Новости православия (архив)

14 Января 2004

Сегодня в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

За литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил совершение хиротонии архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Наречение архимандрита Марка во епископа состоялось накануне, 13 января, в храме во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Свято-Даниловом монастыре.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, Председатель Учебного комитета при Священном Синоде, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин.

Вручая новохиротонисанному владыке архиерейский жезл, Святейший Патриарх Алексий обратился к епископу Марку с напутственным словом:

— Преосвященный епископ Марк, возлюбленный о Господе брат и сопричастник тайнодейственной благодати!

Неисповедимые пути Промысла Божия привели тебя к апостольскому служению в Церкви Христовой, Господь призвал тебя к высшей степени священства – к епископству. Ты принял великий Дар и сам дал великие обеты. Ты обещал Господу пред лицом всей Церкви со страхом Божиим совершать свое пастырское служение и жизнь свою положить на то, чтобы по образу Пастыреначальника Христа пасти вверенных тебе чад церковных и быть на деле достойным преемником по благодати святых и духоносных Отцов и святителей Церкви.

Идя на зов Божий, с трепетом проразумевай сколь велико, ответственно, многотрудно и сложно епископское служение. Какую нужно иметь мудрость и силу, кротость и воздержание, чистоту и смиренномудрие, чтобы сочетать справедливую строгость с милосердием и снисхождением к пастве! Какой ответ несет епископ за вверенные ему души пред Богом!

Обычай церковный, освященный древностью, повелевает нам, старшим твоим собратьям, обратиться к тебе со словом напутствия и назидания.

Святой апостол Павел говорит, что епископ должен быть для всех примером «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Он несет крестное служение, совершает подвиг сораспятия Христу. Епископ являет сострадательную любовь Христову к людям, непрестанно болезнует, надзирая за пастырями и пасомыми, дабы не уклонялись они с пути истинного и, вместе с апостолом Павлом, может сказать: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19).

Апостол Павел, научая рукоположенного им для Ефесской Церкви ученика своего Тимофея, писал: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 16).

Велик и страшен этот дар, который Дух Святой низвел на апостолов в дыхании бурном и в огненных языках и который нисходил на преемников апостольских и сегодня сошел на тебя преемством священнотаинственного рукоположения.

Каким образом должны мы и ты исполнять апостольскую заповедь? Ревностью и верностью в жребии своего епископского служения. Терпением в трудностях и уповании на помощь Божию. Молитвой и постоянным назиданием Словом Божиим. Неуклонным воззрением на Христа, душу Свою положившего за род человеческий, ради его спасения. Решимостью до конца идти тесным и скорбным путем подвига, несмотря ни на какие соблазны мира сего.

Была к тебе особенная милость Божия в том, что ты удостоился послужить делу церковному в Святой Земле, поклоняясь Живоносному Гробу Господню как бы для того, чтобы из этого Святого Источника почерпнуть силы для несения предназначенного тебе настоящего подвига.

Еще не слишком обширное дается тебе поле церковной деятельности, ибо ты призываешься быть Нашим викарием и помощником Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Будь единодушным и верным соработником твоего руководителя, со вниманием принимая его указания и памятуя слова Премудрого: «Спасение есть во мнозе совете…» (Притч. 11, 14).

Благим знамением для тебя является то, что твое посвящение совершилось в Соборном Храме Христа Спасителя в первый день нового года по старому стилю, в день священного празднования памяти святителя Василия Великого, которого называли «красотой иерархии». «Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами», – так отзывались о святителе его современники.

Подобно Спасителю, прежде чем принять бремя архипастырского служения, Василий Великий удалился в пустыню. Плоды подъятого им там на себя подвига покаяния и очищения стали достоянием всей Церкви. Каждый день мы начинаем с утренних молитв святого Василий Великого. В праздник Живоначальной Троицы его покаянным воздыханием коленопреклоненно молится вся Церковь. Великим постом, по воскресеньям, служится его литургия с исполненными непостижимого проникновения в тайны Божии молитвами.

С благоговением взирай на подвиги великого святителя, в его молитвенном предстательстве пред Богом ищи себе помощи и утешения.

Прими этот жезл как знамение силы, ниспосылаемой тебе от Господа, как опору в твоем новом служении и благослови предстоящих людей Божиих.

Биография епископа Егорьевского Марка

Епископ Марк (в миру - Головков Сергей Анатольевич), родился 31 марта 1964 года в городе Перми в семье церковного певчего.

В 1979 году окончил восьмилетнюю школу № 90 Перми. В 1981 году окончил среднюю школу № 92 Перми. С 1982 по 1984 годы проходил службу в рядах Советской Армии.

В 1984 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1988 году. В том же году был принят в Московскую Духовную академию. Во время учебы в академии дважды удостаивался Патриаршей стипендии.

На III курсе академии, 19 октября 1990 года, в Покровском академическом храме был пострижен в монашество архиепископом Дмитровским Александром, ректором Московских Духовных школ, с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка. Архиепископом Александром 21 ноября того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 7 января 1991 года - в сан иеромонаха. В сентябре 1990 года был назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА. С января 1991 года помогал помощнику Ректора по представительской работе в его деятельности. В течение второго семестра 1991/1992 учебного года преподавал во втором классе семинарии Священное Писание Нового Завета (Четвероевангелие). В 1992 году первым закончил Московскую Духовную академию, защитив по кафедре Истории Древней Церкви кандидатскую диссертацию на тему 'Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды'.

Решением Священного Синода от 12 августа 1992 года был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. К празднику Пасхи 1994 года был награжден наперсным крестом. В праздник Пятидесятницы 1997 года Святейшим Патриархом Алексием в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 28 декабря 1999 года был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. К празднику Рождества Христова 1999/2000 года награжден крестом с украшениями. Указом Святейшего Патриарха от 26 января 2000 года назначен настоятелем храма Святой Троицы в Хорошеве города Москвы. Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС МП, 3 мая 2000 года возведен в сан архимандрита.

Церковно-научный центр
"Православная энциклопедия"