Проект «Епархия» / Новости Патриархии

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Новости Патриархии

Митрополит Волоколамский Иларион и архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий совершили в Вильнюсе Божественную литургию

14.05.2012

Вечером 12 мая 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Вильнюс.

В аэропорту иерарха встречали архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий и посол Российской Федерации в Литве В.В. Чхиквадзе.

В воскресенье 13 мая в соборе вильнюсского Свято-Духова монастыря митрополит Иларион и архиепископ Иннокентий совершили Божественную литургию в сослужении братии обители. За богослужением молился глава дипломатического представительства России в Литовской Республике.

По окончании Литургии иерархи сугубо молились у мощей мучеников Виленских.

Затем на амвоне архиепископ Иннокентий обратился со словами приветствия к митрополиту Волоколамскому Илариону и подчеркнул особое значение для владыки Виленской и Литовской епархии, где он подвизался в качестве насельника Свято-Духова монастыря. Констатировав, что годы его служения там пришлись на трудное и судьбоносное для епархии время, выступавший отметил, что владыка Иларион, в ту пору клирик Виленской епархии, твердо поддержал позицию правящего архиерея митрополита Хризостома. «Уже в свои молодые годы Вы проявили свои незаурядные качества: твердость в вере и мужество. Люди с теплотой и любовью вспоминают о Вас в тех местах, где Вы несли служение», — сказал архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий.

В качестве памятного дара он преподнес председателю ОВЦС икону Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка архиепископ Иннокентий! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

С чувством глубокого внутреннего волнения переступил я порог этого святого храма, с которым связаны очень многие воспоминания моей жизни. Четверть века назад на этом амвоне я лежал пред постригавшим меня наместником монастыря, ныне уже покойным архимандритом Никитой, и принял здесь монашеский постриг. Возле этого святого престола блаженной памяти архиепископ Викторин, тоже уже четверть века назад, рукополагал меня в диаконский сан. Здесь, в Свято-Духовом монастыре у мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия совершал я первые свои Литургии и в сане диаконском, и в сане священническом.

Навсегда в моей памяти останутся связанные в этой обителью добрые и трепетные воспоминания о монашеской юности и о первых месяцах и годах моего ответственного церковного служения. Поэтому сюда я приезжаю не в гости — я приезжаю в родную обитель, где началась моя монашеская жизнь.

Радуюсь возможности сегодня передать Вашему Высокопреосвяществу и вашей богоспасаемой пастве, всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напутствовал меня в эту поездку и чью книгу "Свобода и ответственность" на литовском языке мы завтра будем представлять общественности. Святейший Патриарх, будучи еще митрополитом, бывал в литовских пределах, бывал и в этой святой обители. И теперь, будучи Предстоятелем нашей Святой Церкви, он непременно посетит богоспасаемую Литовскую епархию, совершит здесь Божественную литургию и вознесет молитву обо всей нашей многомиллионной и многонациональной Церкви перед мощами великих угодников Божиих — святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия».

Далее прозвучала проповедь митрополита Илариона:

«Сегодня в евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос пришел в самарянский город и сел у колодца, а когда подошла простая женщина-самарянка, Спаситель попросил у нее воды (Ин. 4:5-42). И вот начался между ними странный разговор, ибо говорили они будто на разных языках и на разных уровнях: женщина спрашивала о чем-то совершенно простом и обыденном, а Господь ей отвечал об очень возвышенных вещах, которые превосходили ее человеческий разум. И даже когда пришли ученики и Господь, вдохновленный этой беседой, стал говорить им о небесной пище, которой является послушание Богу Отцу, они так же, как и самарянка, спрашивали друг друга о простых и земных вещах: "Разве кто принес Ему есть?"

Часто мы с вами обращаемся к Богу со своими простыми житейскими нуждами, и иной раз бывает, что мы получаем от Бога то, о чем просим. А бывает и так, что получаем не просимое, а что-то другое. Бывает, пути Господни оказываются для нас неисповедимыми и непонятными, и мы не знаем, почему на наш простой вопрос Господь не дает простого ответа. Но это бывает потому, что мы видим свою жизнь в перспективе, которая открывается ограниченному человеческому взгляду, а Бог видит нашу жизнь во всем ее многообразии, мы в силах узреть только наше прошлое и настоящее, Господу же ведомо также и наше будущее. Поэтому Он лучше нас самих знает, что нам потребно для спасения, что необходимо нам для жизни на этой земле и для жизни вечной. Потому-то и бывает порою так: когда мы просим об одном, Господь дает нам другое.

Женщина-самарянка, наверное, мало что поняла из того, что говорил ей Господь, но сердцем почувствовала, что это Мессия. И вот она пошла к своим людям и сказала: "Пойдите, посмотрите, не Он ли Христос". И они пришли, послушали Его, посмотрели на Него и сказали: "Мы теперь уже не по твоим словам веруем — мы сами убедились в том, что Он есть тот Самый Мессия, Который был нам обещан Богом". Так и наше человеческое сердце, когда мы чувствуем руку Божию в своей жизни, когда чувствуем таинственный промысл Божий, действующий иногда по нашей воле, а иногда вопреки ей, ощущает, что Бог лучше нас знает, что нам надо. Господь ведет нас по жизненному пути, несмотря на все наши грехи и заблуждения, несмотря на то, что мы часто бываем Его непослушными и неверными сынами и дочерьми. Даже если мы свою руку вырываем из Его детоводящей руки, Он все равно вновь и вновь простирает нам Свою руку, чтобы вести нас по пути ко спасению.

В том и заключается отличие между верующими и неверующими: неверующий человек все приписывает воле случая и все доброе в своей жизни ставит себе самому в заслугу, а верующий понимает, что над всеми нами — Бог, Который о каждом из нас заботится, у Которого для каждого из нас есть свой план и Который не отступит от этого плана, даже если мы будем пытаться отступить от него. И в конечном итоге подлинная вера заключается в том, чтобы довериться Богу во всем, что с нами происходит, и от всего сердца говорить Богу словами молитвы Господней: "Да будет воля Твоя", — потому что именно воля Божия есть та таинственная духовная сила, которую мы не всегда способны распознать, но наше сердце подсказывает нам, что ко спасению приведет нас именно эта сила, а не наша человеческая воля, которая столь часто уклоняется от добра.

Каждый из нас должен взглянуть на свою собственную жизнь. Мы не можем заглянуть в будущее, но в силах окинуть взглядом прошлое, оценить события своей жизни и понять, что ничего не бывает случайного, что все в жизни закономерно и что Господь ведет нас по жизни, спасая от гибели и вновь и вновь возвращая на пути спасения, когда мы уклоняемся на пути лукавства. Именно эта вера укрепляет нас на нашем жизненном пути и позволяет без страха и без опасения смотреть в будущее. Мы знаем: если Господь раньше нас вел, то будет вести и дальше, если Он раньше нас спасал, то будет делать это и в дальнейшем.

Будем возгревать в себе веру в Бога, будем просить Господа и Его Пречистую Матерь и святых угодников Божиих, в числе которых — великие Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, пребывающие здесь своими честными мощами, о том, чтобы нам всегда идти по пути ко спасению, не уклоняясь направо или налево. Будем просить Господа, чтобы Он привел ко святой спасительной Православной вере и тех, кто ныне находится вне ее. Сделаем также и сами все возможное для того, чтобы эти люди пришли в храм Божий и вместе с нами разделили радость богообщения, участие в церковных Таинствах и причащении Святых Христовых Таин».

Владыка Иларион поблагодарил архиепископа Иннокентия за теплый прием и гостеприимство, отметив: «Я хотел бы выразить надежду на то, что по молитвам святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Ваше служение здесь, на литовской земле, будет благословенным, будет успешным, что у вас будут добрые помощники, что люди будут вас любить, а вы будете, как и прежде, просвещать людей словом Божиим и помогать Богу вести Вашу паству ко спасению».

В память о совершенном совместно в этот день богослужении председатель ОВЦС подарил архиепископу Виленскому и Литовскому Иннокентию панагию с памятной надписью.

Далее состоялась трапеза с братией.

Вечером того же дня иерархи посетили заключительный концерт XIV Международного фестиваля русской духовной музыки в Литве, который состоялся в вильнюсском Дворце конгрессов. Мероприятие, собравшие сотни соотечественников, было организованно Вильнюсским обществом русской музыки «Русская классика» при поддержке Благотворительного фонда святителя Григория Богослова и Виленской епархии.

В поездке митрополита Волоколамского Илариона сопровождают исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов и его заместитель И.В. Лапшин, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и иподиакон А. Оно.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика