Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Репрессии на Доволенской земле. 1919-1932 гг.

24.10.2011
Источник информации: Новосибирская и Бердская епархия
Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/3707-repressii-na-dovolenskoj-zemle-1919-1932-gg.html



репрессии на доволенской земле. 1919-1932 гг.
доклад иерея андрея гусева, настоятеля храма во имя преподобного сергия радонежского с. довольное, на конференции «российские новомученики и исповедники хх века», прошедшей 23 октября в г. искитиме.

по милости божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. в нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – вера православная. но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.

нам стало известно о том, что на территории доволенского района совершались с особой жестокостью расправы над священниками. мне неоднократно приходилось слышать от разных людей о том, что в с. волчанка доволенского района существовал «штаб» партизан. партизаны боролись в годы гражданской войны с отрядами колчака и чинили жестокие расправы над местными жителями. особое место занимают расправы над священниками, которые совершались с особой жестокостью. опираясь на сохранившиеся документы, рукописи. дошедшие до нас воспоминания людей, которые не были участниками, но непосредственно общались с очевидцами тех событий. убийство священников совершалось неоднократно в 1919 – 1932 годах.

наши активные поиски захоронения священнослужителей были вызваны настоятельной просьбой православных жителей села волчанка. в волчанку со всей округи свозили священников. по мнению новой власти, именно священники являлись главным препятствием на пути строителей «новой жизни» и в годы гражданской войны, и в период коллективизации в начале 30-х годов.

многое нам рассказал старожил с. волчанка бовкун василий александрович 1929 года рождения. вот его рассказ: «в начале 50-х годов я проживал на квартире у волчанского конюха митрофана ширина, который неоднократно с циничной похвальбой, рассказывал мне о казни 40 священников, которую они совешали в начале 30-х годов, даже со слов палача с особой жестокостью. митрофан рассказывал: «вывели мы попов за деревню, за ту линию, которая отделяла в то время выпаса от сенокосов, и заставили их рыть себе могилы. после этого начались расправы. в священников стреляли, полуживых добивали лопатами, один пытался выбраться из могилы, ему лопатой отсекли голову и, наконец, еще не умерших людей засыпали землей». этот рассказ привел в ужас василия александровича, он воскликнул: «как вы могли так поступать с людьми?», на что палач с усмешкой отвечал: «это не люди, это попы». мы продолжали опрашивать местных жителей об обстоятельствах трагедии. житель с. волчанка кобзев передал нам рассказ соей матери ныне покойной, по ее словам, свозили священников из близлежащих районов по 2-3 человека. ей запомнилось, что среди казненных был священник из карасука. священников содержали под стражей не более 2-3 дней. после чего выводили за деревню и убивали лопатами или колотушками в осиновых околках вдоль старой ильинской дороги. ныне живущий в волчанке капнинов николай назарович сообщил нам, что его отец в те страшные годы был сельским пастухом и неоднократно рассказывал о том, что казнили священников и показывал своему сыну место казни, запрещал сыну на этом месте пасти скот. николай назарович хорошо знал эти пять углублений в земле и именно он безошибочно указал нам где покоятся убиенные священники.

по моей просьбе малахов василий филлипович опрашивал старожил с. ильинка, которое расположено недалеко от волчанки, и узнал от ульяны костенко, которой в 2007г. исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы леонов степан.

по воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. люди восприняли это как гнев божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. сразу, после горячей молитвы совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще на ильин день.

долженко иван григорьевич 1937 года рождения, ныне проживающий в волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. как свидетельствует иван григорьевич, всякий раз молитва была услышана богом, и шел дождь.

для того, чтобы убедиться, что нам указали верно место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли, мы обнаружили останки трех человек. погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный. это заставляет думать о том, что этот крест раскалили и таким образом был запечатлен мученик за христа. после того как, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились с просьбой к владыке тихону рассмотреть вопрос о перезахоронении.

благодаря вмешательству владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.

перезахоронение возглавил благочинный центрального областного благочиния протоиерей василий бирюков.

люди узнали то, что казалось, было скрыто временем навсегда.
в парке с. довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в с. волчанка в этот год открылся приход в честь казанской иконы божией матери.

таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершеных убийств, появились новые ростки православной веры. волчанцы, после многих лет прожитых в тяжких условиях безбожества, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.

а на место захоронения убиенных священнослужителей в с. довольное стали приезжать паломники.

но работа по изучению обстоятельств тех событий была продолжена.
в наши руки попали документы, рассказывающие о том, как образовался в с. волчанка штаб партизан. благодаря рукописи дергая василия ивановича, проживавшего в с. баклуши нам стала известна история возникновения волчанского штаба партизан и его деятельность в годы гражданской войны. вот некоторые факты: «первые группы «сочувствующих большевикам» возникли еще в 1906 году, после первой русской революции. в волчанку приехали из саратовской губернии василий мирошкин и ефим гостейкин. из сердо..ского уезда – федосеев. все они участвовали в революции. приехали в сибирь, спасаясь от преследования царского правительства. а федосеев был участником первой русской революции в саратовской области, за что и был в 1905 году выслан в сибирь, в волчанку на вечное поселение. они и положили начало организации подпольных революционных групп». позже появились и свои большевики… они агитировали против мобилизации в белогвардейскую армию... и эта работа принесла свои плоды. к июлю 1919 года в волчанке уже было более 30-и человек дезертиров, и с каждым днем их число росло…

через советски настроенных людей волчанцы держали связь с баклушами, баклуши с карасуком, а карасук держал напрямую связь с омском……с восстанием в волчанке кончилось сравнительное затишье в барабе. …основное ядро волчанского районного штаба составлял отряд королева, в котором насчитывалось около полутора тысяч человек. в него входили близлежащие села: баклуши, ильинка, плеханова, довольное, суздалка, комендантка, шагалка, утянка, ярки, травное.

в этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.

повесть – хроника в. и. дергая осталась неопубликованной и видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.

до этого нам неизвестно было когда произошло убийство священнослужителей. здесь ответ дан – в 1919 г. кто совершил и руководил этим? здесь указаны фамилии этих людей. есть и точное число убитых – сначала 9 священников потом еще 9. арестовали больше, но некоторых – отпустили – и причина описана.

вот слова из воспоминаний в. и. дергая сказанные о волчанцах: «…дрались они за советскую власть, как львы. горло готовы были перегрызть тому, кто осмеливался ругать их власть или становился им на пути…».
нам пришлось увидеть результаты воплощения сказанных слов.

все новые и новые факты и документы отражающие трагические годы.
в сентябре 2011г. в фонде отдела архива администрации доволенского района (ф. 33 о.1 д. 7 л.5) был найден документ от 1932г. «сведения о культах доволенского района запсиб края» в котором в п. 12. указано, что в с. баклуши организация тихоновская, поп убит 9/x -32. информацию даже не посчитали необходимым как-то приукрасить, а так прямым текстом, без пояснений: «поп убит». кто этот человек, как его имя? незадолго до того, как был обнаружен этот документ (он сохранился на оборотной стороне листа, который использовали для другой записи в том же году чрезвычайной комиссией, лишь перечеркнув уже имеющуюся на нем информацию)? здесь видимо следует рассказать, что жительница с. баклуши шевченко анна михайловна (она умерла в 2011г.), рассказывала, что она дочь священника, которого убили. по ее воспоминаниям, когда приехали забирать отца на конной подводе, его не было дома. он незадолго до этого ушел в соседнюю деревню. когда вернулся домой – узнал, что за ним приезжали, то пошел в довольное пешком – 45 км., а оттуда уже не вернулся. позже родственникам стало известно, что батюшку михаила расстреляли. подтверждающий документ был обнаружен за неделю до того как со времени убийства исполнялось 79 лет.

но страницы истории церкви во имя святителя и чудотворца николая в с. баклуши тоже не потерялись, и в 2008 г здесь был открыт приход.

восстановлены страницы истории церкви в честь казанской иконы божией матери (с. комарье) 1906-1932гг.

архив доволенского района располагает документами, которые содержат подробные списки крестьян раскулаченных и высланных из района. имеется учет задержанных (доволенским рум) в 1932-1933г. сбежавших с постоянного места расселения высланных крестьян – кулаков «2» категории.

среди них – священник с. комарьинского – иван хажий. к его личным документам приложены 2 удостоверения выданные архиепископом новосибирским никифором в декабре 1929 г. в одном из них благословение архиепископа.

с тех пор прошло почти 80 лет, но и в этом селе есть люди, которым нужна церковь. может поэтому первыми, кто встретил миссионерский автопоезд «за духовное возрождение россии» впервые прибывший на доволенскую землю, осенью 2009 г. - были жители с. комарье.

14 мая 2010 г. – состоялась встреча, уже с участием благочинного - протоиерея василия бирюкова. получено благословение на строительство церкви в честь казанской иконы божией матери в с. комарье, а началом послужит открытие прихода, оборудование помещения, которое уже ведется. такое решение было принято всеми участниками этой встречи.

в доволенском районе было 11 церквей. они были все разрушены в 20 веке. сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. у каждого события свое время и свой урок. если забудем, и не будем каяться - все может повториться.

вопросов остается много, но исследовательская работа в этом направлении, совместно с доволенским историко-краеведческим музеем, будет продолжена.

образование и православие / иерей андрей гусев – настоятель храма во имя преподобного сергия радонежского с. довольное

(голосов: 1)

версия для печати просмотров: 0



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика