Новости православия (архив)

22 Января 2004

Блаженнейший Патриарх Московский господин Алексий,
глубокоуважаемый господин Алексеев,
президента Международного Фонда единства православных народов,
возлюбленные братья Архиереи,
господин Посол,
чада во Христе возлюбленные,

С чувством оправданной и всем понятной духовной радости Мы находимся среди возлюбленных братьев и друзей после полученного Нами столь любезного приглашения как со стороны Блаженнейшего брата нашего Патриарха Московского господина Алексия, так и со стороны ученейшего профессора господина Алексеева, председателя Международного фонда единства православных народов, дабы Наша Мерность была почтена Премией вышеупомянутого Фонда. Как вы видите, мы приняли это уже упомянутое Нами предложение, связанное с вручением нам столь почетного знака отличия, ибо честь эта относится к Апостольскому и Патриаршему Престолу преславного Патриархата Александрии и всей Африки, но в не меньшей мере подтверждает и приумножает глубочайшую связь, существующую между нашими Сестрами-Церквами и братскими народами.

Значения такого Фонда, который ставит своей целью продвижение на путях единения православных христианских народов, являет реальный интерес к этому делу ответственных лиц, которые его возглавляют, а также соответствующий интерес со стороны Русской Церкви, под эгидой которой этот Фонд и функционирует во имя упрочения единства Церквей. Церковное единство происходит и проистекает из учения и искупительного подвига Иисуса Христа, оно основывается также на реальной миссии Церкви, цель которой - спасение мира. Церковь не была основана для того, чтобы произвести революцию в обществе и поколебать общественные устои, поскольку Иисус не боролся с общественной структурой Римской Империи Своего времени, предлагая какие-нибудь новые принципы управления, обороноспособности, образования и экономики. Нечто подобное могло бы не только умалить Его истинное предназначение в рамках этого мира, но и свести на нет совершенно недвусмысленным образом ничем не ограниченную свободную волю, каковую Он вложил в человеческую природу как высший дар, отличающий ее от прочего творения.

Мир, народы и отдельные лица, приняли Апостольскую проповедь любви и самопожертвования - и в краткий временной промежуток, как мы узнаем из текстов Нового Завета, достаточно большое число верующих приступили к опыту церковной жизни, составляя первые очаги обновления и спасения мира.

Первые христиане принесли с собой и элементы различных философских направлений, и научную проблематику, но также и свои собственные общественные нормы, что, объединившись в их духовном приношении Богу, обогатило Церковь интеллектуальными устремлениями, общественными нормами и обычаями, которые не противоборствовали учению Церкви, но приносились в разрастающееся здание церковной жизни как истинная жертва и как достойные дары подобно тому, как Волхвы принесли новорожденному Младенцу Христу то лучшее, чем они располагали: золото, ладан и смирну.

Воцерковление народов воспринималось Церковью - и на уровне ее деятельности, и на уровне ее умозрения - не как превозношение христианских народов над нехристианскими, но как осознание глубочайшей ответственности, которая выражалась многообразно и которая принесла духовно полезные зрелые плоды. Потому и молитва Церковная в любую эпоху бытия Церкви относится не только к ее внутренней "вершине", состоящей из верных чад Церковных, но обращена к Богу - Творцу мира во всей его полноте, с учетом того, что все мы - Его Творения, объемля собой народы, не ведущие истинного Бога. Народы, которые Церковь зовет, не иссякая в своем призыве, к Благодати Евхаристического Возношения и ко вступлению через Крещение в преисполненное благами Царство Небесное.

Христианские народы - и особенно Православные - сознают себя на стезях восхождения к своей беспредельной вере, распространению которой они взялись решительно содействовать. Но в этом своем самоопределении они учитывают ответственность возложенной на себя миссионерской деятельности, осуществляющейся в первую очередь в том внутреннем пространстве, границы которого задаются пребыванием в той или иной церковной юрисдикции.

Однако осознание себя в качестве "православного" опережает осознание своей национальной принадлежности. Мы можем напомнить о давних и тесных связях между Греческим и Русским народами. Религиозный фанатизм и национализм, переходящий в расизм, выявляют коллективную психологию страха и проявление слабой веры и, соответственно, как проявление ущербной демократии, это наносит урон здравому церковному самосознанию, ибо Церковь не допускает никаких форм насилия, стремясь к дарованию и возвращению здравия всем проявлениям человеческой жизни.

Блаженнейший Святой Брат!

Основание Международного фонда единства православных народов, который действует под эгидой Вашего Блаженства, выявляет интерес Русской Церкви к осознанию ответственности, которая отличает христианские народы и их руководителей, ее интерес к Вселенской Церкви, к политике, к экономике, к искусству и ко всем областям общественной и национальной жизни этих народов. Вместе с тем основание этого Фонда указывает на осознание широты этой ответственности, которая не позволяет пренебречь неправославными народами остального христианского мира и - более того! - чувство этой ответственности побуждает к тому, чтобы призывать к благотворному диалогу народы других религий, прежде всего монотеистических, поскольку такой диалог дает силы миссионерской деятельности Церкви, о которой она постоянно печется.

Следовательно, данная честь, оказываемая Нашей Мерности, является честью, воздаваемой тому делу, которое совершает Патриарх Александрийский и всея Африки, который на протяжении всей своей истории и в свете современного видения им миссионерской деятельности способствует ей, вносит в нее свой вклад и труждается ради объединения всех людей мира в духе служения им, в соответствии с тем, чему учит преславный основатель этого Патриархата Апостол и Евангелист Марк на примере того, что сам он сделал как Благовестник.

Вознося бесчисленные благодарения за признание Вами нашего скромного дела и за прекрасные плоды деяний Вашего горячего сердца, мы лобзаем Вас в духе истинной любви и братски просим, чтобы Вы молились за установление прочного мира между народами всею мира и за конечное уврачевание противоречий как между людскими массами, так и между отдельными людьми. Выражаем Вам Нашу горячую признательность.

Официальный сайт
Русской Православной Церкви.