Новости Патриархии

23 Ноября 2015

20 ноября 2015 года в Общественной палате РФ обсудили вопросы развития семейного образования в России и укрепления традиционных ценностей в системе высшего образования. Участники круглых столов подготовят рекомендации по государственной поддержке семейной формы обучения детей и воспитанию традиционных ценностей в вузах.

Работу круглых столов, организованных Комиссией по развитию образования Общественной палаты РФ при участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и ряда общественных организаций, возглавил член Общественной палаты РФ митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

Также в мероприятиях участвовал председатель Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов.

«Семейное образование как форма обучения, осуществляемого родителями в семье, вне образовательных организаций, признана российским законодательством с 1992 года. Федеральным законом "Об образовании в РФ" право на выбор семейного образования имеют все родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Может ли семейное образование быть эффективным средством развития личности?», — сказал митрополит Игнатий на открытии круглого стола по семейной форме обучения.

По его мнению, семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями.

«По оценке экспертов, на сегодня это наиболее быстро растущая форма получения общего образования в мире. Возрастает интерес к семейному образованию, как со стороны российских семей, так и со стороны экспертов в области образования и представителей академического сообщества», — отметил митрополит Игнатий.

Протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что разрыв между школой и вузом так велик, что каждой семье, если ребеночек не гений, приходится нанимать педагогов для подготовки в вуз. Также председатель Комиссии по семье поделился данными об успехах домашнего образования на Западе: «Оказалось, что, по статистике, если ребенок учится в обычной школе, то из 100 баллов его успех достигает 50 баллов. Если же оба родителя, которые обучают ребенка дома, с высшим образованием, около 90 баллов получает в среднем ребенок, если один родитель с высшим — 86, если оба без высшего образования — 83 балла».

«Правильное устройство семьи начинается с пятого ребенка: дети находятся в постоянном общении с другими детьми и система начинает сама себя воспитывать. Этим процессом должен управлять отец, мать помогать ему. В таком случае дети растут в любви, безопасности, в атмосфере душевного благополучия, — описал модель идеальной семьи руководитель Патриаршей комиссии. — Чем дольше мы продлим ситуацию, когда ребенок находится внутри семьи, тем он будет крепче и физически, и психически, и умственно. Мне бы хотелось, чтобы в моем народе рождалась такая атмосфера устойчивого душевного благополучия, тогда и народ будет здоров».

Заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета Лев Мардахаев отметил, что увеличивающийся интерес к домашней форме обучения связан, в том числе и с кризисом школьного образования.

«Школа — это живой организм, писали классики педагогики, а дело директора — поддерживать его жизнедеятельность. Из-за политики объединения школ директора даже не знают преподавателей в лицо, а школьники и их родителей заточены на подготовку к ЕГЭ, а не на освоение материала», — подчеркнул Л. Мардахаев.

Сотрудник Фонда семьи и демографии, советник председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в области развития домашнего образования Ирина Шамолина познакомила участников с исследовательскими данными о результатах семейного образования. «Феномен семейного образования находится "на стыке" традиции и современности, являя пример плодотворного синтеза старого и нового, без которого невозможно подлинное развитие педагогики», — отметила И. Шамолина, указав на необходимость обеспечить доступность семейного образования, освободить его от избыточного контроля, на важность государственной поддержки клубов и объединений родителей, выбравших эту форму обучения для своих детей.

На круглом столе, посвященном воспитанию традиционных ценностей в высших учебных заведениях, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов подчеркнул, что очень важно ориентировать молодежь на создание семьи, только в семье можно быть счастливым: «Национальная идея очень проста — сделать свой народ (а народ — это большая семья, которая состоит из малых семей) счастливым, а для этого надо вернуться к семье и сказать, что клад, который ты ищешь, он не на острове сокровищ, а он в том, чтобы создать семью, в этой семье научиться любви, чтобы исполнить заповедь "плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю"».

Секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Сергей Иваненко привел тревожную статистику: 23% женщин в России воспитывают детей без супруга, суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,75, тогда как для демографической стабильности необходимо 2,1.

«Для исправления ситуации необходимо готовить молодежь к браку, воспитывая в них традиционные семейные ценности еще на первых курсах вуза», — подчеркнул С. Иваненко. В своем выступлении он отметил, что за последние годы были приняты важные государственные документы, позволяющие расширять и совершенствовать работу со студенческой молодежью в этом направлении — такие как Концепция государственной семейной политики и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. От общих усилий государства, профессионального сообщества, общественности, традиционных религиозных общин зависит, будет ли реализован этот серьезный потенциал.

«Важную роль в деле популяризации семейных ценностей и защите семьи может и должна сыграть система высшего образования. Ежегодно более 5,5 миллионов студентов проходит через организации высшего образования. Большинство из них уже создали или в ближайшее время будут задумываться о создании семьи, рождении и воспитании детей. Помочь им подготовиться к этому на прочном основании традиционных для народов нашей страны семейных и духовных ценностей — одна из задач воспитательной работы со студенческой молодежью», — говорится в рекомендациях Общественной палаты РФ.

Подготовленные по итогам круглых столов рекомендации будут направлены Общественной палатой РФ в органы государственной власти.

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства/Патриархия.ru