Новости православия (архив)

9 Января 2003

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что улучшение отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами возможно при условии изменения позиции Святого Престола.

"Перспектива улучшения взаимоотношений сейчас всецело зависит от воли Ватикана", - отметил предстоятель Русской Православной Церкви в интервью, опубликованном в четверг в газете "Коммерсант", сообщает "Интерфакс".

Он сказал, что Русская Церковь "открыта к диалогу, нацеленному на реальный учет наших пожеланий и чувств наших верующих".

Однако, заявил Патриарх, в настоящее время позиция Римско-Католической Церкви "продолжает оставаться неизменной". Более того, в прошлом году по взаимоотношениям РПЦ и Ватикана нанесены "ощутимые удары", добавил Алексий II.

Он напомнил, что без консультаций с РПЦ Ватикан принял решение преобразовать апостольские администратуры в епархии с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. По мнению Патриарха, такой шаг Ватикана больше похож "на попытку создания параллельной власти во враждебной стране, чем на отношение к Церкви-сестре".

Коснувшись вопроса о введении в российских средних образовательных учреждениях в качестве факультатива основ православной культуры, Алексий II сказал, что сотни школ уже имеют многолетний положительный опыт обучения данному предмету и "ни у кого до сих пор это не вызывало возражений".

"Основы православной культуры - предмет не сугубо религиозный, а культурологический, причем преподается он на строго добровольной основе. Его критики намеренно смешивают понятия, пугая людей обязательным введением Закона Божия", - сказал Алексий II.

Отвечая на вопрос о возвращении Церкви земельной собственности, утраченной после революции 1917 года, Патриарх отметил, что "о полномасштабной реституции речь не идет". "Церковь не хотела бы, чтобы ее имущественные требования ущемляли интересы и без того бедствующих людей. Гораздо более актуальной видится проблема статуса земель, уже находящихся в пользовании Церкви", - подчеркнул Алексий II.