Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

IX

30.11.2011

( $('calendar') );

Дорогая Лидия Николаевна,
уважаемый Андрей Юрьевич,
возлюбленные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на открытии Девятых подмосковных Рождественских образовательных чтений. Этот форум за минувшие годы стал неотъемлемой частью культурно-образовательной жизни нашего региона, что, конечно, очень нас радует. Мы имеем возможность обсудить результаты церковно-школьного взаимодействия на ниве просвещения и наметить планы на будущее. В этот раз тема Рождественских чтений «Через просвещение к нравственности» обращает наше внимание на воспитательную составляющую образовательного процесса.

Следует признать, что возможности для приобщения учащихся разных возрастов к знаниям о православии появились относительно недавно. Договору о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области в этом году исполнилось десять лет. Мы этому очень радуемся, но не можем забывать о том, что педагогам, преподающим духовно-нравственные дисциплины, доводится работать в очень трудных условиях, ведь сказывается наследие десятилетий господства атеистической идеологии. В такой обстановке требуется много сердечного усердия, добра души, искусства и такта учителя, чтобы открыть и перед детьми, а косвенно и их родителями, правду о том, что жизнь человека не имеет смысла без любви и жертвенности, без надежды и благочестия.

Издревле воспитание почиталось непременной обязанностью родителей, а его отсутствие — позорным обстоятельством, ведущим к пагубным последствиям для общества. Священное Писание наставляет: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. При умножении нечестивых умножается беззаконие» (Прит.29:15,16). К счастью, в настоящее время мы имеем возможность, хотя и не в тех масштабах, в каких было бы необходимо, помогать семье в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей. Такая деятельность востребована.

Приведу вам пример из церковной жизни, который свидетельствует о наличии позитивных перемен в нашем обществе, о росте интереса людей к своим православным корням. Относительно недавно введена практика обязательных катехизаторских бесед со взрослыми крещаемыми, а также родителями и восприемниками младенцев. Когда было принято такое решение, кое у кого возникало опасение, что данное нововведение будет воспринято людьми как принуждение. Действительность же показала, что подавляющее большинство людей с интересом и благодарностью посещают собеседования, используя представляющуюся возможность, чтобы больше узнать о православии.

В определенной степени это является следствием и наших совместных просветительских усилий. Если просто перечислить по пунктам ежегодно осуществляемую программу церковно-школьного взаимодействия в Московской области, то можно увидеть, что духовное просветительство, ориентированное также и на воспитание нравственности, стало объективно значимым фактором общественной жизни региона. За это особая благодарность нашему губернатору Борису Всеволодовичу, показывающему на протяжении многих лет доброжелательное отношение к духовному возрождению Подмосковья. И конечно, у главы области есть удивительно деятельная и уникально творческая соработница, министр образования Лидия Николаевна, которая никогда не останавливается на достигнутом, постоянно выдвигая новые идеи и проекты. Но было бы, конечно, заблуждением считать, что без участия огромных педагогических коллективов и усердия наших священнослужителей, можно было бы достичь реальных перемен в деле духовно-нравственного образования и воспитания.

Говоря о минувших годах, следует признать, что мы отчасти были увлечены максимальным расширением сферы нашего взаимодействия. Иными словами, речь шла о количестве, — теперь настало время сосредоточить внимание на качестве. Изучение православия, вне зависимости от возраста человека, прежде всего, обращено к его душе. Значит, здесь не может быть никакой поверхностности, примитивизации, равнодушия. Ведь урок, посвященный самым возвышенным истинам, может не достичь своей цели, если педагог будет подходить к своей задаче формально, скажу больше, безответственно.

Здесь мы подходим к важнейшему вопросу, касающемуся фундаментального значения преподавания духовно-нравственных дисциплин. На всех трибунах неоднократно провозглашалось и продолжает заявляться, что все эти предметы имеют четко определенный культурологический характер. С этим никто не спорит. Но нельзя закрывать глаза на то, что и памятники письменности, и иконопись, и храмовая архитектура, и церковное пение, будучи неотъемлемой частью отечественной культуры, возникли как внешнее проявление религиозной жизни нашего народа на протяжении тысячи лет. Это молитва в камне, в красках, в звуке, в слове. Вдохновляясь евангельским учением люди прошлого создавали нашу страну, защищали и развивали ее, созидали великую культуру, устраивали общественную, семейную и личную жизнь. От этого нельзя отвернуться, сделав вид, что не замечаешь многовековых основ жизни нашего народа, а сосредотачиваешься только на внешних формах. Ведь в центре всего этого — культура сердца, культура любви. Объясню на примере, что имею в виду.

В мире много боли, несправедливости, страдания. А в Евангелии Господь призывает: накормите голодного, напоите жаждущего, оденьте раздетого, позаботьтесь о больном, имейте попечение о заключенном в темницу. Делайте это так, как будто для Меня делаете, и Я благословлю вас и ваши труды (см.: Мф. 25:31–46). Вот что мы противопоставляем присутствию изощренной жестокости и насилия. Истины, изреченные Спасителем вечны, они не теряют своего значения и сегодня. Когда мы изучаем Священное Писание, то знакомимся не только с изложенными там историческими событиями, но и постигаем Божественные заповеди, касающиеся жизни человеческой души.

Это особый, очень важный аспект просветительской деятельности, имеющий своей целью формирование нравственных устоев. Мне в этом плане очень нравятся учебные пособия доктора педагогических наук, профессора, руководителя Духовно-просветительского культурного центра имени святых Кирилла и Мефодия Людмилы Леонидовны Шевченко. Они ориентированы на то, чтобы через изучение основ православной культуры непосредственно обращаться к сердцу ребенка. Задача сложная для педагога. В современном мире люди подчас или боятся, или не умеют говорить о своих чувствах и внутренних переживаниях, а без этого нельзя обойтись при изучении Евангелия. Читая эту великую книгу, дети встречаются со святостью, благочестием, любовью, милосердием, добротой, заботой, состраданием, с одной стороны, — и завистью, подозрительностью, ненавистью, ложью, обманом, несправедливостью и убийством, с другой. Как не обсудить все эти явления в жизни человеческого общества, тем более, что они характерны для всех эпох? В этом и заключается уникальная воспитательная миссия Евангелия, его обращенность непосредственно к человеческому сердцу, которая должна обязательно быть осмыслена и освоена современной школой. Тогда просвещение будет не сухой записью в школьном журнале, а станет благодатным сеянием на возделанной почве и принесет плод сторицей (см.: Лк. гл. 8). Иными словами, просвещение будет формировать нравственность.

Все сказанное нисколько не противоречит культурологическому предназначению духовно-нравственных предметов в детских садах, в средних школах и профессионально-технических образовательных учреждениях. Я имею в виду идеальное понимание культуры как сферы прекрасного, а не безобразного. Мы, церковные люди, всегда будем стремиться к тому, чтобы дети и юношество приходили к православной вере и укреплялись в ней, усваивали уроки любви и добра. Уверен, что церковно-школьное соработничество способствует этому полезному для народа и Отечества делу.

В заключение по традиции предлагаю для обсуждения тему будущих Х Московских областных Рождественских образовательных чтений 2012 года — «Возрождение через просвещение». Когда мы говорим о возрождении, то имеем в виду возвращение общества к традиционным духовно-нравственным ценностям, опору на них в деле воспитания подрастающего поколения. Церковь и школа объединяют свои труды в этом направлении. Мы видим в таком соработничестве залог поступательного развития и всестороннего возрождения нашего возлюбленного Отечества. Думается, что в рамках предлагаемой темы на грядущих Рождественских чтениях можно будет обсудить имеющиеся достижения и наметить пути дальнейшего укрепления нашего сотрудничества.

Хочу от всей души поблагодарить тружеников светского и церковного образования за ваши самоотверженные труды, пожелать новых успехов и свершений, здоровья и счастья. Божие благословение да пребывает со всеми вами!

Распечатать



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика