Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

.. IX

30.11.2011

( $('calendar') );

Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемый Владыка Ювеналий!
Уважаемый Владимир Янович!
Уважаемый Андрей Юрьевич!
Уважаемые участники и гости Чтений!

Сегодня, 30 ноября, в день памяти преподобного Никона, ученика преподобного Сергия Радонежского, который своей угодной Богу молитвой не только много раз спасал Отечество от видимых и невидимых врагов, он исцелял, укреплял, вразумлял, возвращал Богу заблудшие души, мы будем говорить об одной из очень важных миссий, возложенных на систему образования, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Сегодня невозможно без нравственно воспитанного молодого гражданина Российской Федерации реализовать поставленную Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым задачу модернизации страны. В подрастающем поколении необходимо формировать нравственное начало, приобщать молодежь к национальным и духовным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, а самое главное — необходимо обеспечивать тесное взаимодействие семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.

Безусловно, без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетий, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

У нас, в Московской области, на протяжении 10 лет выстроена эффективная система церковно-школьного взаимодействия, одной из основных целей этого взаимодействия определена совместная деятельность Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви по вопросам совершенствования содержания образования, воспитания, духовно-нравственного просвещения.

Об успешности этой работы говорят работы учителей и учеников, ежегодно присылаемые в Министерство образования Московской области для публикации в сборнике Рождественских чтений. Вот выдержка из работы Земсковой Ольги Николаевны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 2 Воскресенского муниципального района:

«Школа — это часть общества. Школа без традиций — это мертвое здание, в котором дети от шести до семнадцати лет отбывают томительные часы, получая определенную информацию. Школа с традициями — это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, знания об окружающем мире, о своем месте в обществе, о своих возможностях самореализации. Традиции позволяют, в том числе, наладить эмоциональный контакт между учениками, контакт педагогов с детьми, детей — с родителями, родителей — с педагогами и даже педагогов — с педагогами.

Уже второй год в нашей школе введен предмет «Духовное краеведение Подмосковья.

Об актуальности курса Духовное краеведение Подмосковья говорит и тот факт, что все обучающиеся 8-го класса нашей школы единодушно сошлись во мнении о его нужности и необыкновенном интересе. Вот несколько высказываний школьников о преподавании предмета:

— «…Этот предмет мне нужен и он мне нравится… Надо не совершать грехов, желать людям добра…»

— «…Я считаю, что этот предмет необходим ученикам в школе, потому что он научит детей делать добро, помогать людям и верить в лучшее…»

Действительно, школьники и их родители все больше понимают необходимость введения предметов духовно-нравственного воспитания. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного мониторинга, проводимого Министерством образования Московской области в муниципальных образованиях:

По данным мониторинга в Московской области:

  • предметы культурологического цикла преподаются в 1145 школах (увеличение на 12,1% по сравнению с 2010 годом), для 91 тысячи 900 обучающихся (увеличение — на 15,6%);
  • продолжается преподавание в учреждениях начального и среднего профессионального образования (106 учреждений, что составляет 89% от всех учреждений НПО и СПО) для 12 тысяч обучающихся;
  • увеличилось до 109 количество учреждений дополнительного образования, в которых ведутся занятия культурологического направления для 24 тысяч воспитанников;
  • знакомство с религией для самых маленьких организовано в четырехстах тридцати дошкольных образовательных учреждениях Московской области для 27 тысяч воспитанников.

В наше время особенно очевидно, что без духовности нам не выжить, не обрести согласия в обществе.

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы?

Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям.

Важна роль педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, зафиксированного в эмоционально-визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».

Поэтому в Московской области принято решение о создании учебных пособий для дошкольников и младших школьников (экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Л. Л. Шевченко) и введение предметов духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Для мотивации к работе по данному направлению в рамках Пасхальных встреч, вы, глубокоуважаемый Владыка, предложили организовать встречу для воспитателей дошкольных учреждений в Новодевичьем монастыре, мы с удовольствием приняли участие в этой встрече и продолжили работу в данном направлении. На традиционной сентябрьской встрече с педагогическим активом Московской области большое внимание уделялось введению предметов духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, в ноябре состоялись еще две встречи в Новодевичьем монастыре с воспитателями, во время которых автор учебного пособия Л. Л. Шевченко знакомила воспитателей с новым комплектом, и каждый воспитатель получил его в подарок.

Сегодня, учебно-методическое обеспечение Московской области для ведения предметов культурологического цикла составляет целую библиотеку:

  • учебно-методический комплект «Духовное краеведение Подмосковья», автор Л. Л. Шевченко (бумажная и электронная версии). 2007 год — 62 тыс. экземпляров, 2010 год — 40 тыс. экземпляров, электронная версия, 2010 год — 1 тыс. экземпляров.
  • учебно-методический комплект «Православная культура», автор Л. Л. Шевченко
  • пособие для дошкольников и младших школьников, экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Л. Л. Шевченко. Издано в 2011 году — 1 тыс. экземпляров. Планируем в этом году издать еще 5 тыс. экз.;
  • для организации работы в начальной школе издается методический сборник «Введение в „Добрые дела“ в рамках духовно-нравственного воспитания» для учителей первых классов. Планируем в 2011 — 2012 учебном году издать 3 тыс. экземпляров.

В виду большой востребованности перечисленных пособий в образовательных учреждениях Московской области мы предполагаем в 2012 году продолжить их издание.

Кроме учебно-методической литературы в Московской области ежегодно по инициативе Губернатора Московской области Б. В. Громова и по благословлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия к областному открытому уроку издаются книги для детей, юношества и родителей.

В 2007 году изданы книги «История Родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней» и «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор А. Б. Мазуров (5 тысяч экземпляров).

В 2008 году издана книга для семейного чтения «Отчий дом», автор Л. Л. Шевченко (4 тысячи экземпляров).

В 2009 году издана книга для юношества «Наследие веков живое», автор Л. Л. Шевченко (6 тысяч экземпляров).

В 2010 году издана книга «Просветители», автор Л. Л. Шевченко (3,5 тысячи экземпляров).

В 2011 году в связи с большой востребованностью переиздана книга «Сказ о Кирилле и Мефодии», автор А. Б. Мазуров (3 тысячи экземпляров).

Системное решение задач в области духовно-нравственного образования и воспитания — это не только подготовка учеников в области знания о духовной культуре России, выпуск учебных и методических пособий, но и подготовка квалифицированного учителя к преподаванию основ православной культуры.

Большое внимание уделяется подготовке педагогов, повышению квалификации педагогов в области духовно-нравственного воспитания:

  • определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области по проведению курсовой подготовки в рамках повышения квалификации педагогических работников;
  • разработаны программы подготовки учителей — «Духовно-нравственная культура», «Основы православной культуры»;
  • в 2010 году разработаны программы по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования;
  • разработана и реализуется с октября 2011 года для первых 150 человек программа подготовки воспитателей ДОУ.

Курсы повышения квалификации ведутся на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в настоящее время подготовку прошли более 1950.

В 2011 — 2012 учебном году будет продолжено обучение педагогов школ на базе Духовно-просветительского центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета и Педагогической академии последипломного образования в феврале — мае 2012 года, учреждений начального и среднего профессионального образования (январь — февраль 2012 года — просветительский центр МГОУ).

В настоящее время при подготовке учителей Московской области к преподаванию предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» учителя разных специальностей получают знания в области духовной культуры, знакомятся с понятиями христианской этики, богословия, получают знания о духовной основе русской культуры, ее христианских корнях.

Большую роль в научном и методическом сопровождении в реализации направления «Духовно-нравственное образование» играет Духовно-просветительский центр им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета. На базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет «В помощь учителю духовной культуры», в котором представлен Банк педагогического опыта «Духовная культура».

Материалы размещены на сайте ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»: www.mgou.ru (раздел «Наш университет», подразделы: «Культура и спорт», «Духовная жизнь», «Духовно-просветительский центр», «Методический кабинет»).

Работа с детьми в рамках духовно-нравственного воспитания не ограничивается только традиционными формами: урок, факультатив, кружок. Педагоги Московской области, реализующие в своей деятельности программы духовно-нравственного воспитания, принимают активное участие в региональном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя». Они представляют на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты, материалы, программы и методики.

О признании такого рода деятельности говорят итоги ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Победителями конкурса в свое время были Л. Л. Шевченко, педагоги О. В. Чуб, А. В. Аркадьева, С. А. Щелкунова, И. Е. Истомина.

В этом году в г. Костроме в сентябре 2011 в рамках образовательных чтений Центрального федерального округа на тему: «Нравственные ценности — основа образования и воспитания» состоялось награждение победителей окружного этапа Всероссийского конкурса по Центральному федеральному округу.

Победителями от Московской области стали:

  • 1 место: Захарова Лариса Александровна, директор воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино;
  • 3 место: Щёкина Елена Исааковна, учитель русского языка и литературы, духовной культуры, МОУ Дмитровская СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, Дмитровский м.р.;
  • победитель в номинации «Лучший издательский проект» — Миронова Людмила Григорьевна, заведующая библиотекой, педагог дополнительного образования, МОУ Каменская СОШ, Дмитровский м.р.;
  • педагоги Сергиево-Посадского района определены победителями в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»: авторский коллектив школа № 23, Сухов Вячеслав Григорьевич, директор физико-математического лицея.

Хочу Вам напомнить, что для достижения таких высоких результатов во всероссийском конкурсе, необходимо проведение Муниципального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Также прошу обратить Ваше внимание на то, что нами принято решение об участии в региональном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2012 году воспитателей детских садов.

Министерством образования Московской области совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви при поддержке Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова проводится целый ряд уже традиционных мероприятий. Наиболее значимые из них: ежегодные Рождественские чтения, областные родительские собрания, традиционные встречи митрополита Крутицкого и Коломенского с руководителями муниципальных органов управления образованием, педагогами образовательных учреждений, Рождественские ёлки. Одной из наиболее массовых форм, которая вошла в практику работы по духовно-нравственному воспитанию, является областное мероприятие — открытый урок «Духовные родники Подмосковья».

Разработанные и реализуемые совместно программы в образовательных учреждениях Московской области предусматривают проведение совместных праздников, соревнований, экскурсий, выполнение творческих заданий и др. Все это помогает родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует не только духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

В рамках взаимодействия с федеральными структурами в осуществлении важнейших проектов по духовно-нравственному воспитанию: в 2009 году специалисты Московской области принимали участие в работе Межконфессиональной группы по разработке программы экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». Материалы, которые были разработаны Московской областью, были приняты всеми основными религиозными конфессиями и стали основой данной программы. Результатом работы явился и разработанный в рамках экспериментальной программы учебно-методический комплект «Основы православной культуры» для модуля данной программы. Он прошел экспертизу и был рекомендован Отделом религиозного образования и катехизации для использования в качестве дополнительного к пособию А.Кураева для тех регионов, которые посчитают необходимым его использование. В Московской области данный комплект используется для работы с родителями учащихся, изучающих предмет «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», а так же в системе повышения квалификации учителей; учебно-методический комплект «Православная культура» Л. Л. Шевченко, используется в школах 55 регионов Российской Федерации.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 2 августа 2009 года № ПР-2009 принято решение в Московской области о введении в 2012 году курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертой четверти 2011 — 2012 учебного года для обучающихся всех 4-ых классов и в первой четверти 2012 — 2013 учебного года для обучающихся 5-ых классов Московской области.

На сегодняшний момент в общеобразовательных учреждениях Московской области организована работа, подводятся итоги мониторинга. Прошу Вас еще раз, уважаемые руководители, провести разъяснительные беседы с руководителями общеобразовательных учреждений о необходимости продолжать разъяснительную работу с родителями.

Считаю, что идея воспитания духовной личности является ведущей в работе учителя. Сегодня учитель является сеятелем разумного, доброго, вечного. И своим трудом мы стремимся прославить высокое звание — Учитель. Задача учителя — помочь ребенку, входящему в мир, найти свое собственное место в жизни. Именно учитель помогает приобрести уверенность ребенку. Уроки — это творческий процесс осмысления нравственных и эстетических ценностей. Колосова Анна, ученица 11-ого класса, ученица МОУ СОШ № 1 имени Н. Л. Мещерякова г. Зарайска, так написала об учителе в своем сочинении «Дорогою добра»: «Я считаю, что учитель является наставником. Он не только даёт детям знания, но и воспитывает их. Но чтобы добиться результата ему необходимо стать другом для ученика, ведь он отдаёт частицу тепла и любви своего сердца. На всю жизнь детям запоминается первая линейка, первый звонок. Но самое главное — это добрый взгляд и ласковая улыбка первой учительницы. Я думаю, что учителю надо много работать над собой, чтобы уверено войти в класс и сказать: „Здравствуйте, дети! Я ваша первая учительница…“

Отношения учителя и ученика — это радостная дружба и доверие. Если ребёнок увидит открытое сердце учителя, то с любопытством и интересом войдёт в этот мир.

Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель…
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать имя „учитель“.

Я считаю, что девизом каждого учителя должны стать слова: „Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь“ Что может быть лучше?»

Тесно связана с духовно-нравственным воспитанием проводимая в Подмосковье системная работа по патриотическому воспитанию.

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у подрастающего поколения социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, выполнению своего конституционного долга.

Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны является одним из важнейших звеньев системы патриотического и гражданского воспитания в системе образования Московской области. Живой интерес к этому направлению воспитательной работы в настоящее время значительно возрос. Чем дальше в прошлое уходят героические страницы войны, чем малочисленнее ряды её живых свидетелей, тем ценнее встречи с ветеранами и их воспоминания.

Ежегодно Министерство образования Московской области проводит областные акции патриотической направленности, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

Яркими примерами работы, проводимой в муниципальных образованиях, может служить опыт организации патриотической работы со школьниками в Егорьевском, Одинцовском, Серебряно-Прудском районах и городском округе Краснознаменск.

В рамках празднования 50-летия первого полёта человека (Ю. А. Гагарина) в космос проведен областной фестиваль детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», посвященный 70-летию битвы под Москвой и 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. Участниками областных (заключительных) этапов конкурсных мероприятий стали 7190 человек обучающихся.

В настоящее время в Московской области действуют 710 музеев, созданных на базе образовательных учреждений. Из них: 130 краеведческих музеев, 121 исторический, 252 военно-исторических; 177 историко-краеведческих музеев. Краеведческий материал, представленный в музеях, формирует устойчивый интерес детей и подростков к истории своих предков, к своим историческим корням. Приоритетными формами культурно-просветительской работы школьных музеев являются Уроки мужества (свыше 170 тысяч школьников), лекции (свыше 100 тысяч школьников), экскурсии, походы (свыше 91 тысячи школьников), тематические встречи, вечера (свыше 85 тысяч школьников). На базе музеев проведены круглые столы, семинары, конференции. Их участниками стали свыше 70 тысяч школьников. Исследовательской и поисковой работой на базе школьных музеев заняты свыше 21 тысячи школьников. Участниками музейных уроков в рамках учебных предметов стали свыше 77 тысяч школьников, в рамках элективных курсов и факультативных занятий — свыше 16 тысяч. Кроме того, на базе школьных музеев работают кружки, секции, творческие объединения, в которых занимаются свыше 11 тысяч обучающихся.

Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков — все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно народная мудрость говорит о том, что любовь к Родине начинается с семьи. В работе с семьей традиционным культурно-просветительским проектом, реализуемым Министерством образования Московской области стали областные Родительские собрания, которые ежегодно проводятся в городах и районах Подмосковья с целью акцентировать внимание общественности на проблемных вопросах воспитания подрастающего поколения.

В областных мероприятиях ежегодно принимают участие родители и обучающиеся и педагоги образовательных учреждений, главы городских округов и муниципальных районов области, работники органов управления образованием, благочинные. Общее число посетивших осенний цикл родительских собраний прошлого года составило более 2000 человек.

Проблему профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области Министерство образования рассматривает как одно из направлений комплексной воспитательной работы в учреждениях образования, обеспечивая приоритет в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних.

В общеобразовательных учреждениях проводится работа по внедрению в практику работы классных руководителей с 1 по 11 класс методик проведения воспитательных мероприятий и родительских собраний по программе нравственно-этического воспитания «Этическая грамматика», психологической программы по развитию социальных компетенций у школьников «Жизненные навыки», психолого-педагогические и социально-психологических гуманитарных технологий, направленных на формирование толерантного сознания, оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, поддержку позитивных межнациональных отношений в системе образования. Данные технологии были разработаны подмосковными вузами в рамках областной целевой программы «Развития образования Московской области». Ежегодно эти технологии осваивает свыше 7 тысяч педагогических работников различных категорий.

В Московской области разработаны практические программы по формированию межкультурной компетентности личности, профилактике ксенофобии, по формированию толерантной личности (Тренинги толерантности). Их цель — сформировать многоролевую личность, социокультурное развитие которой происходит на перекрестках разных культур и социальных пространств. По Московской области на базе этих программ ведется регулярная работа уже в течение 9 лет.

Значимым направлением профилактики является специальная образовательная и культурно-просветительская работа по проблеме наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения несовершеннолетних, которая проводится с учащимися и их родителями с привлечением работников здравоохранения, ГУВД, органов наркоконтроля и других ведомств.

В образовательных учреждениях Московской области реализуются культурно-образовательные программы, допущенные Министерством образования РФ, Экспертно-консультативным советом, созданным при Управлении Федеральной службы наркоконтроля по Московской области: «Твое здоровье», «Все цвета, кроме черного», «Мой выбор», «Разговор о правильном питании».

Для решения этих вопросов в помощь педагогу в Московской области изданы и распространены книги:

  • «Семья. Искусство общения с ребенком», авторы Светлана Васильевна Кривцова, Екатерина Юрьевна Патяева, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова;
  • «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности», автор Галина Владимировна Солдатова, под редакцией Александра Григорьевича Асмолова.

Считаю, что такие результаты являются показателем системной работы по нравственному воспитанию подростков.

Таким образом, определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет, сложившееся в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании.

Школа сегодня — это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Задача школы — стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить Вас с выдержкой из сочинения «Через просвещение к нравственности» Гуришкина Сергея, ученика 6-ого класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Красногорска: «Нравственность и духовность связаны между собой. Когда приходишь в храм, смотришь на людей, то понимаешь, что все они такие, благодаря церкви. Их чистые лица сияют от любви, которая переполняет сердца. Приведи любого отпетого хулигана в храм, и он больше никогда не будет делать ничего плохого. В храме пересматриваешь свои взгляды на мир, когда слушаешь проповедь, читаешь Писание или даже просто смотришь на иконы. В храме учишься смирению и послушанию (это воспитание) и обретаешь нормы поведения и отношения к людям (это нравственность). Благодаря церкви, ты начинаешь более ясно различать хорошее и плохое. Я, конечно, не пытаюсь никому навязывать веру, которую исповедую, но показываю, что приходя в Православие, вы обретаете такие качества, которые помогают просто жить в миру. Именно Церковь помогает обрести любовь, щедрость, доброту, мужество, верность, честь. А к тому, кто обладает таким качествами, непременно будут тянуться люди. Повторюсь. Чтобы научиться владеть собой — нужно идти в храм. Чтобы обладать хорошими качествами — нужно идти в храм. Чтобы научиться любить людей, пока мир не погиб в припадках ненависти — нужно идти в храм. И получается такая цепочка: от воспитания — к нравственности».

Этими словами я хотела бы закончить своё выступление. Хочу пожелать всем участникам Рождественских чтений успешной работы.

Спасибо за внимание!

Распечатать



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика