражать их житию. и особенно убедителен и близок для нас пример святых, живших на нашей земле.
конечно, в небесном мире святых нет разделения на русских, греческих, болгарских, грузинских святых, или на липецких, московских, тверских, владимирских святых. каждый святой есть явление вселенское. «каждый святой, как антоний, арсений, ефрем, серафим и им подобные, составляют драгоценное вечное достояние всего мира...» (софроний (сахаров), иеромонах. преподобный силуан афонский. минск, 2005. с. 221).
христианин это тот, кто, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового,... обновляется в познании по образу создавшего его, где нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем христос» (кол. 3:9-11). в человеке, как в вечном образе божием, не предусмотрены ни национальные различия, ни даже половые различия (гал. 3: 27-28).
любопытно свидетельство великого старца xx столетия митрополита зиновия (мажуга), в схиме серафима, о бывшем ему откровении. в годы великой отечественной войны, «в самый критический период блокады города на неве», находясь в тбилиси и будучи еще иеромонахом, старец зиновий горячо молился и имел видение: «в это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как св. нина предстоит перед престолом божиим на коленях и молит господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть врага, - вспоминал старец. - и при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, как бы хрустальные слезы. я это растолковал, что божья матерь дала послушание св. нине быть споручницей этому осажденному городу». и именно в день памяти этой святой блокада была полностью снята (великие старцы двадцатого столетия. м, 2007. с. 483, 484). казалось бы, какое отношение имеет просветительница иверии к далекому северному городу россии? однако, очевидно, что любовь святых выше любых национальных различий, святые во христе любят каждого человека, независимо от его этнической принадлежности. из жизнеописания схиархимандрита виталия (сидоренко), духовного сына и помощника митрополита зиновия, известно, что старец виталий «молился за целые страны, где в данный момент народ терпел особую скорбь или гибли люди: вьетнам и камбоджа, лаос и чили». узнав из «новостей» о той или иной трагедии, старец записывал число погибших и затем клал земной поклон за каждого из этих, незнакомых ему, людей, ставил свечи об их упокоении. «а среди погибших были и мусульмане, и протестанты, и неверующие - отец виталий молился за всех, ибо любовь его к людям была всеобъемлющей» (о жизни схиархимандрита виталия. воспоминания духовных чад. письма. поучения. москва, 2002. с. 110). безусловно, молитвенное дерзновение духоносных старцев не может быть общим правилом для всех членов церкви. сказанное лишь подтверждает всеохватный характер божественной любви, действующей в святых. по учению преп. исаака сирина, сердце милующее есть «возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. при воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце» (исаак сирин, преподобный. слова подвижнические. м, 1993. с. 205, 206).
святые не делятся не по этническому, не по территориальному, не по временному признакам, каждый святой любит всю церковь и связан со всей церковью - земной и небесной, каждый праведник любит каждого человека, независимо от его происхождения. однако, из многовекового опыта церкви известны факты, говорящие о том, что святые, находясь уже в горнем мире, продолжают помнить и окружать особенной любовью и заботой своих родных, близких, друзей, духовных чад, продолжающих еще земную жизнь; они могут заботиться о своем родном городе, родном монастыре, о своей стране и своем народе. фактов множество. в житии святого великомученика димитрия солунского мы встречаем «сообщение о реальных фактах, имевших место в начале vii века». великомученик чудесно помогал жителям христианского города солунь, где покоились его мощи, выдержать несколько тяжелых осад со стороны славян, наводнивших балканы (см.: успенский ф. и. история византийской империи. м, 2005. t.1. с. 572,573). святые и благоверные князья борис и глеб являются перед битвой на неве и выражают свое намерение помочь своему «сроднику александру» в борьбе с иноземцами, а затем эту чудесную помощь и оказывают (хитров м. святый благоверный великий князь александр ярославич невский. м, 1991. с. 62). преподобный сергий радонежский и другие радонежские святые, преподобный савва сторожевский являются видимым образом то русским защитникам, то захватчикам. они выражают свою любовь и заботу в отношении созданных ими обителей, и их насельников и всей русской земле (см. например: неизвестные чудеса преподобного сергия. б. м.: храм казанской иконы божией матери в ясенево, 2001. с. 84, 85; ковалев константин. савва сторожевский. жизнеописание: факты и мифы, предания, гипотезы. м, 2007. с. 282, 283).
ведь и умершие, сохраняя самосознание и по смерти, помнят и в загробной жизни о близких людях и молятся о них. в этом удостоверяет нас притча о богатом и лазаре (лк. 16, 20-31). «и не только праведники, коих души в руце божией, - пишет преп. антоний оптинский в одном из писем, - молятся ко господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они...». к этому мнению присоединяется в своей книге о поминовении усопших и святитель афанасий (сахаров) (см.: афанасий (сахаров), еп. о поминовении усопших по уставу православной церкви. с. 11).
так и святые сохраняют просветленную в боге связь любви и со своими родственниками, и с друзьями (вспомним случай явления св. феодосия черниговского пресвитеру с просьбой помянуть на литургии его родителей (см.: серафим (роуз), иеромонах. душа после смерти. приношение православного американца. платина, калифорния; m.: братство преп. германа аляскинского; российское отделение валаамского общества америки, 1998. с. 186) и, вероятно, со своим народом. ведь пока продолжается история человечества и нации не упразднились, эти нации нуждаются в любви и заботе святых. ведь не случайно существует древнее предание в церкви, что и отдельные народы, города, поместные церкви имеют своих ангелов хранителей. в священном писании сказано: «когда всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу ангелов божиих» (втор 32:8). так естественно и для святых - выходцев из народа - сохранить и по смерти свою органическую, но еще более углубленную и освященную в боге, любовь к своему народу и стать для своего народа небесными покровителями, направляя его представителей по пути спасения.
«исчезает не все, - пишет прот. георгий флоровский. - без сомнения, в будущем царствии небесном не будет места для политики и экономики. очевидно, однако, что многие из ценностей этой жизни в "будущем веке" не подлежат уничтожению. на первом месте стоит любовь. личность несет историю в самой себе. если бы мой конкретный, т.е. исторический, опыт был уничтожен, я бы перестал быть самим собой. поэтому, история не вполне исчезает даже в "будущем веке", если сохранится конкретность человеческой жизни. ... с одной стороны, совершенно очевидно, что "на потребу" только "единое". с другой стороны, будущий мир есть, несомненно, мир вечной памяти, а не вечного забвения» (флоровский георгий, протоиерей. христианство и цивилизация. избранные труды по богословию и философии. спб.: рхга, 2005. с. 648).
в силу этого, мы имеем надежду, что святые, любя во христе все человечество, все народы и, более того, все творение божие, сохраняют особенную уникальную связь любви со своим народом, еще продолжающим свой исторический путь. они помнят о том, что оставили на земле, их сознание конкретно, ясно, они живут не в абстрактном мире идей, а в конкретном мире личностного общения и заботы о немощных земных странниках. эта надежда нашла яркое выражение в службе собору липецких святых: «небеснаго царствия звезды пресветлыя, земнаго отечества крепцыи заступницы, святии вcu, в земли липецтей просиявшии, и ныне чада ваша соберите къ торжеству, васъ бо молитвенники теплы ко господу и богородице стяжахом» (стихира на господи воззвах на малой вечерне).
промыслом божиим липецкая и елецкая епархия географически располагается на территории среднего и верхнего подонья, в разное время эти земли входили в состав рязанской, тамбовской, орловской, воронежской епархий. край этот с глубокой древности был многострадальной землей. историк костомаров подчеркивал: «ни одна земля русская не терпела тогда столько разорений... ее беспрестанно разрушали то татары, то москвичи». поэтому и окраинное придонское население было нравственно диким, грубым, непокорным и воинственным. своенравный, мятежный дон был проникнут духом разбоя, бунтарства и сопротивления любому вмешательству и внешних врагов и государства.
постепенно промыслом божиим наш край духовно преобразился. изначально придонские земли находились под омофором рязанских святителей. еще в хiii веке святитель василий, епископ рязанский, молился об умиротворении нашего края, чтобы сердца его жителей смягчились и наполнились евангельской добродетелью. в 1395 году именно здесь, в верхнем подонье, под ельцом, пресвятая владычица богородица в сонном видении грозному тамерлану защитила русскую землю и повелела ему оставить ее пределы. своим явлением матерь божия как бы освятила эти места, согрела земли у дона теплом своей материнской любви, наполнила этот край благословением своего божественного сына, и люди русские запомнили это навсегда. с тех пор этот край для русичей стал восприниматься не как часть враждебного «дикого поля», а как неотъемлемая часть святой руси. святитель алексий московский благословил возрождение сожженного тамерланом ельца и молитвенно покровительствовал нашей земле. святитель иона, митрополит московский, бывший в середине xv века епископом рязанским и муромским, предстательствовал за наш край и народ его.
следующей ступенью духовного преображения будущего липецкого края было основание в начале xvii века задонской обители. не случайно задонский монастырь был основан на берегу дона по пути из ельца в поле, этим как бы благословлялось свыше распространение православия на юг. священномученик патриарх гермоген и его ставленник святитель феодорит, бывший в начале xvii века архиепископом рязанским, вероятно, благословили основание новой обители у дона. а священномученик мисаил, архиепископ рязанский, убиенный язычниками-мордвой в 1656 году, просвещал окрестные языческие окраины светом крещения. святитель митрофан, епископ воронежский (в его епархию тогда входили усмань, елец) не только духовно заботился о нашей земле, но и был щедрым благотворителем, который значительные средства отпускал на устройство «столов» для нищих, на «нужды нищеты донской украйны». его друг, святитель питирим, епископ тамбовский, также духовно окормлял этот край. пресвятая владычица богородица избрала наши земли близ дона, устроила здесь духовный оплот православия - монастырь, в 1769 году привела в него святителя тихона, бывшего епископа воронежского, святым житием которого особенно просияет задонский край.
через святую жизнь насельников монастыря нравственно дикий, грубый, непокорный край дона должен был согреться евангельской любовью, научиться смирению, послушанию, благородству, жертвенности, созиданию человеческого братства. если монах в своем жертвенном служении должен быть духовным подобием христа, то монашеская община должна стать в идеале подобием святой троицы.
каждый человек может найти в святителе тихоне что-то близкое, созвучное, родное, настолько полно отразил в себе задонский святой все самые лучшие человеческие качества, настолько глубоко уподобился он совершенному человеку - богочеловеку христу. в нем истинная человечность проявилась во всей своей многогранной красоте. «почем мы знаем, - писал достоевский, - может быть, именно тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература, а не лаврецкий, не чичиков, не рахметов и прочие» ( цит. по: берри томас. достоевский и святитель тихон задонский. воронежский епархиальный вестник. №1(77) , 2008. с. 106).
святитель тихон стал основателем старчества в задонской обители. он передал преемственность старческого служения своему духовному другу - схимонаху митрофану, ставшему духовным учителем иеросхимонаха агапита. отец агапит духовно наставил георгия, затворника задонского, известного своей подвижнической жизнью далеко за пределами нашего края, а тот, в свою очередь, передал старчество иеросхимонаху нафанаилу, почитаемому также в соборе тульских святых. таковы звенья непрерывной цепи старческого преемства, живые звенья, передающие духовный опыт из поколения в поколение.
с задонскими старцами были духовно связаны преподобные иларион троекуровский и иоанн сезеновский, дария сезеновская, елецкая затворница мелания и сестры елецкого знаменского монастыря, а также другие елецкие подвижники - юродивый каменев, священник иоанн елецкий, и задонские подвижницы - старицы матрона попова и евфимия попова, блаженный юродивый антоний алексеевич, а также подвижники благочестия раненбургской петропавловской пустыни. преподобный амвросий оптинский, будучи учителем в липецком духовном училище, получил благословение старца илариона троекуровского на уход в оптину пустынь. на старца силуана афонского, уроженца села шовское лебедянского района, в юности большое впечатление произвели предания о преподобном иоанне, затворнике сезеновском. недаром народное присловие говорит: «колокольный звон начинается в лебедяни, продолжается в сезенове и подхватывается до шовского». духовную эстафету от блаженного иоанна, затворника сезеновского и блаженной старицы дарии сезеновской восприняла первая игумения сезеновская - преподобная серафима. свидетельством этого служит почитание наших подвижников в соборах воронежских, рязанских и тамбовских святых.
у раки с мощами святителя тихона задонского возжелал уединенного подвига другой наш сродник - святитель феофан, затворник вышенский, происходивший из священнического рода села чернавы измалковского района.
в окрестности задонска возникло целое гнездо монастырей в местах, связанных с памятью святителя тихона. таким образом, задонская обитель стала как бы центром мощного всплеска духовной жизни согласно евангелию. она стала одним из центров русского духовного возрождения в xix веке, наряду с саровом, глинской и оптиной пустынями, оказавшими огромное влияние на нравственность русского народа, на духовную жизнь русской интеллигенции.
уроженцами богоспасаемого града ельца были святитель иннокентий, архиепископ херсонский и преподобный нектарий (тихонов) оптинский.
великий старец святитель антоний, архиепископ воронежский, прославил святителя митрофана, обрел мощи святителя тихона. он также духовно окормлял задонск, елец, укрепляя насажденный в этом крае святыми предшественниками духовный сад благочестия.
воронежские и задонские архипастыри – священномученики, стоявшие у кормила церковного в эпоху богоборчества, тихон (никаноров) - был повешен на царских вратах храма, петр (зверев) - погиб на соловках и захария (лобов) - был расстрелян в казахстане. не сломленные и не предавшие, они и паству свою наставляли и ободряли собственным примером. священномученик захария говорил, что «в единении спасение наше и небесное и земное». а священномученик петр писал, находясь в концлагере, «я еще более люблю всех вас о господе и всем благожелаю…сумейте полюбить христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно».
первый липецкий святитель - священномученик уар (шмарин), даже будучи тяжело больным в карагандинских лагерях никогда не унывал, но говорил: «слава богу, жаловаться не на что. и физический труд на пользу. что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища».
священномученик сергий (зверев), архиепископ елецкий, расстрелянный в карагандинских лагерях, еще при жизни считался святым человеком. очевидцы вспоминали его строгость, доброту и необыкновенную силу его благословения.
священномученик митрополит кирилл (смирнов), верный сподвижник святителя тихона, патриарха всероссийского, в бытность свою епископом тамбовским в 1910-1918 годах, духовно заботился о нашем крае, а также совершил прославление святителя питирима тамбовского.
преподобномученики архимандрит амвросий (астахов), уроженец села борисовки лебедянского района, архимандрит василий (цветков), настоятель данковского покровского монастыря, священномученик димитрий (добросердов), управлявший тамбовской епархией в 1920-е годы, приняли мученическую кончину на печально знаменитом бутовском полигоне под москвой и погребены в безвестных расстрельных ямах.
в пределах орловской епархии елецкий край окормляли; священномученик макарий (гневушев), епископ орловский, расстрелянный в 1918 году, благословлявший и подбодрявший своего палача, и являвшийся ему неоднократно после своей кончины; священномученик серафим (остроумов), ревностный борец с обновленчеством; священноисповедник кроткий митрополит алма - атинский николай (могилевский), в дни ссылки живший в сарае у одной старушки вместе со свиньями, смиренно скрывая свой сан, уповая на вою божию, спасенный от смерти татарином по прямому внушению божию.
в пределах рязанской епархии (в составе которой находились раненбургский и данковский уезды) наш край окормлял выдающийся знаток богослужения архиепископ иувеналий (масловский), расстрелянный в томском лагере за проведение ночного пасхального богослужения в 1937 году.
данковский край - село бигильдино-сурки - родина священномученика иоанна кочурова, царскосельского, ставшего начатком сонма новомучеников российских хх века и пострадавшего в 1917 году за то, что молился о прекращении междоусобной брани.
супруги троекуровские - священномученик пресвитер тихон, расстреляный в 1937 году, и исповедница хиония, скончавшаяся в 1945 году, в годы разрушения всех нравственных устоев явили образ честного супружества, родили восемнадцать детей, наставляя их целомудрию и благочестию.
священноисповедник сергий правдолюбов, пройдя соловецкий лагерь и каменоломни, последние годы жизни служивший и скончавшийся в лебедяни, писал дочери: «достойная человека жизнь — только небесная. и на земле надо научиться дышать небом, иначе на небе задохнешься».
священномученик михаил кобзев, служивший в вознесенском соборе раненбурга, имел семерых детей, был настолько ревностным пастырем, что говорил: « хочу пострадать за христа», был расстрелян за веру в 1937 году.
на лебедянской земле родились, выросли и жили новомученицы наталия, александра, наталия, анна, ефросиния, расстреляные в казахстане в 1942 году.
они жили в тех же городах и селениях, где живем мы, они молились в тех же монастырях, храмах, что и мы. они наши земляки, соотечественники, наши ближайшие сродники и предки. в сходных условиях они уподобились христу. это воодушевляет нас надеждой, что и мы сможем преодолеть свои недостатки и спастись.
радуйся днесь, липецкая земля, «не ктому наречешися неплоды, се бо великий сонм святых твоих, якоже плод красный спасу приносится» (служба собору липецких святых. стихира на стиховне на малой вечерне).



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика