Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 09:54

9 ноября 2011 г. Москва. "Страшный процесс разрушения семьи", который грозит стать необратимым в России, может остановить только возвращение к исконным православным традициям семьи и брака.

Самые хорошие результаты на этом пути дает сотрудничество Русской Православной Церкви, светских властей и общественных организаций. К такому выводу пришли участники круглого стола "Кризис семьи: есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?", который состоялся 7 ноября в ЦВЗ "Манеж" в рамках выставки-форума "Православная Русь". Модератор встречи – председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон четко структурировал выступления священнослужителей, представителей власти и бизнеса: надо было ответить на вопросы о причинах кризиса семьи; привести положительные примеры противостояния этому кризису; внести конкретные предложения по его преодолению.

Главная причина нынешнего катастрофического состояния семьи заключается в утрате христианской веры, считает председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов. По его словам, в результате влияния сатанинской "новой либеральной религии" понятие о семье как "малой Церкви" "полностью утрачено" не только народом, но и некоторыми священнослужителями: в последнее время участились случаи, когда священники разводятся со своими женами.

"Народ лишен цели жизни, вырождение - это тихая форма протеста", -- уверен протоиерей Александр Ильяшенко, известный, в том числе, и своим многочадием (он упомянул о 40 своих прямых потомках). "Ситуация такова, что людям не хочется рожать", -- вторила ему Елена Ольшанская, президент благотворительного фонда волонтеров "Помощь детям-сиротам" и объединения волонтеров "Отказники.ру". Однако она обратила внимание не только на нравственный, но и на экономический аспект проблемы: сегодня одинокая женщина, оставленная мужем, имеет "нулевую гарантию" вырастить детей в России, где только 40 % детей имеют обоих родителей (статистика о. Димитрия Смирнова).

Семья должна быть абсолютным приоритетом государственной политики, сейчас же семейная тема "не на задворках, но среди прочих", отметил советник президента России по социальным вопросам Евгений Юрьев. По его словам, уже в ближайшие годы Россия окажется в беспрецедентной демографической "яме", которой не было даже после Великой Отечественной войны.

Итак, опасность велика, "враг не у ворот, но уже вошел в город", использовал образное сравнение епископ Пантелеимон. Что же хорошего все-таки делается для спасения семьи? Известный протоиерей Лев Махно рассказал, что в Туле, где он служит, ведется церковная работа по профилактике абортов, беседы с беременными в женских консультациях. Эту деятельность, которую поддерживают госструктуры региона, можно было бы оценить на "5", если бы не "подспудные течения" - службы "планирования семьи", которые призывают женщин к противоположному: сделать аборт, продать эмбрион и т.д.

Директор "Лиги безопасного интернета" Денис Давыдов сообщил об успешной борьбе в сети с контентом, разрушительным для семьи и особенно опасным для детей. Это тем более важно, что в России 97 % родителей не имеют никакого представления о защите своего чада от виртуальных педофилов и распространителей порнографии (для сравнения: в США 80 % родителей рассказывают детям, как защититься от опасности в сети). Д. Давыдов пообещал, что в ближайшее время в православных приходах будет распространяться программное обеспечение, позволяющее контролировать ребенка в интернете.

Активисты общественного движения "Народный собор" тоже борются со злом в сети: представитель движения Владимир Хомяков сообщил, что ими собраны материалы для возбуждения уголовных дел против 250 педофилов, "пойманных в "Вконтакте", однако в большинстве случаев "милиция отбрыкивается" и не желает сотрудничать с общественниками. Говоря "о хорошем", он отрапортовал, что активность его единомышленников помогла сорвать внедрение в РФ ювенальной юстиции, школьных курсов "Основы сексуального просвещения" и в настоящее время пытается заблокировать проект Общественной палаты "Семья -2030", который, как утверждал В. Хомяков, нацелен на легализацию однополой и "множественной" семьи.

Пример эффективного соработничества региональных властей и религиозных организаций в сохранении семьи привела директор Департамента по семейной политике Ульяновской области Ольга Желтова. Она отметила "особое рвение епархии", которое выражается в ряде нетривиальных проектов, в результате чего тема здорового образа жизни, семейных ценностей постоянно оказывается в центре внимания населения региона.

Несомненно положительным явлением можно считать наличие многодетных семей священников и целого круга приходов, в которых создана "особая библейская атмосфера чадолюбия". В числе таких многочадных приходов были названы общины, окормляемые прот. Владимиром Воробьевым, Димитрием Смирновым, Артемием Владимировым. Последний привел пример "настоящего чуда": после 14-х родов детородные органы супруги одного из ростовских священников "полностью обновились", и теперь в счастливой семье уже 17 детей. По наблюдениям епископа Пантелеимона, у многодетных мам "регенерируется и все остальное - голова, например", и с каждым новым ребенком они становятся все более активными прихожанками, опорой общины.

Далее участники перешли к обсуждению программы действий по спасению российской семьи. Отец Димитрий Смирнов предложил "идеологию "Огород": в этом "огороде" есть "земля" - народ, "семена", которые нужно вырастить - дети, необходимая "влага" - благодать Божия и т.д. Особое внимание священник обратил на борьбу с "сорняками" - это замусоренный телеэфир, интернет и с "вредителями" - идеологическими оппонентами. "Мы их должны знать, их портреты в анфас и профиль должны быть вывешены везде, все должны знать номер ИНН, паспорт, машину, фамилию. И все должны знать, что этот человек - враг семьи. И мы без экстремистских мер сможем не изгнать, конечно, но сделать так, что они не будут нас беспокоить", - сказал о. Димитрий, развивая свое предложение об искоренении "врагов Церкви". "Кто будет определять врага?", - поинтересовался епископ Пантелеимон. "Я!", - незамедлительно ответил о. Димитрий.

А о. Александр Ильяшенко, со своей стороны, внес "несколько экстремистское" предложение: по его словам, надо так изменить законодательство, чтобы "у мужчины была возможность защитить свою семью, быть мужчиной". Он привел ряд примеров, когда глава семьи, противостоящий обидчику жены, оказывался за решеткой.

Протоиерей Андрей Юревич считает, что священнослужителям и мирянам надо прежде всего "на себя оборотиться": организовывать материальную и психологическую помощь семьям, семейное консультирование и семейные клубы при храмах, воспитание юношей и девушек в духе традиционных семейных ценностей, не уклоняясь и от квалифицированного обсуждения интимных тем. Елена Ольшанская полагает, что огромное значение имеют кризисные центры и приюты для мам с детьми, и именно это направление надо развивать Церкви, благотворителям и добровольцам.

Говоря о необходимой программе действий, советник Президента Евгений Юрьев настаивал: "Приоритеты государственной политики должны перещелкнуть в сторону семьи, которая даже важней, чем оборона". Церковь же должна "взять в этом вопросе национальное лидерство, уверен чиновник.

"Есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?" Отвечая на этот вопрос, вынесенный в заглавие круглого стола, В. Хомяков предупредил, что действовать надо безотлагательно, т.к. "у Церкви нет не только 20, но и 5 лет, и их будут разрушать вместе - и Церковь, и семью, и государство".

Юлия Зайцева



Благовест-инфо.ru