Новости православия (архив)

26 Января 2011

Книжно-иллюстративная выставка «Русская Православная Церковь и Великая Победа» открылась в выставочном зале Российской государственной библиотеки (РГБ). Выставка проходит по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и является совместным проектом РГБ, Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силам и правоохранительными учреждениями, Союза писателей России и церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Открытие выставки предварял круглый стол, посвященный роли Русской Православной Церкви (РПЦ) в годы Великой Отечественной войны. В мероприятии приняли участие священнослужители, писатели, историки, а также родственники известных полководцев войны.

Открывая круглый стол, замдиректора РГБ по научно-издательской работе Екатерина Никонорова отметила расширяющееся сотрудничество РГБ и РПЦ. Говоря о Победе, которую «завоевал русский народ», она тут же поправилась – «советский народ». Глава Синодального отдела протоиерей Димитрий Смирнов, напротив, в своей речи подчеркнул, что «войну выиграли не советские люди, а русские», идентифицируя русских и православных. Он напомнил, что ко времени начала войны «народ был поголовно крещеный», а согласно переписи 1937 г. большинство граждан СССР заявили о себе как о верующих; некоторые представители высшего военного командования происходили из семей священнослужителей. Далее о.Димитрий подробно изложил историю восстановления патриаршества в 1943 году, роль Сталина, которому «пришлось задействовать духовный потенциал»; рассказал о «соревновании Гитлера и Сталина – кто откроет больше церквей». Предупредив о возможном шоковом эффекте своего заявления, о.Димитрий сформулировал, что РПЦ «больше обязана своим существованием Гитлеру, чем Сталину», имея в виду, что именно тяжелые обстоятельства войны, а не внутренняя духовная мотивация заставила Сталина пойти на уступки РПЦ. «Возвращение Русской Православной Церкви сыграло огромную роль в поднятии духа русского солдата», -- подытожил священник.

Из воспоминаний непосредственного участника событий тех лет – протоиерея Симеона Серанчука – можно было узнать, как именно происходило «возвращение» Церкви в 1943 году. О.Симеон был рукоположен во священники в 1942-м на Украине. Сначала немцы относились к Церкви лояльно, свидетельствовал он, но затем, с ростом партизанского движения, начались преследования. Приходилось служить «скрыто – очень рано или поздно ночью». Иногда помолиться приходили партизаны, окружая кольцом охраны здание храма. О.Симеон вспоминал, как изменилась ситуация с приходом Советской Армии и восстановлением патриаршества: «Тут уже была свобода полная – нам никто не мешал служить, священникам дали отсрочку от военной службы до конца войны». «Я верю, что именно вера много помогла для спасения России, а Церковь много сделала для победы», – заключил почетный настоятель храма Рождества Богородицы во Владыкино.

В воспоминаниях о.Андрея Плионтковского, который был зенитчиком во время войны, особое внимание было уделено тому, что Церковь уже с первых дней войны «отдавала все на борьбу с врагом». Писатель Сергей Куличкин посвятил свое выступление разоблачению некоторых современных исследователей, которые пересматривают всю историю ВОВ и осуждают церковь за то, что она «благословляла и молилась за Главнокомандующего». «Именно советская власть и лично Сталин легализовали Церковь в нашей стране», -- подчеркнул главный редактор издательства «Военная книга». С осуждением новых ревизионистов выступила также дочь маршала Малиновского – Наталья Малиновская. Своими воспоминания поделились и другие участники круглого стола.

В экспозиции представлены издания Московского патриархата времен войны: «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов» (1943), «Правда о религии в России» (1942), Журнал Московской Патриархии за 1944 г.; книги и материалы, посвященные жизни и деятельности патриарха Сергия (Страгородского) и патриарха Алексия I (Симанского), издания, посвященные жизни и деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), научные исследования по истории РПЦ в годы войны, отношениям Церкви и государства в этот период. На выставке представлены издания, в которых собраны свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией в годы войны. Газеты «Правда» и «Известия» за 1941-1945 гг. рассказывают о событиях на фронте и в тылу, о церковной жизни. Издательство «Православная энциклопедия» представило документы и материалы, связанные с жизнью и деятельностью патриарха Сергия.

Среди уникальных экспонатов — молитвослов, в котором рукой его владельца были записаны две даты — рождения и гибели его сына — 1924 и 1942 гг. , а также семейная икона Чуйковых «Спас в силах», предоставленная сыном маршала В.И.Чуйкова.

Из фондов Отдела рукописей РГБ впервые экспонируются уникальные материалы из архива Г. П. Георгиевского — заведующего Отделом рукописей в годы войны, сына священника, участвовавшего в организации Поместного собора 1943 года. Среди них — автограф его работы «Русская Православная Церковь и Отечественная война». Впервые выставлены подлинник богословского трактата архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «О духе, душе и теле» (1945-1947), «Воспоминания» К. В. Мочульского о монахине Марии (Скобцовой) (1946) и первый перевод на русский язык работы С. Геккеля «Жизнь матери Марии Скобцовой» (1965). 

Выставка будет открыта до 15 марта.