Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Архангельская епархия

Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил встретился с сотрудниками Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ). Владыка пообщался с аудиторией и ответил на вопросы, интересующие преподавательский состав.

Правящий архиерей отметил, что на Севере нужно активизировать духовную жизнь, для чего потребуется помощь интеллигенции, в том числе преподавателей вузов. Владыка также поздравил сотрудников ВЗФЭИ с 300-летием великого ученого, первого академика России Михаила Ломоносова. Его Преосвященство подчеркнул, что Михаил Васильевич был не только крупным ученым, но и человеком глубокой веры: «Он писал, что всегда чувствовал Божию помощь в своей жизни и особенно, когда горячо молился».

«Сейчас нам горячей молитвы не хватает, - заметил владыка. - Нашему поколению пришлось пройти через страшный период, когда внушали: наукой доказано, что Бога нет. Но, например, балет не опровергает математику, это разные сферы. Мир, который нас окружает, бесконечен. Как можно, не обследовав весь мир, делать такие заявления?»

Епископ Даниил также прокомментировал известный лозунг, провозглашавший свободу, равенство и братство: «Эти понятия исключают друг друга. Разве возможно при свободе равенство? На летнем лугу свободно растут растения, но они не равны – одни выше, другие ниже, одни яркие, другие более скромные. Равенство есть только на английском газоне, потому что траву аккуратно постригают. Так же и мы пришли разными в этот мир - Господь наделил каждого человека индивидуальностью».

Этот мир живет по определенным духовным законам, подчеркнул владыка. «Познавая окружающий мир, мы видим, как все премудро устроено. Недаром множество людей, в том числе великих ученых, как Ломоносов, сохранили глубокую веру. Но есть и те, кто не верует в Бога. Господь никого насильно к себе не обращает. Например, сходит Благодатный огонь в Иерусалиме. Для одного это чудо, для другого – стечение обстоятельств. Но есть «люфт» – можешь верить или не верить».

Тем не менее, пояснил архипастырь, люди должны знать, что нарушение законов ведет к страданию. «Часто задают вопрос: «Если Бог есть любовь, то почему люди страдают на земле?». В Евангелии дан ответ: «Земля, на которой мы живем, это место изгнания человеческого, место подготовки для настоящей жизни. И здесь человек может жить с внутренней радостью, уверенностью и спокойствием, если знает, что в этом мире ничего не происходит случайно. Даже у страданий появляется смысл, если верить в вечную жизнь. Если же не верить, тогда точно – полная бессмысленность», - заключил владыка.

Во всех бедах, лишениях и страданиях виноват, как принято сейчас говорить, человеческий фактор, напомнил архипастырь и привел объяснение библейских слов о том, что Бог «гневается» и «наказывает». «Святитель Иоанн Златоуст растолковывает, что эти слова были рассчитаны на человека с грубыми представлениями. В то же время основатель монашества Антоний Великий пишет: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает: однако же, как Он, будучи таковым, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается. Ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, что Божеству было бы или худо из-за дел человеческих или хорошо. Бог благ и только благое творит. Никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. И сие не то значит, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благодарениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращений, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать, что Бог отвращается от злых есть то же, что сказать: «Солнце скрывается от лишенных зрения».

Также Его Преосвященство разъяснил, в чем заключается отличие веры от магии: «Некоторые думают, что, дав три миллиона на строительство храма, умилостивили Бога. Но духовная жизнь -это не сделка. Если человек построил храм, будет ли он в Царствии Небесном? В христианской религии мы просим Бога, ходатайствуем за всех, но не знаем, как Он поступит. Магия же существует для того, чтобы заставить сверхъестественные силы работать на себя».