Новости Патриархии

23 Декабря 2014

В своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся вопросов организации приходской жизни.

«Если говорить об устроении приходской жизни, то нужно иметь ввиду не только средства (богослужение, образование, катехизацию, молодежную и социальную работу), но и цель. Единственной конечной и неизменной целью всей Церкви Христовой, а значит и прихода является приведение людей к общению с Богом, обретение ими спасения», — заявил Предстоятель.

«Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Отсюда проистекает особая ответственность прихода и, в первую очередь, настоятеля и клира за созидание приходских общин, то есть единства людей, собирающихся в храме вокруг Евхаристической чаши. Это единство имеет мистическое значение, "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20), но также и духовно воспитательное: община при правильном устроении становится школой подлинного благочестия».

Как созидать живую общину? «На приходах должна быть правильно поставлена работа по приобщению к общине тех, кто только-только входит в храм. Для этого мы сейчас располагаем двумя важными инструментами. Во-первых, это предкрещальная катехизация, а, во-вторых, так называемое приходское консультирование», — отметил Святейший Владыка.

«По решению Священного Синода, одобренному Архиерейским Собором 2013 года, огласительные беседы следует проводить не только с теми взрослыми, кто желает креститься, но и с будущими крестными, и с родителями детей, которых готовят к принятию Святого Крещения», — напомнил Предстоятель Русской Церкви.

В ходе огласительных бесед люди должны слышать не только разъяснение «Символа веры» и Таинства Крещения, но и слова о важности исповеди, Причащения, о жизни в приходе, о том, как можно в ней участвовать. «И, если беседы построены правильно, интересно и убедительно, многие из тех, кто проходят оглашение, захотят большего: приходить в храм и продолжить общение со священником», — считает Святейший Патриарх.

«Есть вполне конкретные примеры московских храмов, где оглашаемые, после двух встреч с катехизатором сами просили об организации чаепитий, встреч со священником для дальнейших бесед, — сообщил Патриарх. — Настоятели и духовенство, а также катехизаторы должны не только идти навстречу таким пожеланиям, но и организовывать огласительную работу так, чтобы такие пожелания возникали».

По словам Его Святейшества, очевидно, что «оглашение еще не делает человека воцерковленным православным, но сообщает ему лишь некоторые знания, и всегда будет некоторое число людей, которые будут приходить на огласительные беседы "для галочки"». «Однако практика показывает, что многие из тех, кто поначалу приходят на оглашение только потому, что оно обязательно, затем принимают эти беседы с охотой и желанием. Так что некоторая принудительная регламентация все же необходима, в том числе потому, что, к сожалению, еще не все духовенство воспринимает катехизическую работу как нечто необходимое и желанное», — отметил Предстоятель.

Также Святейший Патриарх напомнил собравшимся, что Синодальный отдел религиозного образования и катехизации разработал пособие для катехизаторов, и поручил управляющим викариатствами столицы озаботиться «распространением указанного пособия среди катехизаторов вверенных им приходов».

Еще одним аспектом приходской жизни является так называемое приходское консультирование. «По сути, речь идет о дежурствах в храме для приема всех тех, кто сюда приходит, но особенно — для встречи тех, кто в Дом Божий приходить не привык. Не всегда таким людям удобно подходить со своими вопросами к работницам свечного ящика, потому как там выстраивается очередь и людей задерживать нет возможности», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель рассказал о работе приходских консультантов: «Необходимо, чтобы, по крайней мере, в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники и в их кануны в храме поблизости от свечного ящика уже до начала богослужения присутствовал катехизатор или подготовленный доброволец. У такого человека должен быть бейдж, из которого будет ясно, что к нему можно свободно обращаться, должна стоять табличка, уведомляющая о возможности задать вопрос. На руках у сотрудников и добровольцев приходской консультации должны быть раздаточные материалы — буклеты или краткие листовки о самых важных вопросах: о причащении, об исповеди, о поминовении усопших, об иконах, о свечах, о текущем празднике. Такие дежурные должны быть доброжелательны, готовы пообщаться, с радостью и любовью рассказать приходящему не только об опыте личной жизни в Боге, но о жизни общины в данном храме. Среди приходящих есть те, кому нужно только, как говорится, "зайти и поставить свечку", но есть и те, кто с радостью воспримут такой разговор, который, быть может не сразу, но приведет их к постоянному участию в жизни прихода. Все это, впрочем, никак не отменяет моего прошлогоднего указания о дежурствах священников при храмах и о необходимости наличия у такого священника мобильного телефона. Ведь приходящие порой нуждаются в исповеди или в беседе с пастырем, а не только лишь в доброжелательном разговоре с дежурным консультантом».

«В катехизических беседах, в общении при дежурствах со стороны катехизаторов, консультантов и священников должны полностью быть исключены формализм, небрежность и в целом то, что можно бы назвать "синдромом отбывания повинности"», — особо подчеркнул Патриарх Кирилл.

Также Святейший Владыка остановился на вопросе подготовки приходских работников и поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету и Российскому православному университету в течение следующего года полностью завершить организацию курсов для приходских работников в объеме полубакалавриата. Кроме того Патриарх поручил епископу Воскресенскому Савве организовать на базе Новоспасского ставропигиального монастыря специальные кратковременные курсы.

Еще одним вопросом, который Святейший Патриарх Кирилл вынес на обсуждения собрания, стал вопрос совместного участия всех прихожан в богослужении.

Народное пение под управлением диакона, которое сегодня чаще всего сводится к общему пению за Литургией «Символа веры» и молитвы Господней, можно было бы распространить и на ряд других любимых прихожанами песнопений, в том числе и за всенощным бдением, считает Предстоятель. «Вводя такую практику, полезно обращаться с отдельным словом к прихожанам, поясняя им значение общего пения», — отметил Святейший Владыка.

«Несколько слов скажу о подготовке к Таинству Святого Причащения, поскольку в тех записках, которые я получил при подготовке доклада, эта тема несколько раз затрагивалась, — продолжил Патриарх. — Сообщаю вам, что через месяц на Пленуме Межсоборного присутствия и на Архиерейском Совещании будет рассмотрен документ, который, полагаю, ответит на многие вопросы. Сейчас отвечу на один из них: как быть, когда человек поисповедовался в одном храме, к примеру, на своем приходе, а причащаться пришел в другой? Если, подходя к Святой Чаше, такой человек поясняет, что в своем храме получил благословение причаститься, его следует причастить, так как в противном случае, будет вноситься недоумение в среду духовенства и смущение в сердца прихожан относительно правомерности действий того или иного священника».

«Богослужебное молитвенное общение должно получать продолжение во внебогослужебной жизни прихода», — заявил Предстоятель Русской Церкви. Самая простая возможность для этого — организация чаепития для всех желающих прихожан сразу после окончания Божественной литургии, при обязательном участии настоятеля или старшего служащего в этот день священника. Такая практика широко распространена в наших приходах за рубежом и все больше распространяется в Москве. «Ее всячески следует приветствовать, и она осуществима в большинстве приходов, за исключением, быть может, ведомственных, находящихся на особом режиме, или же тех, у которых вовсе нет собственной территории или подходящего приходского помещения», — считает Святейший Владыка.

Еще одна тема, прозвучавшая в докладе Патриарха, — совместная деятельностью прихожан.

«Прежде чем привлекать прихожан к хозяйственным "послушаниям", нужно, чтобы они осознали и прочувствовали, что это их приход, место для них родное и любимое. Общины, особенно большие, включают в себя отдельные группы, например, группа молодежи, группа родителей детей воскресной школы, группа волонтеров, занимающихся социальной работой. Такие группы могут быть очень активны, и способны организовывать как свои собственные мероприятия, так и помочь всему приходу осуществлять определенные виды деятельности, будь то благотворительной, просветительской или образовательной. Эта активность увлекает не только вновь приходящих в храм, но и тех, кто долгое время являлся прихожанином, но не имел опыта и навыка внебогослужебной приходской работы», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Что нужно для того, чтобы такая работа началась? «В первую очередь следует откликаться на инициативы прихожан и оценивать их с точки зрения блага для всего прихода, поощрять те из них, которые реально способны активизировать приходскую жизнь. Печально, когда настоятель ограничивает свое общение с прихожанами совершением богослужения и не способен не только поддержать полезные инициативы, но даже узнать о них. Это можно назвать как угодно, но уж только не приходской жизнью», — заявил Предстоятель Русской Церкви.

Кроме того, чтобы прихожане чувствовали свою ответственность за состояние храма и прихода «полезно время от времени собирать всех желающих путем объявления об этом с амвона или посредством письменного сообщения, размещенного на информационном стенде». «На таких встречах можно было бы рассказывать прихожанам и о хозяйственных вопросах, к примеру, о храмовых стройках и ремонте, о том, какие мероприятия проведены или планируется провести на приходе. Не только можно, но и полезно спрашивать прихожан об их пожеланиях или замечаниях относительно развития жизни прихода, совершения богослужений, деятельности воскресной школы и тому подобного. Можно предложить обсудить, например, то, как осуществлять совместными усилиями помощь обездоленным или одиноким людям. Ведь настоятелю далеко не все может быть видно, а, кроме того, подобный диалог позволяет людям ощутить ответственность за жизнь прихода», — отметил Святейший Патриарх.

Одним из наиболее важных вопросов для каждого клирика является практика совершения исповеди.

«Каждому священнику следует помнить, что посвящение его в пресвитерский сан, и даже длительный период пребывания в этом сане, еще не делают его абсолютно компетентным во всех жизненных вопросах, с которыми могут сталкиваться исповедающиеся у него люди, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Вдумчивого рассмотрения требуют некоторые пастырские и духовнические традиции, особенно с учетом порой некритического воспроизведения у нас опыта иностранных пастырей и духовников, а также с учетом доступности паломнических поездок».

Все ли в этих традициях достойно воспроизведения и подражания? «Осторожная деликатность, немногословное внимание, благоговейная боязнь навредить живой душе человека, готовность терпеливо дожидаться хотя бы робких самостоятельных его шагов навстречу Христу и, главное, неизменное уважение к кающемуся, к какому бы возрасту, званию или общественному положению он ни относился — вот что должно лежать в основе нашего пастырского подхода к Таинству Покаяния», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская